Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия лидерства в организации и разграничение понятий «лидер» и «руководитель». В соответствие с целью можно выделить следующие задачи:
1. исследование понятия лидерства в управлении современной организацией,
2. анализ лидерства на примере предприятия
Объектом исследования является ООО «Ватрушкин».
Введение
Глава 1. Понятия лидерства в управлении современной организацией
1.1. Сущность лидерства
1.2. Стили лидерства компанией
1.3. Современные модели лидерства
Глава 2. Лидерство как основа взаимодействия руководителя и подчиненных в ООО «Ватрушкин»
2.1Характеристика ООО «Ватрушкин»
2.2 Оценка личности руководителя и психологических критериев
2.3. Рекомендации по усовершенствованию стилей лидерства
Заключение
Список используемой литературы
7. На вопрос об отношении руководителя к условиям труда сотрудников были получены следующие результаты:
рабочих из 20 и 7 специалистов из 10 считают, что руководитель старается поддержать условия труда на достаточно хорошем уровне. Значит руководитель следит за состоянием рабочих мест, стремится к тому, чтобы работников они устраивали, и персонал это видит. Таким образом он проявляет заботу о своих подчиненных. Эффект от улучшения условий труда заключается в повышении уровня мотивации и, соответственно, производительности труда, повышении качества продукции, а также в усилении преданности сотрудников своей организации. Минусом является то, что никто из сотрудников не отметил наличие у руководителя стремления к постоянному повышению условий труда. Необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время из-за ограниченности финансовых ресурсов, осуществлять это достаточно проблематично, следствием является отсутствие начиная с 1993 года капитального ремонта офисных помещений. Также в виду той же причины не вкладываются деньги и в улучшение производственной базы.
На вопрос, в какой мере руководителю ООО Ватрушкин» присуща способность обучать подчиненных, 16 рабочих из 20 и 9 специалистов из 10 считают, что их руководитель проявляет желание обучать подчиненных, но не имеет для этого достаточных способностей. Это объясняется тем, что руководитель старается уделить внимание повышению квалификации подчиненных, но у него нет для этого необходимых навыков. Причина кроется в том, что невнимание к своему индивидуальному и профессиональному развитию руководителя накладывает и на обучение подчиненных свой отпечаток. Это приводит к снижению заинтересованности и воодушевления работников, результатов работы. Сотрудники без лишнего энтузиазма относятся к возможности расширения объемов производства. Они заинтересованы лишь в сохранении стабильности своего рабочего места. В настоящее время каждый руководитель должен уметь заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Менеджер, который развивает людей, тем самым увеличивает их профессионализм, следовательно, повышает эффективность труда.
Сотрудники ООО Ватрушкин» считают, что их руководитель признает свою некомпетентность в каких-либо вопросах:
Сотрудники имеют различные мнения:
По мнению рабочих, руководство признает свою некомпетентность только тогда, когда не может ее скрыть (одиннадцать из двадцати опрошенных), а также в случае, когда она действительно проявляет некомпетентность (девять из двадцати опрошенных). По мнению специалистов (восемь из десяти), директор признается в некомпетентности, когда это соответствует действительности. Данное расхождение во взглядах происходит из-за того, что директор старается скрыть некомпетентность перед персоналом, по причине заботы о сохранении авторитета перед персоналом. При работе со специалистами она вынуждена признавать свою некомпетентность, так как для компенсации некомпетентности директора необходимы знания и навыки специалистов компании.
Атмосфера в коллективе оценена сотрудниками следующим образом:
Шестнадцать рабочих из двадцати и девять специалистов из десяти отмечают, что атмосфера в коллективе сложилась доброжелательная, причиной этого является то, что директор уделяет атмосфере в коллективе значительное внимание, поэтому конфликты довольно редки, взаимовыручка и взаимопонимание являются неотъемлимой частью атмосферы коллектива. Это характеризует стиль руководства как демократический. Эффективность создания такой атмосферы в коллективе отражается в осознании сотрудниками себя частью предприятия, и создании комфортного психологического и эмоционального состояния персонала.
Относительно вопроса, проявляет ли директор внимание к проблемам персонала, включая личные проблемы, опрошенные дали следующие ответы:
Восемнадцать рабочих из двадцати и восемь специалистов из десяти отметили, что директор компании всегда уделяет достаточное внимание проблемам сотрудников. Это может быть объяснено тем, что директора интересуют не только организационные, но и личные и семейные дела и проблемы сотрудников, старается принимать участие в их разрешении. Можно еще раз отметить, что это характеризует стиль управления как демократический, что повышает авторитет директора среди персонала, а также способствует становлению дружественногй атмосферы в коллективе. Компания ООО Ватрушкин» является средней по численности персонала, в компании все сотрудники знают друг друга лично, по этой причине личные проблемы персонала являются важными для директора компании.
Исходя из мнения сотрудников ООО Ватрушкин» директор ведет себя при разрешении конфликтных ситуаций следующим образом:
Пятнадцать рабочих из двадцати и семь специалистов из десяти отмечают, что директор при разрешении конфликтов в большинстве случаев становится в нейтральную позицию. Таким образом, персонал компании отмечает тот факт, что их директор старается не вмешиваться активно в возникающие конфликты, пуская дело на самотек. Это характеризует стиль руководства как либеральный. Это ведет к ослаблению контроля над сотрудниками. Также нужно заметить, что при уделении недостаточного внимания к возникающим среди персонала конфликтным ситуациям, есть возможность раскола среди сотрудников, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на эффективности функционирования компании. На данный момент уже можно отметить снижение объемов продаж на 8,1 % за 2012 год по сравнению с 201. Также это может увеличить текучесть кадров.
Подводя итог результатов анкетирования, которое было проведенно среди сотрудников ООО Ватрушкин», можно сделать заключение о стиле руководства директора. В большей мере стиль руководства характеризуется как демократический стиль, которому характерны следующие признаки:
· оказание влияния на сотрудников с помощью положительного подкрепления и личного примера
· создание доброжелательной атмосферы среди персонала, что способствует росту эффективности работы компании
· признание своей некомпетентности перед сотрудниками по рабочим вопросам
· поддерживание условий труда на достаточно высоком уровне
· применение разумного контроля над деятельностью сотрудников
· оказание помощи сотрудникам при решении их проблем
· принятие решений совместно с сотрудниками
Однако можно выявить следующие недостатки:
· цели директора неясны
· оказание невнимательности к проблемам самосовершенствования
· способности к обучению персонала отсутствуют
· недостаточность мотивации и признания персонала.
· занятие нейтральной позиции в конфликтной ситуации.
Также было проведено анкетирование директора ООО «Ватрушкин» Черепановой Л.Я.
Анализ анкеты для руководителя:
1) Как Вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?
трудности заставляют его действовать активно;
Выводы: это говорит о проявлении лидерских качеств у руководителя. Руководитель не боится возникающих трудностей и сможет вывести организацию из кризисного состояния, мобилизуя силы всей фирмы, используя свои лидерские качества.
2) На собрании или совещании Вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?
будет отстаивать свою точку зрения
Выводы: Это также говорит о лидерских качествах руководителя. Значит, руководитель не боится отстаивать свою точку зрения, даже если эта точка зрения отличается от мнений большинства. Руководитель сможет отстоять права своей организации перед внешними организациями, конкурентами. С таким руководителем сотрудники должны чувствовать себя уверенно.
3) Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
сумеет взять всю ответственность за решение, которое было принято, на себя
Выводы: отсюда можно сделать вывод, что руководитель, встречаясь с похожими ситуациями, признавал свои ошибки, значит, он обладает таким качеством, как ответственность, а это свойственно только сильному человеку, который не боится показать свои промахи. Это позитивный факт.
4) С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:
обладает харизмой
Выводы: Это говорит о том, что руководитель располагает ограниченными знаниями о таком понятии, как "лидерство", он не имеет экономического образования, необходимого для эффективного управления. Не зная о лидерстве и руководстве, невозможно управлять организацией эффективно. Отсюда недостаток - отсутствие самосовершенствования.
5) Если Вам предоставят выбрать задание, то вы выберите:
сложную, но интересную работу
Выводы: Значит, руководитель не боится трудностей, а выбирает ту работу, которая ему интересна. Этот выбор также является признаком лидерства. Руководитель не боится столкнуться с проблемами, которые связаны со сложной работой. Это положительно влияет на организацию при возникновении нестандартных, новых ситуаций.
6) Какой тип руководителя кажется Вам наиболее значительным (предпочтительным)?
тот, который все решает сам
Выводы: из этого ответа можно сделать вывод, что руководитель старается в работе принимать решения самостоятельно. Это характеристика авторитарного стиля. Известно, что данный стиль имеет свои плюсы и минусы. Применение его может привести к высокой текучести кадров, в силу того, что руководитель не уделяет должного внимания к сотрудникам организации, к их потребностям.
7) Что Вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?
руководить группой подчиненных
Выводы: руководителю нравится его работа как управленца, он находится на своем месте. Если работа интересна руководителю, то эффективность ее будет максимальна.
8) Какое из мнений приближено к вашему собственному?
настоящий руководитель должен уметь управлять
Выводы: Выбор руководителем этого варианта можно объяснить тем, что он осознает необходимость у эффективного менеджера такой функции как управление людьми. Это положительный факт. Но эффективный руководитель ради достижения организационных целей также должен делегировать свои полномочия подчиненным. Этот вариант не был отмечен руководителем. Поэтому является характеристикой авторитарного стиля.
9) Поясняете ли вы причины, заставившие Вас принять то или иное решение?
иногда, когда это не вредит репутации руководителя
Выводы: данный ответ объясняет отсутствие эффективного делегирования полномочий руководителем, его использование характеризуется непостоянством. Это может грозить для руководителя перегруженностью работой, невыполнением обязательств. А это, в свою очередь, ведет к возникновению множества проблем.
10) Если Ваша организация не укладывается в сроки выполнения задания:
будет требовать от сотрудников ускоренных темпов работы
Выводы: в похожих ситуациях руководитель не пускает не дело на самотек, он заинтересован в выполнении заданий, поэтому требует от сотрудников ускоренных темпов работы. Если такой подход используется только в экстремальных ситуациях, он помогает "встряхнуть" персонал, в нужный момент сплотить коллектив для достижения общей цели. Однако, показатели деятельности организации говорят о другом (объем производства за 2012 год сократился на 8,1 %).
11) Если Вам предоставят информацию о том, что Ваш стиль руководства неэффективен, ваши действия:
будет стараться изменить его, если это будет на благо организации.
Выводы: это означает, что руководитель не боится признать свою некомпетентность, готов к переменам и, при возникновении похожей ситуации, последует рекомендациям консультанта по повышению эффективности своей работы. Это положительно влияет на достижение поставленных им целей.
Таким образом, проанализировав стиль лидерства руководителя ООО Ватрушкин» с помощью данной анкеты, можно сделать вывод о том, что ему присущ демократический стиль руководства. При этом выявленными положительными фактами являются следующие:
· Руководитель не боится отстаивать свою точку зрения
· Выбирает сложную, но интересную работу
· Заинтересован в правильном выполнении заданий
· Не боится признать свою некомпетентность.
· Высокая ответственность
Недостатками руководителя выступают следующие моменты:
· Отсутствие самосовершенствования
· Ориентация на самостоятельное принятие решений
· Отсутствие эффективного делегирования полномочий
2.3. Рекомендации по усовершенствованию стилей лидерства
В качестве рекомендаций по достижению выявленных недостатков предлагается следующее:
. Установление ясных,
четких целей деятельности
· постоянного совместного обсуждения руководителем и сотрудниками перспектив компании, устанавливая то, как она будет функционировать, когда добьется успеха. Руководитель должен обладать стратегическим мышлением и стараться переносить его на своих сотрудников. В условиях динамично меняющейся внешней среды данный принцип эффективной работы необходим. Даже если работа краткосрочная, персонал должен знать, к чему нужно стремиться. Тема общей цели должна быть постоянно в центре внимания, обсуждаться в официальной и неофициальной обстановке, на совместных совещаниях, а также с каждым работником отдельно. При этом необходимо устанавливать как конечные так и промежуточные цели.
Информация о работе Понятия лидерства в управлении современной организацией