Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно употребляться термин «менеджмент», который используется как синоним управления организацией.
Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося [13, c.14]:
рыночным механизмом развития экономики (наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционных механизмов при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования);
гибкостью и адаптацией в поведении фирмы на рынке (ориентация на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчеством менеджера, реформированием сознания работодателя и работников).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5
2 ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И ОПЕРАЦИИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 9
2.1 Природа и состав функций менеджмента 9
2.2 Общие и конкретные функции менеджмента 15
2.3 Эволюция функций управления и их конкретизация 18
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «ТРЭВЕЛ» 25
3.1 Краткая характеристика компании «Трэвел» 25
3.2 Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

2Природа и состав функций менеджмента .doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При переходе российской экономики на рыночные механизмы  хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно употребляться термин «менеджмент», который используется как синоним управления организацией.

Менеджмент - это элемент рыночной культуры, системы ценностей и убеждений. Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность,  поэтому он относится к особому типу управления, характеризующегося [13, c.14]:

  • рыночным механизмом развития экономики (наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционных механизмов при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования);
  • гибкостью и адаптацией в поведении фирмы на рынке (ориентация на человеческий фактор, высокий профессионализм, творчеством менеджера, реформированием сознания работодателя и работников). 

Менеджмент (management) обычно переводится  на русский язык как  управление. Глагол (to manage)  произошел  от латинского (manus) рука. Первоначально этим термином    обозначали умение объезжать лошадей или править ими. Затем стали обозначать умение управлять колесницами. Сегодня речь идет об умении управлять людьми в организациях. Под этим понимается умение добиваться поставленных целей, используя ресурсы персонала организации и учитывая  мотивы его поведения [17, c.30].

Однако менеджмент нельзя считать  только процессом управления людьми. В английском языке семантика  слова «менеджмент» сложна. Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно извлечь такие его толкования: «способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость; административная единица».

Таким образом, это понятие можно  употреблять во многих значениях: «управление; искусство управления; социальный слой,  управляющих». Аппаратный подход к менеджменту предполагает управление структурой и связями между звеньями и уровнями управления, распределением полномочий и ответственности работников, занимающих различные должностные позиции в аппарате.

Изучение данной темы является актуальным, поскольку в условиях современной  экономики все большее значение приобретает необходимость наиболее эффективного управления предприятием, организацией, фирмой. Менеджмент это  особый вид профессиональной деятельности, направленной  на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения разнообразных принципов и методов управления организации.

Основной целью данной работы является изучение природы и  состава функций менеджмента.

Таким образом, к основным задачам работы следует отнести  следующие:

  • теоретические аспекты природы менеджмента;
  • эволюция, процедуры и операции функций менеджмента;
  • характеристика основных функций менеджмента.

В работе использовались материалы учебной литературы, а  также  периодических изданий, в  том числе статьи журналов и газет.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДЫ  МЕНЕДЖМЕНТА

 

Формы почти  всех видов проявления современного управления можно проследить во всех  известных нам организациях древности  (Вавилона, Египта, Персии, Древнего Рима). 

В основном эволюционный процесс  менеджмента характеризуется  непрерывностью, отражением изменений, происходящих в обществе, в экономике, во всей мировой системе социально-экономических  изменений.  Однако в определенные периоды человеческого существования (от древнего Элама и Шумера до «перестройки») это мирное течение ускорялось революционными преобразованиями.

Первым революционным достижением считается образование в древнем Шумере особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. В истории эта управленческая революция получила название религиозно-коммерческой.

Вторая относится к 1760 году до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. Особенно необходимо отметить  жестокие  способы  осуществления стимулирования труда и контроля за качеством продукции [6, c.84].

Третья революция управления была направлена на соединение государственных  методов правления с контролем  за деятельностью в сфере производства и строительства во времена Навуходоносора II (605-682 гг. до н.э.).  Чиновников начали учить.

Четвертая связана с  зарождением капитализма и началом  индустриального прогресса европейской  цивилизации и датируется периодом XVII-XVIII вв. н.э. Главным преобразованием  в области управления было его  отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Но прагматичные примеры  эффективности управления предприятием  Робертом Оуэном в начале XIX в. не вызывали у бизнесменов того периода интереса к реформам. Люди, в основном бизнесмены, наслышавшись об исключительно прибыльной   фабрике в Шотландии,  издалека приезжали к нему в Нью-Ламарк,  чтобы воочию увидеть «этот  замечательный социальный эксперимент», но в реформах видели мало здравого смысла и примеру пионера не следовали. А ведь он много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их труда, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки  результатов работы каждого, ввел дополнительные выплаты за хороший труд, развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для того времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя.

Пятая управленческая революция  относится к концу XIX – началу XX вв. Ее иногда называют бюрократической, т.к. теоретической  основой преобразований в области менеджмента была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований считают 1911 год, с момента опубликования  книги Фредерика У.Тейлора «Принципы научного управления». Конечно, понимания того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать поставленных целей, сразу не возникло.

И, наконец, шестая, современная  так называемая «тихая управленческая революция», заключающаяся в том, что основные  положения управления могут применяться в рамках действующих структур, дополняя и постепенно приспосабливая их к новым условиям, используя эффективные средства и изменяющиеся методы современных информационных коммуникаций и вычислительной техники [7, c.74].

Несмотря  на столь длительный период развития менеджмента, управление носило чисто  практический характер и до нашего времени не рассматривалось как  наука о  системном подходе  к способам и средствам управления организацией [1, C.25-31]

Менеджмент - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных  с целью интенсификации производства и увеличения прибылей[2, c.34].

Менеджмент - наука об управлении человеческими отношениями в процессе производственной деятельности и взаимосвязей потребителей с производителями [8, c.76].

Основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие [15, c.103]:

  • исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит свое выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде;
  • в подходах, принципах и методах управления отдается явный приоритет экономическим средствам и методам управления. Наиболее явно это проявляется в маркетинге - управлении, ставящем в центр внимания интересы потребителя;
  • менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний;
  • в организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями, организация инновационного типа, т.е. отзывчивая к нововведениям;
  • менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления. Нередко менеджмент вообще отождествляют с искусством управления.

Принципы  управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации  процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера [3, c.87].

Итак, далее  необходимо рассмотреть основные функции и принципы менеджмента.

 

2 ЭВОЛЮЦИЯ, ПРОЦЕДУРЫ И  ОПЕРАЦИИ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1  Природа и состав функций менеджмента

 

 

В литературе по менеджменту  до сих пор недостаточно разработана  классификация функций по четко  определенным признакам. Так называемый функциональный подход к менеджменту обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается [5, c.129].

Надо отметить также, что хотя функции менеджмента выполняются всеми руководителями, они выполняются неодинаково руководителями разного ранга. Следует также заметить, что руководители независимо от ранга редко выполняют все функции во всей полноте. Другими словами руководитель выполняет только часть функции планирования, часть функции организации и т.д. Поэтому очень важно понять соотношение основных элементов каждой функции в процессе управления.

Таким образом, категория  функций менеджмента является одной  из фундаментальных в теории менеджмента [18, с. 36].

Функции менеджмента - это  часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры  управленческой системы. Невозможно найти  один, универсальный принцип классификации  функций менеджмента.

Правомерные различные  принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций менеджмента с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Функция менеджмента (управления) - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления [9, с.194].

Классификация функций  менеджмента представлена в Таблице.

Таблица 2.1.1.

Классификация функций  управления [19, с. 174].

Критерий классификации 

Состав функций управления

1 Содержание управленческой  деятельности 

Прогнозирование и планирование

Организация

Активизация (мотивация, стимулирование)

Контроль

Координация

Регулирование

Исследование

2 Организационная роль  функции 

Функции интеграции (объединения)

Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

3 Направление деятельности 

Интрафункции

Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

4 Сферы развития объекта  управления 

Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)


Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)

Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.

Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)

5 Этапы производственного  процесса 

Управление подготовкой  производства

Управление процессом производства

Управление обеспечением производства

Управление процессами реализации продукции

6 Тип производства 

Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

7 Масштаб времени 

Стратегическое управление

Текущее (тактическое) управление

Оперативное управление

8 Этапность процесса  управления 

Целеполагание

Определение ситуации

Определение проблемы

Решение

9 Основные факторы  производственного процесса 

Управление продуктом

Управление персоналом

Управление информацией

Информация о работе Планирование цен на услуги туристической фирмы «Трэвел» как одна из функций менеджмента