Построение организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Содержание

1. Понятие и принципы построения организационных структур.
Факторы, влияющие на их формирование………………………………………
2. Типы организационных структур……………………………………………..
2.1. Структура управления ООО «Технический центр Кунцево
Автоцентр»………………………………………………………………………...
3. Делегирование полномочий и ответственность……………………………...
4. Проектирование организационных структур………………………………...
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

postroenie_organizacionnykh_stryktyr.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Основные виды аппаратных полномочий:

  1. Рекомендательные полномочия. Линейные руководители обращаются за консультацией к консультативному аппарату.
  2. Обязательное согласование. В некоторых организациях записана в уставе обязанность согласования решения по некоторым вопросам с консультативным аппаратом, но руководитель не обязан принимать его рекомендации, хотя в любом случае окончательное решение и результат аппарат должен знать.
  3. Параллельные полномочия. Высший орган управления фирмой может расширить объем полномочий аппарата, предоставив ему право отклонять решения линейного руководителя. Целью параллельных полномочий является установление системы контроля и предотвращение грубых ошибок .
  4. Функциональные полномочия. Это полномочия функциональных подразделений организации, которые могут действовать по указаниям руководителя, но могут и запрещать некоторые решения в пределах своей компетенции .

     Полномочия (права) должны  быть эффективно распределены. Ключевую  роль в их распределении играет  делегирование  линейных полномочий. Лицо, получившее полномочия, принимает на себя личную ответственность за порученную работу и отвечает перед руководителем за ее выполнение.      Делегирование требует эффективной коммуникации. Руководители  неохотно делегируют полномочия по нескольким причинам: они или часто берут всю работу на себя, или не умеют руководить, или не доверяют подчиненным, или боятся риска, или отсутствует контроль над работой подчиненных.

       Подчиненные,  со своей стороны, пытаются  заблокировать процесс делегирования  полномочий либо из-за боязни  критики от руководителя; либо из-за отсутствия у сотрудников информации и ресурсов для выполнения задания; либо подчиненный уже имеет большой объем работ; либо из-за  отсутствия стимулов за дополнительную ответственность; зачастую у многих сотрудников нет уверенности в себе.

       Для эффективности  делегирования полномочий руководитель  должен:

  1. Создать систему контроля.
  2. Создать систему стимулирования при принятии ответственности за больший объем работы.
  3. Соблюдать  принцип соответствия полномочий (прав) и ответственности.
  4. Осуществлять четкий обмен информацией.
  5. Оказывать больше доверия сотрудникам.
  6. Заботиться  о повышении квалификации сотрудников.

Достоинство делегирования полномочий заключается, прежде всего, в том, что  оно способствует формированию в  коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством  понимается выполнение индивидом, занимающим определенную должность в организации, конкретных рабочих требований. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия.

      Независимо от уровня ответственности подчиненного, руководитель должен уважать его положение. Делегирование ответственности и полномочий – и уважение к людям, которым они передаются, - является одним из наилучших способов поднять моральный дух, увеличить интерес к работе и организовать слаженную команду.

В таком трудовом процессе можно  выявить и подготовить умелых менеджеров. Работник, которому делегированы полномочия, получает реальную возможность в полной мере проявить свои профессиональные и организаторские способности, приобрести определенные навыки, необходимые для руководителя. А также делегирование полномочий удовлетворяет потребность работников в свободе действий, благотворно сказывается на увеличении их творческого потенциала. Доверие и привлекательная работа вызывают положительные эмоции, способствующие высокой работоспособности.

     Сегодня к делегированию  полномочий подталкивают потребности компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.   

      Возвращаясь к  предложенным изменениям в структуре  моей организации необходимо  упомянуть и о делегировании  полномочий. Говоря о создании  нового отдела, нельзя забывать  о наделении этого отдела конкретными обязанностями, полномочиями и ответственностью. Поскольку полномочия делегируются не определённому человеку, а должности, которую этот человек будет занимать, все  обязанности, полномочия и ответственность необходимо отразить в должностных инструкциях нового отдела. Также в связи с нововведениями должны быть внесены изменения в уже имеющиеся должностные инструкции.

Как я уже говорил, заключением  договоров со страховыми компаниями в нашей организации занимался  генеральный директор. После создания  отдела по работе со страховыми компаниями он может делегировать свои полномочия по этому вопросу начальнику нового отдела. Естественно вместе с полномочиями ему будет делегирована и ответственность. Освободившись от некоторых своих обязанностей, генеральный директор может сосредоточиться на решении других более важных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проектирование  организационных структур.

 

 

 

Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

    • Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
    • Во-вторых, в сфере хозяйственности управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
    • В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
    • В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

Поскольку цель организационной структуры  состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации. Как писал Альфред Чандлер: «Стратегия определяет структуру».Это означает, что структура организации должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.

Разработка  принципов и методики проектирования структуры, как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления, прежде всего, включает в себя систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой, распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.

Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большей экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.

Системность самого подхода к формированию структуры  проявляется в следующем:

    • Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
    • Выявить и взаимоувязать, применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
    • Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
    • Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

Для разработки методического аппарата проектирования структуры управления необходимо также кроме имеющихся теоретических предпосылок выяснить сущность организационного проектирования. Организационное проектирование представляет собой моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством либо накануне значительных преобразований.

Последовательность  задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем, можно изобразить следующим образом.


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Организационная основа системы управления — ее структура. Она определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а следовательно, и само число уровней управления. Иными словами, структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления. Таким образом, спроектировать достаточно эффективную структуру управления — значит определить такое соотношение ее организационных элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.

Говоря об организационном проектировании, нельзя забывать о интеграционных процессах. Интеграция - это возможность скоординированных  действий множества людей.

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине  насущной, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не  на интересах организации в целом.

Таким образом, можно сказать, что  процесс интеграции представляет собой процесс достижения единства усилий всех подсистем организации, для реализации ее задач и целей.

Единство усилий не дает подразделениям организации возможности тянуть ее в разных направлениях, распылять  ее силы и возможности и достичь общих целей организации.

Для того чтобы достаточно эффективно интегрировать организацию, руководство  высшего звена должно постоянно  иметь в виду общие цели организации  и столь же постоянно напоминать сотрудникам о необходимости  концентрировать свои усилия именно на общих целях. Совершенно недостаточно того, что каждое подразделение и каждый сотрудник организации будет работать эффективно сам по себе. Руководство должно рассматривать организацию как открытую систему. Закономерность процесса интеграции состоит в том, что чем интегрированнее фирма, тем она успешней.

Для интегрированных организаций, действующих в устойчивой окружающей среде и использующих технологию массового производства, подходят методы, связанные с разработкой и  установлением правил и процедур, иерархическими структурами управления. Организации, действующие в более изменчивой окружающей среде и использующие разнообразные технологические процессы и технологии выпуска отдельных изделий, зачастую считают более правильным проводить интеграцию путем установления индивидуальных взаимосвязей, организации работы различных комитетов и проведения межотдельческих совещаний. 

Интеграционным процессам в  нашей организации отводится  не малое количество времени, проводятся межотдельческие совещания, работа с руководителями разных уровней управления и так далее. Но из-за частой смены высшего руководства отсутствует контроль над выполнением поставленных задач, в следствии чего, образуются разногласия в работе отдельных подразделений организации. В связи с этим моё предложение может быть направлено к высшему руководству, включая совет учредителей нашей организации. В сущности это даже не предложение, а совет – не бояться доверять менеджерам всех уровней управления и судить об их работе не в краткосрочном периоде, а давать на реализацию их идей  реальные сроки.

Информация о работе Построение организационных структур