Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:02, курсовая работа
В этой работе прослеживается параллель предпринимательства с меценатской деятельностью. Жизнь высшего сословия тесно связана с благотворительностью. И это особенно касается купцов-старообрядцев у которых было особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела".
Введение 3
Глава I Общая характеристика культуры России, как формирующая база для предпринимательства и меценатства. 6
1.1. Определения понятий «Предпринимательство», «Меценатство», «Благотворительность», Спонсорство». 9
1.2 Этапы формирования меценатства и благотворительности. 12
1.3 История предпринимательской деятельности в России 15
Глава II Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей. 23
2.1 Традиции благотворительности и меценатства в России. 28
2.2 Представители русского меценатства 31
Глава III Современное состояние спонсорства в России. 48
Заключение 51
Список использованных источников 52
Немалый вклад в развитие отечественного востоковедения внесли купцы, торговавшие в Монголии и Китае. Они содействовали снаряжению научных экспедиций, сопровождали их в качестве проводников и переводчиков, выполняли различные поручения ученых, собирали экспонаты и целые коллекции для музеев России. В дневниках и научных отчетах экспедиций Н. М. Пржевальского, Г. Н. Потанина, А. М. Позднеева, П. К. Козлова и других русских востоковедов можно встретить слова благодарности купцам за помощь и содействие.
Некоторые торговцы во время своих поездок по Монголии и Китаю записывали маршруты, вели дневники, писали статьи по географии, этнографии, экономике.
В то время направления и масштабы меценатской и благотворительной деятельности определяли личностные характеристики российских предпринимателей. Многие из российских предпринимателей и меценатов острее чувствовали, чем современники потребности общества, отдавали талант, ум, энергию общественно полезному делу.
Таким образом, следует отметить, что
история благотворительной и
меценатской деятельности была существенной
и для некоторой части знати обязательной,
со стороны духовной жизни.
Высокая
степень личного непосредственного участия
отечественных меценатов в преобразовании
той или иной сферы бытия – все это в совокупности
позволяет сделать некоторые выводы:
1) Личностные
качества, их ведущие интересы духовных
потребностей, общий уровень образования
и воспитанности, высоконравственные
мотивы благотворительности дают основания
утверждать, что они были истинные интеллигенты.
2) Масштабы
сделанного меценатами в России в середину
XIX века, прослеживая сам механизм благотворительности,
учитывая реальное воздействие меценатов
на все сферы бытия, следует, что отечественные
меценаты и благотворители в России «золотого
века» - новое образование.
Меценатство и благотворительность,
как социально –культурное явление выполняло
некоторые функции:
1) Коммуникативная. Культурные учреждения
созданные меценатами, организации просветительских
мероприятий способствовали сближению
высокой и массовой (народной) культуры
в России. Меценатство выступало в роли
между этими двумя структурными состовляющими
культуры. Они содействовали сохранению
произведений российской и зарубежной
культуры для потомков.
2) Формирование социально – культурного
сознания общества. Музеи, театры, галереи,
выставки, созданные при финансовой поддержки
меценатов, влияли на социальный облик
россиян в конце XIX - начала XX столетий,
способствовали формированию и определению
социального сознания людей, их ценностных
ориентаций, готовности к восприятию инноваций
в различных сферах жизни общества.
3) Функция «социальной памяти». Театральный
музей А. А. Бахрушина, Третьяковская галерея,
МХАТ существуют и в настоящее время. Спектакли,
поставленные во МХАТе, экспозиции, организуемые
в художественной галереи и музее, способствуют
приобщению современной публики к российской
и зарубежной культуре, духовным и культурным
ценностям прошлого и настоящего.
2.1
Традиции благотворительности
Актуальность проблематики благотворительности
и меценатства связана с
Россия – является очень духовной
страной. Об этом неоднократно писали
В.Ключевский, Н.Бердяев, Н. Лосский
и другие выдающиеся мыслители. С
этим связана и своеобразная этика
русского бизнеса, и такое уникальное
явление, как громадные масштабы
благотворительности и
Эти люди были либо выходцами из предприимчивого дворянства, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России, либо более скромными обывателями. Их состояния наживались не только ими самими, но и их предками, отцами и дедами, смекалистыми, предприимчивыми русскими мужиками, которые сумели скопить капитал и в сотню раз его приумножить.
Для большинства меценатов XVIII-XIX вв.
благотворительность стала
Очень много существует ярких личностей, которые принесли для культуры и общественного процветания не только огромные средства, но свою энергию и жар души. О некоторых из них, таких как П.М. Третьяков, написано немало книг. О других, незаслуженно забытых, сегодня появляются новые публикации. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти значительное число проявлений актов благотворительности и меценатства, забытых и известных. Созданные на средства российских меценатов памятники отечественной культуры и сегодня вызывают восхищение у потомков и являются нравственными ориентирами для жизни современного общества и, прежде всего, его предпринимательской части.
Немаловажную роль играла в благотворительности
заинтересованность российских предпринимателей
в квалифицированных
Таким образом, можно утверждать, что
религиозные воззрения являлись
самым значительным фактором, побуждавшим
предпринимателей к благотворительности
и меценатству. Старообрядческие корни
сохранялись в большей степени
в семейных традициях московского
купечества в сравнении со столичным,
петербургским. Это сказалось и
на меценатстве, которое в Москве
проявлялось в более
Труд. Созидание. Щедрость. Все это было присуще русским меценатам — людям необыкновенной души.
Морозовы.
С этой легендарной фамилией идет
представление о влиянии и
расцвете московской купеческой мощи.
Эта семья, разделившаяся на несколько
самостоятельных и ставших
В этой семье насчитывалось к началу XXв пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности, и в общественности. Эта семья сохраняла долгое свое руководящее влияние.
Основателем морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов, начавший свою деятельность вначале XIX века, после московского пожара, когда сгорел ряд прежних московских фабрик. С этого времени под влиянием благоприятного таможенного тарифа начался подъем в хлопчатобумажной промышленности.
У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. Тимофей Саввич был основателем одной из первых морозовских мануфактур – Никольской. Он тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности на издательство, которое он осуществил с помощью своего зятя, профессора Ф.Г. Карпова. У Тимофея Саввича было два сына и три дочери – Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. Сергей Тимофеевич дожил до глубокой старости и умер в эмиграции. Ему принадлежала честь создания в Москве Кустарного музея в Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного искусства. У Саввы Тимофеевича было четверо детей: Мария, Елена, Тимофей и Савва Саввичи. Мария Саввишна занималась благотворительностью, была очень добрая, но это дело не ладилось. Над ней добродушно подсмеивались и называли «Мария Саввишна, Вчерашна Давишна» [16,c.175].
Савва Тимофеевич был человеком разносторонним и многим интересовался. Он сыграл большую роль в судьбе Художественного театра. Для создания нового театра, цели и задачи которого сильно отличались от всех тогда действовавших, нужны были значительные средства, которых у инициаторов этого дела Станиславского и Немировича-Данченко просто не было. Городская дума на их просьбу не откликнулась. Богатейшие люди Москвы отделались небольшими суммами, что давало им право занимать место в первых рядах партера и щеголять перед всей Москвой своей благотворительностью. Всех этих средств было не достаточно для театра, который, с весьма умеренными ценами на билеты. Один С. Морозов сразу же внес 10 тысяч рублей. Всего в первый год существования театра он истратил на него 60 тысяч рублей. Постепенно его пожертвования стали для театра главным источником поступления средств. Причем следует отметить, что С. Морозов старался не выпячивать свою роль в судьбе театра. Он всячески старался сохранить коллективную форму его финансирования, убеждал других предпринимателей вносить свои деньги, хотя их скромные пожертвования существенной роли не играли.
Однако недоброжелатели все-
Им были заказаны за границей
многие новейшие технические
приспособления для сцены и
усовершенствованное
Семьей Морозовых было создано
много благотворительных