Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, доклад
Любое предприятие сталкивается с необходимостью найма персонала. Какие существуют правила оформления работников?
Начнем с приема на работу обычного сотрудника, то есть человека, не претендующего на должность руководителя и не являющегося иностранцем. Если работник прошел все этапы собеседования, его приглашают на работу и в первый же день просят предоставить необходимые для его оформления документы, а именно:
- паспорт - трудовая книжка - страховое свидетельство государственного пенсионного страхования - для военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву – документы воинского учета
-получение адекватной информации о работниках, способствующей формированию целей, задач кадровой политики.
Подготовка, оформление и порядок утверждения должностных инструкций работников.
Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место сотрудника в организации, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.
В должностной инструкции указывают наименование учреждения, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения
Основными разделами инструкции являются:
• общая часть;• функциональные
обязанности;• права;•
Должностные инструкции разрабатываются и утверждаются руководителями структурных подразделений по подчиненности и доводятся под расписку каждому сотруднику.
В разделе "Общие положения" указывают:
-уровень образования
и дополнительной
В разделе "Должностные
обязанности" указывают обязанности
работника с учетом задач и
функций конкретного
В разделе "Права" приводят перечень прав работника. Допускается конкретизировать те или иные права с учетом специфики выполняемых работником должностных обязанностей.
В разделе "Ответственность" указывают меру ответственности работника за несоблюдение трудовых обязанностей.
Неотъемлемой частью должностной инструкции является лист ознакомления. Допускается размещение отметки об ознакомлении работника с инструкцией на листе самой должностной инструкции. В данном случае соответствующая отметка должна обязательно включать дату и подпись работника.
Понятие и этапы карьеры работника.
Карьера – последовательность
развития человека в труде, творческой
и семейной жизни. Карьера характеризуется
динамикой социально-
С точки зрения производства выделяют: профессиональную и должностную карьеры.
Профессиональную карьеру
характеризует уровень развития
и степень реализации профессиональных
способностей человека и качественное
состояние его
Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. Принимая на работу, Вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие Вашим целям, формирующие Ваши требования.
Рассмотрим систему служебно-профессионального продвижения на примере линейных руководителей организации, сложившуюся в нашей стране. Руководитель- наставник и специалисты подразделений управления персоналом на основании проведенного анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента совместно составляются для него индивидуальный план подготовки. Как правило, это программы обучения по основам коммерческой деятельности, деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции. На этом этапе подготовки предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена управления в передовых организациях с подготовкой программ мероприятий по улучшению деятельности своей организации ( подразделения ).Ежегодно проводится тестирование руководителей среднего звена, которое выявляет их профессиональные навыки, умение управлять коллективом, профессионально решать сложные производственные задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении его по службе. Пятый этап-работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты- это сложный процесс. Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям .Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию. Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально- экономических и политических ситуациях.
Управление служебно-профессиональным продвижением персонала
Служебно–профессиональное
продвижение – это серия
Система служебно–профессионального продвижения – это совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях.
В практике управления персоналом различается два вида должностного продвижения:
1.продвижение специалиста;
2.продвижение руководителя.
Продвижение руководителя,
в свою очередь, тоже
Управление карьерой следует начинать при приеме на работу. Принимая на работу, Вам задают вопросы, в которых изложены требования организации-работодателя. Вам же следует задавать вопросы, отвечающие Вашим целям, формирующие Ваши требования.
Под карьерой же понимается фактическая последовательность занимаемых ступеней(должностей, рабочих мест, положений в коллективе).Совпадение намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом
Кадровый резерв – это часть персонала, обладающая способностью к управленческой деятельности, отвечающая требованиям, предъявляемым вышестоящей должностью, подвергшаяся отбору и прошедшая систематическую целевую подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации в будущем.
Методы работы с резервом:• методы формирования списка резерва;• методы формирования резерва на конкретные должности.
Методы формирования списка резерва:
• анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
• интервью (беседа) по специально
составленному плану или
• наблюдения поведения
работника в различных
• оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы;
• метод заданной группировки работников — когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга.
Методы формирования списков резерва на конкретные должности
• оценка кандидатов;
• сопоставление совокупности
качеств кандидата и тех
• сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбором того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности.
Этапы работы с кадровым резервом:
• анализ потребности в резерве;
• формирование резерва как такового;
• оценка и сравнение кандидатов;
• корректировка предварительного списка по результатам предшествующего этапа;
• подготовка резерва;
• поддержание резерва
Функциональные обязанности служб управления персоналом.
Основные функции управления персоналом
Ñ наем, отбор, прием персонала, осуществляет деловую оценку персонала при приеме и аттестации
Ñпрофессиональная ориентация и трудовая адаптация
Ñ мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
Ñорганизация труда и соблюдение этики трудовых отношений
Ñ управление конфликтами стрессами
Ñ обучение, квалификация, переподготовка кадров
Ñ управление деловой карьерой, служебным профессиональным продвижением персонала
Ñ высвобождение персонала
Ñдругое.
Основные задачи кадровой политики в современных условиях:
1)обеспечить организацию
опытными, высококвалифицированными
и заинтересованными
2) эффективно использовать мастерство и потенциальные возможности каждого сотрудника организации;
3) создавать в организации
условия для наиболее полного
удовлетворения персонала
4) стимулировать и
поддерживать стремление
5) поддерживать среди работников интерес к достижению общей выгоды своего коллектива и организацию в целом.
Сущность, задачи и этапы планирования кадров. Методы расчета потребной численности персонала
Кадровое планирование-это целенаправленная деятельность организации
по подготовке кадров, обеспечению пропорционального
и динамического развития персонала, расчет
его профессионально-
Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.
кадровое планирование тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования организации
Кадровое планирование начинается с анализа действий структуры управления персоналом и развитием новой организационной культуры в соответствии с целями развития предприятия и кадровой стратегии. Кадровое планирование включает: - разработку кадровых задач - кадровую стратегию - кадровые цели и эффективность кадровых мероприятий
3 этапа кадрового планирования:
- Информационный этап (сбор статистических данных, обработка, анализ) - Этап разработки проектов кадрового плана (исследование альтернативных проектов кадрового планирования и их влияние на достижение целей – очень трудоемкий) - Этап принятия решений (утверждение одного из вариантов плана организационной деятельности кадровой службы)
Основные задачи кадрового планирования:
- определение источников кадрового обеспечения организации - кадровая адаптация (разработка мероприятий по мотивации и закреплению кадров) - Профессиональный и должностной рост управленческого персонала (система подготовки и переподготовки, повышение квалификации, критерии оценки кадров, должностные инструкции) - формы и методы использования управленческих кадров в соответствии с полученными образованием и квалификацией)
Общая потребность предприятия в кадрах А определяется как сумма: А = Ч + ДП, где Ч — базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства; ДП — дополнительная потребность в кадрах.
Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле: Ч = ОП / В, где ОП — объем производства; В — выработка на одного работающего.
Развитие корпоративной культуры как инструмента управления персоналом
Корпоративная культура – сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемый большей частью организации.
Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения.