Планирование как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования
Исследовать сущность внутрифирменного планирования.
Определить методы планирования.
Проанализировать методы формирования целей организации.
Провести практический анализ плана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Планирование как важнейшая функция
внутрифирменного управления………………7
1.1 Функция планирования……………………………………….7
1.2 Методы планирования………………………………………..10
ГЛАВА 2. Определение цели организации……………………………….17
2.1. Функция формирования целей………………………………17
2.2. Методы формирования целей………………………………..20
ГЛАВА 3. Практические основы исследования
внутрифирменного планирования……………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                             Стр. 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4 

    ГЛАВА 1. Планирование как важнейшая функция 

                       внутрифирменного                          управления………………7

        1.1 Функция планирования……………………………………….7

        1.2 Методы планирования………………………………………..10 

    ГЛАВА 2. Определение цели организации……………………………….17

        2.1. Функция формирования целей………………………………17

        2.2. Методы формирования целей………………………………..20 

    ГЛАВА 3. Практические основы исследования

                      внутрифирменного планирования……………………………..24  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  проблемы

     Менеджмент  является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с  управлением как таковым.  В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, и устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.

     Менеджмент  представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми  в организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

     Многие  предприниматели, руководители и специалисты  предприятий и некоммерческих организаций, пока, к сожалению, не представляют сущности управления организацией и знакомы лишь  с отдельными функциями менеджмента. Это в определенной степени происходит потому, что менеджмент помогает целенаправленно искать новые решения проблем, но не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени.

     Поэтому особенно важно понимание сути, принципов, подходов и методов менеджмента.  Теория управления и экономическая наука значительно обновилась и обогатилась в последние годы под влиянием опыта, накопленного в девяностых годах, как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой,  и в результате возникновения новых идей и исследовательских возможностей.

     Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

     Грамотные руководители хорошо знают, что все  великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка.

     Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции.

     Требования  повышения эффективности производства постепенно привело к пониманию  того, что возможности техники  и технологии в этом направлении ограничены. Необходимо более адекватно оценивать «человеческий фактор». Становится ясно, что именно люди, их отношения  друг с другом являются основным фактором эффективности работы и конкурентоспособности организации. В рамках человеческих отношений изменяются требования к менеджеру: он должен выполнять две основные и равнозначные функции: экономическую и социальную. Первая нацелена на максимизацию прибыли, а вторая на создание эффективно работающих коллективов и групп. Менеджмент  в своем развитии отвечает на вызовы времени и является самой актуальной наукой нашего времени.

     Разработанность в литературе

     Специалистами, оказавшими влияние на теорию и практику менеджмента являются: П. Друкер который разработал теорию управления по целям, первичность стратегии и вторичность структуры; М. Портер автор «Пять факторов конкуренции»; Т. Питерс автор концепции совершенной корпорации; Р.Акофф автор самой эффективной для менеджмента классификации систем. Очень много российских авторов по менеджменту: А.Н.Цветкова «Менеджмент», Л.Е. Басовский «Менеджмент», В.Р.Веснин «Менеджмент», Глухов В.В. «Основы менеджмента», В.В. Луашевич «Основы менеджмента» и т.д.

     Предмет исследования

     Предметом исследования является внутрифирменное планирование.

     Задачи  исследования

  1. Исследовать сущность внутрифирменного планирования.
  2. Определить методы планирования.
  3. Проанализировать методы формирования целей организации.
  4. Провести практический анализ плана.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

     1.1.ФУНКЦИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ

     Известный американский специалист в области планирования Р.Акоф назвал его проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку. Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации (фирмы) в целом  и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.

     Результатом  процесса планирования является система взаимосвязанных документов – планов. План содержит указания, кому, какую задачу, в какое время и при каком количестве ресурсов решать. Разработанные в процессе планирования планы являются источником мотивации и вовлеченности сотрудников. Планы показывают сотрудникам, какие действия они должны предпринимать для достижения целей. Они позволяют снизить уровень неопределенности, задают четкие ориентиры.

     Планы являются основой для принятия решений  менеджерами, способствуют раннему  распознаванию проблем развития. Наконец, они задают стандарты деятельности. Например, за определенный период удалось увеличить прибыль организации на 5%. Много это или мало? Ответить на этот вопрос невозможно, пока не задан стандарт. Если он 7%, то значит менеджеры с задачей не справились.

     Планирование внутри фирмы должно быть разумным, планы необходимо делать реальными и выполнимыми, взаимоувязанными, непротиворечивыми. Планы создают также возможность координации деятельности различных подразделений и отдельных сотрудников, информационно обеспечивают их, формируют объективную основу для мотивации и контроля.

     По  периодам планирование различают:

    • долгосрочное планирование – более 5 лет;
    • среднесрочное планирование – от 1 до 5 лет;
    • краткосрочное планирование – до 1 года.

     По  содержанию различаются:

  • продуктово-объектное планирование: производственная программа (номенклатура продуктов и услуг, объемы их производства), план диверсификации, план исследований и разработок;
  • ресурсное планирование: расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы и других планов в рамках продуктово-объектного планирования. Здесь же – оценка экономических результатов и эффективности деятельности. К ресурсному планированию относится также составление финансового плана, бизнес-плана, бюджетное планирование;
  • объемно-календарное планирование: распределение работ по календарным периодам. Должны быть рассчитаны объемы работ, загрузка подразделений и исполнителей, построены календарные графики проведения работ.1

     Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:

  1. Фирма создает стратегические планы.
  2. Предприятие, исходя из них и поступающих заказов, разрабатывает годовые производственные программы.
  3. Цех на основе заказов составляет квартальные, месячные и недельные планы-графики.
  4. Участку выдаются сменно-суточные задания.

     Планирование  осуществляется в соответствии с  рядом принципов:

    • участие максимального количества сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (люди охотнее будут выполнять не спущенные сверху задания, а те, что поставили сами себе);
    • непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом,  а системой регулярно повторяющихся действий;
    • преемственность, предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;
    • гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;
    • согласование планов, принимаемых в рамках организации (обусловлено взаимосвязанностью ее отдельных частей и необходимостью учета их интересов). Оно происходит путем координации планов подразделений одного уровня и интеграции планов соподчиненных подразделений;
    • экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением;
    • создание необходимых условий для выполнения плана.

     Перечисленные принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них  могут применяться также свои специфические принципы.

     Процесс планирования начинается с анализа  настоящего и прогнозирования будущего положения предприятия. На основе его  итогов ставятся цели, разрабатываются  стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать.

     Особенности планирования во многом зависят от степени централизации системы  управления. Если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.

     При среднем уровне централизации ими  принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях.

     В децентрализованных структурах сверху задают цели, лимиты ресурсов, а также  единую форму планов, которые уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации. 

     1.2. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

     Основная  цель планирования состоит в том, насколько это возможно в данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо.

       Поиск такого варианта осуществляется  путем итераций, т.е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.

     В настоящее время сложилось несколько  методов составления планов.

     Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т.е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последствии могут уточниться и корректироваться).

     В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

     Основной  общий бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и  пассивов, прибылей и убытков.

     Составляются также оперативные бюджеты:

    • производства;
    • продаж;
    • рабочей силы;
    • материальных запасов;
    • готовой продукции;
    • накладных, коммерческих, административных и иных расходов;
    • распределение прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);
    • поступление наличности и прочее.2

Информация о работе Планирование как функция управления