Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:44, курсовая работа
Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента
1.2 Концепции самоменеджмента
1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента
2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Этика и социальная ответственность менеджера
2.2 Эффективное использование рабочего времени
2.3 Организация выступлений
2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах
3.2 Самоменеджмент в России
3.3 Практические приемы самоменеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Г) использование интонации
для выделения отдельных
Как же отвечать на вопросы собеседника?
Наряду с живостью и оперативностью ответы на вопросы считаются одним из наиболее трудных способов общения с массами. Задача руководителя, отвечающего на вопросы, сложна, его ответы содержат элементы как диалогической речи с характерными для нее дефицитом времени и быстрой реакцией, так и монологической.
В обстановке демократизации и гласности изменился характер вопросов. Расширился диапазон понятия «острый вопрос». Это не только вопрос, связанный с недостатками в снабжении, торговле, обслуживании, организации. Сегодня «острый вопрос» - это вопрос-критика, вопрос-выступление, вопрос-предложение. И чем больше таких вопросов, тем больше возможностей у менеджера вести откровенный разговор, живую дискуссию с аудиторией.
При этом исключается позиция «конфликтов с аудиторией», «обороны» от острых вопросов с переходом на контратаку; не словесная баталия, а современный поиск решения с учетом поставленных вопросов.
Совершенно недопустимы раздражение, пренебрежительный тон, даже если выступающие явно пытаются «завести» аудиторию. Противопоказаны грубость и высокомерие, они вызывают только отрицательную реакцию. Единственно возможная тональность ответов на вопросы – доброжелательный разговор на равных. Не уместно вообще «давать отпор» и «ставить на место».
Есть объективная
«Первому выступлению нового руководителя придается особое значение, - делится своим практическими знаниями Шипунов, - его слушают с особым вниманием, поэтому с назначением на службу руководителю не следует торопиться с выступлением. Сначала нужно подробно проанализировать положение дел в коллективе и узнать людей, коллег по работе» [16, с. 197].
В первом выступлении нужно
изложить программу своей личной
работы по ознакомлению с коллективом.
После того как подчиненные почувствуют,
что руководитель конкретно начал
знакомиться с новым делом, его
фундаментальный доклад воспринимается
как деловая программа
В особо сложное положение попадает руководитель при назначении его в отстающий коллектив. В этом случае в первом выступлении необходимо:
- дать профессионально
грамотно анализ сложившейся
обстановки и указать пути
выхода из нее. Здесь менеджер
должен показать свои
- показать реальные силы
коллектива, его возможности по
преодолению трудностей, улучшению
социально-психологического
- расположить подчиненных
к активному сотрудничеству, дать
понять, что будет внимательно
относиться к инициативе, предложениям,
что нуждается в их помощи.
Здесь менеджер показывает
2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед
Деловое совещание – один из самых ответственных видов деятельности руководителя и важный фактор организации управления.
Совещание – это форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.
Эффективность совещаний
зависит от того, как ими руководят.
Для повышения эффективности
совещаний необходимо учитывать, что
в зависимости от степени плановости,
характера рассматриваемых
- плановые и неплановые;
- текущие (для обсуждения
ряда взаимосвязанных вопросов)
и целевые (по одному или
группе взаимосвязанных
По назначению различают
- информационные, оперативные
(для обмена информацией в
- дискуссионные (с целью
коллективного обсуждения
- учебные (с целью сообщения
дополнительных знаний и
- разъяснительные;
- проблемные (для выработки метода решения существующих проблем).
При подготовке любого совещания необходимо:
четко и однозначно определить тему совещания и ее цель;
тщательно разработать повестку дня, выбрать наиболее целесообразную последовательность вопросов;
заранее познакомить участников с теми фактами, которые могут обсуждаться в ходе дискуссии;
как можно раньше послать приглашение участникам;
выбрать помещение для
заседаний с удобной
На сегодняшний день существует
множество видов совещаний. Например,
в Японии «совещания без совещаний»,
телевизионные совещания в
Шипунов предлагает 5 основных приемов деловых бесед, которые могут быть применены в любой ситуации [16, с. 220]. Итак, менеджеру в целях осуществления успешных переговоров необходимо:
1) привлечь внимание собеседника;
2) пробудить в собеседнике заинтересованность, и тогда он будет слушать вас (передача информации);
3) убедить собеседника
в правильности наших
4) выявить интересы и
устранить сомнения
5) преобразовать интересы собеседника в окончательное решение (принятие решения).
Наряду с этими пятью принципами ведения деловой беседы предлагается помнить о пяти важных рекомендациях, которые носят универсальный характер:
1) Изучите своего оппонента.
Соберите как можно больше
информации об интересах,
2) Начните с позитивного шага. Уступки имеют тенденцию приводить к взаимности, и, в конечном итоге, к соглашению.
3) Сосредоточьтесь на проблеме,
а не на личности. Концентрируйте
внимание на важнейших
4) Стремитесь к взаимовыгодным решениям. Относитесь к исходным предложениям как к отправному пункту.
5) Создавайте атмосферу
доверия и взаимопонимания.
3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах
Одна из главных задач
самоменджмента – это, прежде всего,
обеспечение надлежащей корпоративной
культуры и социальной гармонии со
стороны не только руководителя, но
и при участии каждого
Отношения между наемными рабочими и хозяевами с одной стороны и рабочими и менеджерами с другой стороны часто обостряются. Улаживая какой-либо конфликтный вопрос, каждая сторона пытается как можно больше ранить другую. Наряду с этим возникают особые отношения между хозяевами и менеджерами, если последние не являются собственниками. В сознании руководителей зарубежных корпораций доминирует убеждение: текущая прибыль – любой ценой, числа важнее людей.
Достижение внутреннего
совершенства корпоративного управления
и стихийность, неопределенность, непредсказуемость
внешней среды социально-
Самоменджмент предполагает
со стороны руководителей
Японские и западногерманские менеджеры по профессионализму, гибкости, предприимчивости и решительности начинают обходить своих американских коллег. Причины отставания американцев в том, что в школах бизнеса их пичкают ненужными знаниями; профессиональным менеджерам не хватает ясной перспективы; менеджеры не идентифицируют себя с тем, что делает их фирма; они не проявляют достаточного интереса к своим сотрудникам; высшие руководители и их аппарат замкнулись на аналитических вопросах и недооценивают воздействия внешней среды.
Самоменеджмент предполагает идентификацию себя как настроенного на работу и в группе, и в индивидуальном порядке. На Западе, как и в России, существует кластерная система деловых организаций, т. е. замкнутых групп. Однако в развитых странах такая группа – сплоченная команда.
Когда человек устраивается
на работу, важно понять, видит он
в группе защиту или идет в нее
как в команду
Эффективный самоменджмент невозможен без принятия на себя определенных обязательств и ответственности отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не своих личных. У американцев преобладает желание взять на себя ответственность. Очень важно создать в системе такую среду, в которой безответственный человек чувствовал бы себя неуютно. Предприниматель, тот, кто создавал фирму (а создать ее нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это делается, у него есть практический опыт. И его долг – помочь своим подчиненным научиться созидать. Обучение происходит в основном на работе. Нормальный руководитель до 40% времени тратит на работу с людьми, на обучение подчиненных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда человек обучен, компетентен и не боится принимать решения.
Одним из ярких показателей
успешности менеджмента и всей организации
является самомотивация сотрудников
– их способность во многих сложных
и ответственных ситуациях
В практике западных компаний существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков самомотивации у сотрудника таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.
3.2 Самоменеджмент в России
Прежде всего в российской практике самоменеджмента необходимо сказать о плохой структурированности работы в группе; руководитель далеко не всегда обладает навыками эффективного расписания обязанностей и функций каждого работника. Преобладает опасение, что кто-то «прокатится зайцем» за счет других, хотя, в принципе, русские любят работать вместе. Кроме того, руководитель часто не тратит свое время на делегирование полномочий и рабочих функций людей, работающих в группе. Он предпочитает «бросать» задание в группу, вследствие чего начинаются разборки, что нужного эффекта, конечно, не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда. Говоря об ответственности – важнейшей составляющей эффективного самоменеджмента, нужно признать, что под участием в управлении в России понимают такое положение дел, при котором человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию хотя бы их части.