Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:59, контрольная работа
Хорошая организация стремится максимально эффективно
использовать потенциал своих работников, создавая все условия для
наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного
развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия
человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия,
которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую
роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с юности и заканчивая старостью, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен.
Введение………………………………………………………………………..2
Основные предпосылки возникновения школы психологии и человеческих отношений…………………………………………………..3
Школа человеческих отношений………………………………………3
Хоторнский эксперимент………………………………………………6
Основные положения доктрины человеческих отношений……………13
Современные концепции социального человека……………………….16
Понимание личности в социальных науках…………………………17
Понимание личности в психологии………………………………….18
Практическое применение основных положений школы психологии и человеческих отношений в современном менеджменте……………….20
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..26
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности7.
4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Обращение к человеческому фактору — это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Понятие «человеческий фактор» ныне используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках, каждая из которых использует это понятие в соответствии со своей спецификой: философия сосредоточивается на общих положениях, наука управления — на конкретике. Под «человеческим фактором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными. Взаимоотношения менеджера, большей часть неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и тоже сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди»8. Пожалуй, самое наглядное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает известная книга Дейла Карнеги «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей». Карнеги формулирует основные методы обращения с людьми:
Суть системы
человеческих отношений
Согласно
современной доктрине
Менеджмент — психологически
насыщенная система управления, главные
функции которой непосредственно связаны
с психологией. Поэтому для эффективного
осуществления этих функций менеджеру
нужно овладеть психологическими компонентами
менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать
с людьми, выступать перед аудиторией,
убеждать и т.д. В суровых условиях
рыночной конкуренции только умение общаться
с людьми дает возможность постоянно поддерживать
высокий темп производства и обеспечивать
нескончаемый по ток высококачественной
продукции. Известные японские, европейские
и американские менеджеры добиваются
завидных успехов в производстве дешевых
и качественных товаров именно благодаря
бережному отношению к персоналу. В умении
обходиться с людьми заключается суть
управления, как подчеркивает Ли Якокка:
«Мне встречалось много людей, которые
были умнее меня... и тем не менее я их оставил
далеко позади. Почему? Невозможно сколько-нибудь
долго добиваться успехов, набрасываясь
на людей с бранью, надо уметь говорить
с ними откровенно и просто»11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек составляет основу
организации, ее сущность и ее основное
богатство. Однако с позиций управления
нельзя говорить о человеке
вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них
различные способности, различное отношение
к своему делу, к
организации, к своим обязанностям; люди
имеют различные потребности,
их мотивы к деятельности могут существенно
отличаться. Наконец, люди
по-разному воспринимают действительность
окружающих их людей и самих
себя в этом окружении. Все это говорит
о том, что управление человеком
в организации исключительно сложное,
но в то же время исключительно
ответственное и важное для судьбы организации
дело.
В своих трудах теоретики школы «человеческих отношений» исходили из положения о том, что процесс индустриализации разрушил ранее существовавшую патриархальную систему, которая приносила человеку чувство удовлетворения. На смену семейным отношениям и святыням, традициям родства пришло безразличие, формальные взаимоотношения и большие разочарования. Все это в конечном счете негативно сказывалось на от ношении рабочих к труду, на росте производительности труда и на других экономических показателях деятельности предприятий. Сложившееся положение глубоко волнует как предпринимателей, так и менеджеров. Поэтому вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место.
Я считаю, что производство не сможет достичь значительной эффективности, если оно не будет совершенствовать социальную организацию предприятия. Инженерный подход давно исчерпал себя. На первый план выдвигаются проблемы человеческого поведения, психологии работников. Поэтому предметом исследования становятся этические нормы и правила, убеждения, мотивы поведения.
На смену концепции
«экономического человека»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Кадровое агентство «ДИЗК»
2 Менеджмент Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.
3 Орлов А.И. Учебник по менеджменту. 2010 г.
4 www.i-u/biblio/auchive
5 www.azps.ru
6 Виикипедия - свободная энциклопедия
7 Википедия – свободная энциклопедия.
8 Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони».— М., 1993. — С. 69
9
Карнеги Д. Как приобрести друзей и оказывать
влияние на людей. — М., 1975.
10 Трейсон Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Настольная книга. – М., 1993. – с.68 .
11 Якокка Л. Карьера менеджмента. – М., 1992. – с.78. /5, стр. 19/.