Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 22:49, дипломная работа
Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности "Консул".
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
2) рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
3) рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных сил
1.2 Основные стратегии и конкурентные преимущества
1.3 Методы анализа конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "КОНСУЛ"
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
2.2 Оценка рыночного положения предприятия
2.3 Исследование поведения потребителей
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ "КОНСУЛ"
3.1 Введение новых услуг на предприятии
3.2 Оценка эффективности мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, анализ GAP можно назвать организационной атакой на разрыв (ликвидацию разрыва) между желаемой и прогнозируемой деятельностью.
Попыткой объединить все элементы целостного взгляда на бизнес явилась разработка примерно в 1980 г. метода, получившего название LOTS, что на шведском языке означает "лоцман". LOTS вначале применяли для оценки рыночного потенциала гиалюровой кислоты (экстракта петушиных гребешков). В результате анализа маркетинг этого товара был сосредоточен в области глазной хирургии -- одной из десятков областей возможного применения кислоты. Это было самой выгодной операцией фирмы "Фармация": продукт под фирменным названием "Хеалон" произвел революцию в современной глазной хирургии.
С тех пор язык LOTS был систематизирован. Его преподавали руководителям шведского бизнеса и иностранных дочерних фирм. В сокращенном варианте его не без пользы изучают и люди, непосредственно не связанные с покупателями и маркетингом.
Философия LOTS исходит из того, что компания, государственное учреждение или какая-нибудь другая организация должны стремиться и уметь приспособить свои действия к требованиям покупателей.
Метод LOTS включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия.
Анализ по методу LOTS включает девять этапов и касается:
существующего положения;
стратегии;
долгосрочных целей;
краткосрочных целей;
методов и объектов анализа;
кадрового потенциала;
планов развития;
организации менеджмента;
отчетности.
При обсуждении этих проблем могут быть использованы различные модели деловой стратегии и способы решения задач. Конечной целью является выработка позиции, которая позволит компании, подразделению или индивидууму правильно строить свои взаимоотношения с внешним миром. Название модели анализа McKinsey 7S идет от названия компании и семи факторов ее деятельности, семи слов, начинающихся в английском языке на букву "5" (strategy -- стратегия, skills -- навыки, shared values -- общепризнанные ценности, structure -- структура, systems -- системы, staff-- кадры, style -- стиль) (рис. 7).
Рис. 7 Факторы, влияющие на развитие фирмы по модели McKinsey 7S
Стратегическое положение фирмы рекомендуется оценивать по следующим показателям:
относительный размер;
рост;
доля рынка;
позиция;
сравнительная рентабельность;
чистый доход;
технологическое состояние;
образ (реальность, воспринимаемая извне);
руководство и люди.
Привлекательность рынка рекомендуется оценивать по следующим показателям:
абсолютный размер;
рост рынка;
широта рынка;
ценообразование;
структура конкуренции;
отраслевая норма прибыли;
социальная роль;
влияние на окружающую среду;
юридические ограничения.
После анализа
перечисленных показателей
Рис. 8 Матрица "стратегическое
положение/привлекательность
Метод PIMS (Profit Impact of Market Strategy) -- метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль. Был разработан в середине 60-х годов в компании General Electric. PIMS представляет собой попытку обобщить все переменные, которые влияют на долгосрочную прибыльность компании. Считается, что эта модель, использующая около 30 переменных, позволяет выявить около 67% факторов успеха компании. Модель состоит из базы данных, охватывающих почти 3000 предприятий, главным образом североамериканских и европейских компаний. Можно сравнить данные, характеризующие деятельность предприятий, функционирующих в соответствующей отрасли, с данными эмпирического материала модели. Использование эмпирического материала является ее огромным достоинством, так как это позволяет сократить разрыв между абстрактным (теоретическим) и конкретным (практическим). Решающие факторы прибыльности для любой отрасли в соответствии с моделью PIMSподразделяются на три группы: конкурентная ситуация, производственная структура, рыночная ситуация. На схеме знак "+" означает благоприятный эффект на прибыльность, а знак "--" означает неблагоприятный эффект. Факторы ранжированы (рис. 9).
Самое сильное влияние на норму прибыли, в порядке убывания, оказывают:
капиталоемкость;
относительное качество продукта;
относительная доля компании на рынке;
производительность труда.
Рис. 9 Решающие факторы прибыльности
Большое преимущество модели PIMS состоит в том, что ее авторы пытаются измерить относительное качество продукта, так как решающим условием успеха в бизнесе является удовлетворение потребителей. В этой модели делается попытка оценить соответствие структуры производства структуре потребностей.
База данных этой модели формируется в Институте стратегического планирования, который находится в Бостоне и имеет филиалы в других странах.
Рассмотрим метод изучения профиля объекта. Профилем называется сумма характеристик объекта анализа, благодаря которым он известен целевой группе потребителей. Корпоративный профиль -- это образ компании или ее продукция в глазах целевой группы (рис. 10)
Рис. 10 Профиль характеристик фирмы
Потребитель или любая другая организация может по утвержденной методике проанализировать и оценить любую фирму, в любой области деятельности.
"Профиль"
является средством или
Таким образом, существует множество методов анализа конкурентоспособности. В данном параграфе были рассмотрены следующие методы:
SWOT-анализ;
метод GAP;
метод LOTS:
модель анализа McKinsey 7S;
метод PIMS.
Каждый метод анализа раскрывает сущность конкурентоспособности исследуемого объекта.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "
2.1 Анализ основных показателей работы предприятия
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Достижение
этой цели, с одной стороны, предполагает
совершенствование
Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.
В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие "Консул" организовано в 1994 г и расположено по адресу: РФ, г. Ульяновск, 9 проезд Инженерный, д. 13
Фирма занимается
производством и торговлей
Предприятие предлагает:
Мягкая мебель и кресла;
Угловые диваны
Двуспальные кровати;
Общая площадь предприятия - 700 м2
Организационная структура предприятия "Консул" представляет собой линейно-функциональную структуру, то есть базируется на функциональной основе предназначаемая для руководства отдельными видами работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Раскрывая сущность предприятия торговли, необходимо рассматривать его трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (рис. 11).
Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
-позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
-является оптимальной
формой для долговременного
-позволяет ограничить
имущественный риск участников
суммой вклада в капитал
-создает основания
для гибкого управления
Анализ хозяйственной деятельности мебельного предприятия "Консул" необходимо провести для того, чтобы выяснить каких показателей достигло предприятие за отчетный период, выявить резервы и предложить возможные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
Данные отдельных
технико-экономических
Рис. 11 Структура торгового предприятия
Таблица 1 Сравнительный анализ отдельных экономических показателей за 2008г.
Iкв. |
II кв. |
6 мес. |
III кв. |
9 мес. |
IV кв. |
Год |
||||
Количество проданных комплектов мебели производства фирмы "Консул" |
2007г. |
248 |
353 |
601 |
308 |
909 |
346 |
1 255 |
||
2008г. |
354 |
607 |
961 |
709 |
1 670 |
569 |
2 239 |
|||
в % к пред. году |
142,7% |
172,0% |
159,9% |
230,2% |
183,7% |
164,5% |
178,4% |
|||
2008г. в розницу |
304 |
490 |
794 |
601 |
1395 |
550 |
1945 |
|||
доля розницы в общем V |
85,9% |
80,7% |
82,6% |
84,80% |
83,5% |
96,7% |
86,9% |
|||
Объем реализации комплектов мебели производства фирмы "Консул"", 2008 г., в тыс. руб. |
в ценах реализации 1 единицы мебели |
66 539 |
112 772 |
179311 |
136 028 |
315 339 |
112 463 |
427 802 |
||
в покупных ценах |
62 912 |
108 869 |
171781 |
129 229 |
301 010 |
104 404 |
405 414 |
|||
ВД от реализации 1 единицы мебели |
3 627 |
3 903 |
7 530 |
6 799 |
14 329 |
8 059 |
22 388 |
|||
% торговой надбавки |
5,77% |
4,86% |
5,19% |
6,49% |
5,29% |
7,72% |
5,91% |
|||
ср. цена реализации комплекта мебели |
187,963 |
185,786 |
186,588 |
191,859 |
188,826 |
197,650 |
191,068 |
|||
Валовой доход предприятия от проданных комплектов мебели. |
2007 г., тыс. руб. |
8 845 |
14 100 |
22 945 |
14 785 |
37 730 |
12 065 |
49 795 |
||
2008 г., тыс. руб. |
10 089 |
11 649 |
21 738 |
17 734 |
39 472 |
18 060 |
57 532 |
|||
в % к предыдущ-ему году |
114,1% |
92,5% |
100,8% |
130,7% |
112,5% |
149,7% |
121,5% |
|||
ФОТ (Фонд Оплаты Труда) - всего персонала |
сумма, тыс. руб. |
5 175 |
6 308 |
11 483 |
7 135 |
18 618 |
7 585 |
26 203 |
||
в т. ч. |
Основных рабочих |
сумма, тыс. руб. |
1 846 |
2 218 |
4 064 |
2 511 |
6 575 |
2 517 |
9 092 |
|
Вспомогательных рабочих |
сумма, тыс. руб. |
1 066 |
1 213 |
2 279 |
1 127 |
3 406 |
1 172 |
4 578 |
||
Руководство |
сумма, тыс. руб. |
2 064 |
2 617 |
4 681 |
3 161 |
7 842 |
3 603 |
11 445 |
||
Отношение ФОТ к валовому доходу |
в % |
51,3% |
54,2% |
52,8% |
40,2% |
47,2% |
42,0% |
45,5% |
||
Общая сумма затрат по предприятию |
2007 г., тыс. руб. |
7 724 |
11 729 |
19 453 |
11 018 |
30 471 |
9 876 |
40 347 |
||
2008 г., тыс. руб. |
9 057 |
11 282 |
20 339 |
13 803 |
34 142 |
13 603 |
47 745 |
|||
в % к пред. году |
117,3% |
96,2% |
104,6% |
125,3% |
112,0% |
137,7% |
118,3% |
|||
Удельный вес ФОТ в общей сумме затрат |
% |
57,1% |
55,9% |
56,5% |
51,7% |
54,5% |
55,8% |
54,9% |
||
Таблица 2 Сравнительный анализ отдельных экономических показателей за 2009 г.
I кв. |
II кв. |
1 полугодие |
III кв. |
9 мес. |
IV кв. |
Год |
||||
2009г |
508 |
538 |
1 046 |
424 |
1 470 |
504 |
1 974 |
|||
в % к пред. г |
143,50% |
88,60% |
108,80% |
59,80% |
88,00% |
88,60% |
88,20% |
|||
2009 г. в розницу |
465 |
528 |
993 |
424 |
1417 |
504 |
1921 |
|||
доля розницы в общем V |
91,50% |
98,10% |
94,90% |
100,00% |
96,40% |
100,00% |
97,30% |
|||
Объем реализации комплектов мебели производства фирмы "Консул", 2009 г., в тыс.руб. |
в ценах реализации 1 единицы меб. |
103 668 |
114 695 |
218 363 |
92 888 |
311 251 |
105 636 |
416 887 |
||
в покупных ценах |
96 030 |
104 867 |
200 897 |
86 213 |
287 110 |
101 261 |
388 371 |
|||
ВД от реализации |
7 638 |
9 828 |
17 466 |
6 675 |
24 141 |
4 375 |
28 516 |
|||
% торговой надбавки |
7,95% |
10,70% |
8,69% |
9,59% |
8,96% |
4,32% |
7,75% |
|||
ср. цена реализации 1 комплекта мебели |
204,071 |
213,188 |
208,76 |
219,075 |
211,735 |
209,595 |
211,189 |
|||
Валовой доход предприятия |
2008 г., тыс. руб. |
10 089 |
11 649 |
21 738 |
17 734 |
39 472 |
18 060 |
57 532 |
||
2009 г., тыс. руб. |
16 829 |
22 009 |
38 838 |
18 930 |
57 768 |
17 770 |
75 538 |
|||
в % к предыдущему году |
166,80% |
188,90% |
178,70% |
106,70% |
146,40% |
98,40% |
131,30% |
|||
ФОТ - всего персонала списочного состава |
сумма, тыс. руб. |
6 635 |
8 585 |
15 220 |
7 901 |
23 121 |
9 578 |
32 699 |
||
в т. ч. |
основных рабочих |
сумма, тыс. руб. |
2 289 |
2 997 |
5 287 |
3 250 |
8 537 |
3 102 |
11 639 |
|
вспомогательных рабочих |
сумма, тыс. руб. |
1 243 |
1 398 |
2 641 |
1 369 |
4 010 |
1 530 |
5 540 |
||
Руководство |
сумма, тыс. руб. |
2 794 |
3 833 |
6 627 |
3 977 |
10 604 |
4 591 |
15 195 |
||
Отношение ФОТ к валовому доходу |
в % |
39,40% |
39,00% |
39,20% |
41,70% |
40,00% |
53,90% |
43,30% |
||
Общая сумма затрат по предприятию |
2008 г., тыс. руб. |
9 057 |
11 282 |
20 339 |
13 803 |
34 142 |
13 603 |
47 745 |
||
2009 г., тыс. руб. |
13 552 |
17 507 |
31 059 |
16 639 |
47 698 |
18 386 |
66 084 |
|||
в % к пред. году |
149,60% |
155,20% |
152,70% |
120,50% |
139,70% |
135,20% |
138,40% |
|||
Удельный вес ФОТ в общей сумме затрат |
% |
49,00% |
49,00% |
49,00% |
47,50% |
48,50% |
52,10% |
49,50% |
||
Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий