Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:51, лекция
Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Разновидности специальных теорий управления:
1. теория государственного регулирования экономики;
2. региональный и муниципальный менеджмент.
Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Предмет, сущность и содержание теории управления
Сущность и функции управления.
Управление – элемент и функция организованных систем: биологических, социальных, технических и др., которая обеспечивает сохранение их структуры, осуществление режима деятельности, исполнение программы и цели деятельности.
Управление в социально-экономических системах изучается в рамках теории управления социально-экономическими процессами.
Разновидности специальных теорий управления:
Основные задачи науки управления: создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.
Предмет науки управления – управленческие отношения, в которых пробудут одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
Объекты управления:
Субъекты управления: совет директоров, директор, менеджер, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.
Основной элемент любой социально-экономической системы – человек, он может быть и объектом, и субъектом управления. Именно на человека направлены управляющие воздействия в рамках государственного и корпоративного управления.
Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие с учетом предварительных оценок и самостоятельного анализа последствий собственной реакции. То как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них – от ϶того зависит эффективность работы всей системы в целом. Следовательно, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной.
Основные функции управления:
Все функции управления тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Методы управления – способы выполнения функций управления.
Классификация методов управления по содержанию:
Наука управления, ее методы познания.
Теория управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология теории управления – это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:
- философская методология (совпадает с гносеологией);
- общенаучная методология,
в которой рассматриваются
- специально-научная
- методика и техника научного исследования.
Соотношение теории
и методологии можно выразить
так: теория отвечает на вопрос:
что необходимо делать, а методология
– как необходимо делать. Она
объясняет, как надо использовать
познавательные средства в
Среди важнейших общенаучных
методологических подходов
- исторический, рассматривающий явление в генезисе;
- сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;
- системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;
- комплексный, ориентированный
на междисциплинарный синтез
для получения многостороннего
и целостного изучения
Основные требования к использованию системного подхода:
- выделение той или
иной системы из окружающего
мира и определение
- определение составных элементов системы;
- рассмотрение отношений
между элементами и
- анализ функций элементов по отношению к системе;
- выявление системообразующих связей;
- определение механизма функционирования системы.
Обращаясь к характеристике
специально-научной
Основные подходы к изучению теории управления:
Бихевиоризм представляет
собой прагматический подход
к изучению организационно-
Ситуационный подход был разработан в США в конце 60 х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.
Сторонниками ситуационного
подхода был выдвинут постулат,
согласно которому каждому
Количественный подход
в теории управления основан
на применении математических
методов к исследованию
- упростить сложные схемы
поведения сокращением числа
переменных факторов до
- объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;
- использовать компьютеры
для конструирования и анализа
модели с большим числом
Этот подход не
получил широкого применения
в силу того, что не все руководители
владеют методологией
Процессный подход
основан на рассмотрении
Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя – в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников.
Методология теории
управления подвержена
Цели теории управления:
- изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
- определение основных
тенденций развития
- построение наиболее
вероятных направлений и
- формулирование научно-
Методология теории
управления выполняет
- познавательную (связанную
с изучением сущности
- описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);
- объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);
- прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
- контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
- оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
- образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
- прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).
В этих функциях
выражается практическая
Принципы управления экономическими системами, формы и методы их реализации
Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления.
Принцип (от лат. — начало, основа) — 1) основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.
В своей книге «Общий и индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он пишет, что «количество принципов управления беспредельно... изменение ситуации может повлечь за собой изменение правил, которые, таким образом, до известной степени, оказываются порождением данной ситуации». Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.
1. Разделение
труда — принцип, цель которого
«производить больше и лучше
при тех же усилиях». Специализация,
является одной из примет
2.
Власть — «право отдавать
3. Дисциплина — «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, определенному поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов.
Информация о работе Предмет, сущность и содержание теории управления