Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:08, дипломная работа
Цель дипломной работы - рассмотреть теоретические аспекты планирования и организации работы менеджера, разработать методические рекомендации по улучшению планирования личной работы менеджера в ООО ФД «Добрыня»
Исходя из цели дипломной работы, были поставлены следующие задачи:
• описать теоретические основы исследования планирования личной работы менеджера;
• выявить проблемы в планировании личной работы менеджера в ООО ФД «Добрыня»;
• разработать рекомендации по совершенствованию планирования личной работы менеджера;
[1, Гл 9 с.219-227].
Качества, необходимые менеджеру, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
В своих трудах С.И Калинин рассматривает качества менеджера как: К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание, которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя.
К ним относятся:
- высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и
смежных сфер деятельности;
- стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
- умение планировать свою работу.
Выделяют три
группы навыков, составляющие
основу профессиональной деятел
(техническую). На низших уровнях управления ее доля также составляет около 50% [12, с. 281].
В.Н Бурков, Н.А Коргин и Д.А Новиков считают: Личные качества менеджера в принципе мало чем должны отличаться от личных качество других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства.
Однако руководителем делают человека не профессиональные
или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность
всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
- энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к
власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах,
а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость,
- решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, но при необходимости легко перестроиться;
- ответственность, способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими, воспитывать их;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность
идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных [20,с.152].
В.Р Веснин утверждает, что требования к менеджерам в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших - на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.
В этих условиях
целесообразнее всего
И.Н Васильева, Г.С Желнинский характеризуют качества каким должен быть менеджер в новых условиях экономического развития, отражая модель, в которой выделены главные характерные черты современного менеджера:
1. Менеджер - глобальный стратег, которому должно быть присуще понимание того, как управлять в конкурентной среде.
2. Менеджер - человек с «технологической» настройкой, признающий и понимающий значение технологий, в первую очередь, информационных, обеспечивающих принципиально новый уровень управления за счет высокой скорости получения и передачи информации и повышения качества и обоснованности принимаемых решений.
3. Менеджер - политик, то есть человек, который обязан строить свою работу с учетом большого количества внерыночных факторов, отражающих новый характер взаимоотношений с другими организациями в условиях глобализации экономики.
4. Менеджер - лидер и новатор, то есть человек в организации, который является образцом для других, обладает чувством нового, не боится оправданного риска и проявляет качества предпринимателя [26, с. 278].
В теории и практике современного менеджмента последнему элементу модели придается особое значение, так как с ним связываются надежды на создание новой системы отношений между менеджерами, с одной стороны, и исполнителями, с другой. До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на благоприобретенный опыт. Современные компании и корпорации тратят немалые средства на обучение менеджеров правилам и формам общения, исходя при этом из золотого принципа: лучше сегодня потратить эти деньги, чем потерять потенциальных клиентов или рынки сбыта из-за неумения менеджеров и других сотрудников строить отношения с клиентами, руководителями, друг с другом (Приложения 1, 2) [17, с. 68-72].
Подводя итоги, можно сделать некоторое обобщение, касающееся содержания функций менеджеров в организациях. (Приложение 3). Они включают:
1.2. Принципы и анализ затрат рабочего времени менеджера
Известный немецкий специалист в области менеджмента JI. Зайверт разработал определенные правила планирования рабочего времени:
- Планировать рабочий день на 60%, оставляя 20% на решение непредвиденных задач и 20 % на творческую деятельность (например, повышение квалификации).
- Тщательно документировать и контролировать расход времени, что позволяет иметь о нем четкое представление, определяя будущие потребности в нем и правильное его распределение.
- Дифференцировать задачи предстоящего периода на долгосрочные и краткосрочные, устанавливая приоритет действий по их решению.
- Всегда последовательно до конца доводить начатое дело.
- Составлять гибкие планы.
- Планировать реальный объем задач, рассчитанных в соответствии с возможностями коллектива.
- Переносить невыполненные задачи автоматически в планы следующего периода.
- Отражать в планах не только сами действия, но и ожидаемые результаты.
- Задавать точные временные нормы и предусматривать на то или иное дело ровно столько времени, сколько на него действительно требуется.
- Реализовать принцип самодисциплины, устанавливающий точные сроки выполнения всех видов работ.
- Определять приоритеты в делах [21, с. 74].
В своих трудах В.Н Бурков, Н.А Коргин и Д.А Новиков считают, что планирование рабочего времени менеджера является одной из главных задач, так же как и осуществление планирования деятельности организации в целом. В нашей стране менеджеры еще не научились этим заниматься и уделяют данному процессу в 4 раза меньше времени, чем американские коллеги. Как отмечают западные экономисты, начинать планирование необходимо с четкой постановки задач. Для этого составляется перечень дел и возможных препятствий, которые потребуют отдельного времени на их преодоление. Анализ этого перечня в дальнейшем позволит скорректировать план и исключить несущественные моменты. Кроме того, планирование времени позволяет руководству критически осмысливать собственные идеи и находить эффективные способы их решения вовремя, создавая определенный резерв времени. Планирование позволяет менеджеру сконцентрироваться на главном с учетом сроков и времени решения основных задач. В результате планирования улучшается структура рабочего дня и возникает возможность составления расписания [13, с.83].
И.Т Балабанов рассматривает план, предусматривает решение стоящих проблем в рациональной очередности. В первую очередь планируются работы с фиксированным сроком исполнения или наиболее трудоемкие, требующие больших затрат времени. Нежелательно откладывать и неприятные дела, лучше их сделать раньше других. Далее планируется рутинная работа и выполнение повседневных обязанностей. Последними в плане значатся второстепенные и эпизодические дела, не требующие много времени (чтение текущей корреспонденции, обход рабочих мест). Главное - в процессе планирования устанавливается точный срок окончания дел.
Но случается, что предстоящий
запланированный объем работ
не может быть выполнен в заданное
время и тогда требуется
Тщательное документирование времени и контроль за его использованием служат предпосылкой планирования. Различают несколько типов планов использования времени: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
С помощью долгосрочных планов определяется структура времени, необходимого для реализации крупных жизненных целей, рассчитанных на многие годы, порой на десятилетия. Это может быть работа, связанная с получением образования, продвижением по службе и тому подобное.
Среднесрочные планы - годовые, в которых осуществляется распределение времени для решения крупных конкретных задач производственного характера.
Краткосрочные - включают разбивку времени для решения задач, конкретизирующих средне и долгосрочные планы. К ним относятся: квартальные, месячные, декадные, недельные и дневные. Начиная с месячных планов расчет времени, идет уже в часах. Среди краткосрочных планов важнейшим является дневной. В него включается не более десятка проблем, среди которых треть - главных, осуществляемых в первую очередь. Эти дела, а также самые неприятные принято планировать на первую половину дня (с утра). Это позволяет менеджеру к вечеру их завершить. В дневном плане однородные дела группируются в блок, что значительно экономит время менеджера и позволяет не перескакивать с одной задачи на другую.
Учитываются в дневном плане и перерывы. Они определяются исходя из работоспособности менеджера и времени, прошедшего с начала рабочего дня. Усталость нарастает с увеличением промежутка времени от начала рабочего дня, естественно, это снижает производительность труда менеджера или его подчинённых.
Знание всех приемов и методов планирования позволяет правильно распределять задания в зависимости от их сложности, трудности, ответственности, напряженности в рамках рабочего дня и оптимально их чередовать.
Лучшим вариантом фиксации дневного плана служит письменное его изложение. Это не позволяет игнорировать заложенные в него дела, разгружает память, дисциплинирует, делает работу более целенаправленной. Анализ выполнения плана также легче провести по записи.
Разработка (составление) плана происходит накануне вечером в несколько этапов: формулируются задачи (перенесенные из месячного или декадного плана, переходящие из плана предыдущего дня, нерешенные к настоящему времени), определяются необходимые на их решение затраты рабочего времени, оставляются «окна» на случай необходимости решить срочные проблемы, планируются 5 - 10-минутные перерывы после каждого часа работы, выделяются приоритетные задачи [10, с. 57-61].