Практические приемы самоменеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

1.2 Концепции самоменеджмента

1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная ответственность менеджера

2.2 Эффективное использование рабочего времени

2.3 Организация выступлений

2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах

3.2 Самоменеджмент в России

3.3 Практические приемы самоменеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 74.89 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ  ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Сущность, цели и функции  самоменеджмента

 

1.2 Концепции самоменеджмента

 

1.3 Слагаемые эффективного  самоменеджмента

 

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ  САМОМЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Этика и социальная  ответственность менеджера

 

2.2 Эффективное использование  рабочего времени

 

2.3 Организация выступлений

 

2.4 Организация совещаний  и приемы ведения деловых бесед

 

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

 

3.1 Особенности самоменеджмента  в зарубежных странах

 

3.2 Самоменеджмент в России

 

3.3 Практические приемы  самоменеджмента

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов  новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в  условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой  области менеджмента как науки  и искусства управления тема самоменеджмента  является весьма актуальной в настоящий  момент времени. Появление самоменеджмента  как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами  жизни и усиливающимся давлением  внешней среды управления, также  можно отметить влияние постоянно  обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической  науки. Каждому человеку вообще и  в особенности тому, кто готовит  себя к работе организатора-менеджера  или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична  неупорядоченность действий, обусловленная  внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря  последовательному планированию времени  и использованию методов научной  организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя  резерв времени (в том числе и  для досуга) для действительно  руководящих функций.

 

Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере  в частности повышают требования к управленческому персоналу, его  профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок и Д. Френсис [4, с. 26], это привело  бы к истощению ресурсов организации  и подрыву ее стабильности. Поэтому  поддержание своего постоянного  роста и развития становится необходимостью каждого менеджера. Эту задачу и  должен выполнять самоменеджмент.

 

Самоменеджмент изучает  способы и технологии повышения  эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных  с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

 

В настоящей работе рассмотрены  различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта [5, с. 7-4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; исследована  теория ограничений М. Вудкока и  Д. Френсиса; дается анализ отечественных  теорий; акцентируется внимание на концепции, направленной именно на карьеру, которая разработана немецкими  авторами Швальбе. Слагаемые эффективного самоменеджмента раскрываются в  работе К. Кинана «Самоменеджмент» [8, с. 38-49]. Этика и социальная ответственность  менеджера проанализированы на основе исследований заслуженного деятеля  науки России и профессора В.А. Абчука. Методы эффективного использования  рабочего времени, организации выступлений  и деловых совещаний подробно описаны Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее в работе дается рассмотрение практического подхода к самоменеджменту, его недостатков и достоинств в зарубежных странах и России, дано описание применения приемов самоменеджмента  на практике. Внимание уделено именно приему так называемого рефрейминга, психологическому методу решения проблем, а также даны советы, помогающие справляться управленцу справляться  с негативной информацией.

 

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство  управления в современном мире. Предмет  исследования – это проблема самоменеджмента  как нового направления в традиционном менеджменте.

 

Структура данной работы включает в себя такие разделы, как: современные  научные взгляды на сущность самоменеджмента (рассмотрены в отдельном порядке  сущность, цели и функции самоменеджмента, концепции самоменеджмента, слагаемые  эффективного самоменеджмента); основные составляющие самоменеджмента (дается изложение описания этики и социальной отвественности менеджера, эффективного использования рабочего времени, организации  выступлений и проведения совещаний  и приемов ведения деловых  бесед); в практической части работы охарактеризованы особенности самоменеджмента  в зарубежных странах, освещается самоменеджмент в России и значительный акцент сделан на практических приемах самоменеджмента.

 

Цель исследования – осуществление  помощи в закреплении навыков  и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:

 

- обоснование понятие  сущности и механизма функционирования  самоменеджмента;

 

- анализ современных зарубежных  и российских концепций самоменеджмента;

 

- выявление слагаемых  эффективного самоменеджмента;

 

- описание этики и социальной  ответственности менеджера;

 

- рекомендации по эффективному  использованию рабочего времени;

 

- советы, применимые к  организации выступлений, а также  к проведению совещаний и приемам  ведения деловых бесед;

 

- применение методов самоменеджмента  на практике.

 

 

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ  ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Сущность, цели и функции  самоменеджмента

 

 

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной  управленческой и социологической  литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята  попытка «введения в проблему»  самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института  рационального использования времени  в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

 

Самоменеджмент как новое  направление в современном менеджменте  возник в ответ на изменения в  управленческой ситуации в мире:

 

возрастание масштабов и  динамизм изменений в предпринимательстве  и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков  управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности  саморазвития;

 

нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных  формах жизнедеятельности организаций  и связанных с этим стрессов требуют  от менеджеров умения управлять собой;

 

превращение творческого  потенциала работника в самый  ценный капитал организации выдвигает  требование сохранения и развития этого  потенциала, в том числе и самими работниками;

 

исчерпание возможности  многих традиционных школ и методов  управления ставит менеджеров перед  необходимостью освоения современных  управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его  развитием.

 

Очень важным фактом является то, что потребность в мотивации  творческого потенциала каждого  работника и невозможность удовлетворить  ее в рамках традиционного менеджмента  и усилиями самих организаций  вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне  которого и возникло направление  самоменеджмента, открывающее перспективы  для исследования и практической реализации индивидуальной деловой  карьеры.

 

Теперь необходимо определить сущность самого понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент – это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования  своего времени.

 

Соответственно основная цель самоменеджмента – максимально  использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и  преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

 

На самоменеджмент возлагается  выполнение определенных функций, в  виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и  проблем. Функции находятся в  определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

 

Подобный процесс самоменеджмента  представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи  между отдельными функциями самоменеджмента (рисунок 1)

 

Для каждой функции разработаны  рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат  в виде выигрыша во времени. Все они  составляют технику самоменеджмента.

 

Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.

 

 

самоменеджмент деловой  этика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Круг правил

 

 

Во внешнем круге обозначены пять правил:

 

1 – постановка целей  (анализ и формирование личных  целей);

 

2 – планирование (разработка  планов и альтернативных вариантов  своей деятельности);

 

3 – принятие решений  (принятие решений по предстоящим  делам);

 

4 – реализация и организация  (составление распорядка дня и  организация личного трудового  процесса для осуществления поставленных  задач);

 

5 – контроль (самоконтроль  и контроль итогов (в случае  необходимости – корректировка  целей)).

 

Во внутреннем круге размещена  функция 6 – информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление  коммуникационных связей, необходимое  на всех фазах процесса самоменеджмента).

 

 

1.2 Концепции самоменеджмента

 

 

Первая концепция, рассматриваемая  в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций  самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов  реализации каждой из этих функций.

 

К преимуществам самоменеджмента  Зайверт относит:

 

1. выполнение работы с  меньшими затратами;

 

2. лучшая организация труда;

 

3. лучшие затраты труда;

 

4. меньше спешки и стрессов;

 

5. больше удовлетворения  от работы;

 

6. большая мотивация труда;

 

7. повышение квалификации;

 

8. меньшая загруженность  работой;

 

9. меньше ошибок при  выполнении своих функций;

 

10.   достижение профессиональных  и жизненных целей кратчайшим  путем.

 

Главным преимуществом Зайверт  считает рациональное использование  и сбережение самого дефицитного  и важного личного ресурса  – собственного времени.

 

Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит  сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры  не вызывает сомнения и состоит в  следующем:

 

А) дает целостное представление  о сущности самоменеджмента, начиная  от его определения, через выделение  функций, целей, техники самоменеджмента, и указывая на преимущества;

 

Б) нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов  самоменеджмента – постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании  с информацией и коммуникацией  в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

 

В) ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, позволяет сравнить результат  с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

 

Г) предлагаемая логика реализации самоменеджмента рассчитана на самообучение рациональному использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной  работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить  высвобожденное личное время.

 

Как итог эта концепция  и техника менеджмента может  быть использована для самоменеджмента  деловой карьеры в той его  части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о  сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера –  это специфический объект управления (и самоуправления). Поэтому универсальные  методы и приемы самоменеджмента  не в состоянии обеспечить его  эффективность в данном случае, поскольку  не опираются на знание сущности и  социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального  критерия успеха деловой карьеры: как  известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность  срывов и падений.

Информация о работе Практические приемы самоменеджмента