Прибыль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является разработка рекомендаций по увеличению прибыли в ООО «М.видео Менеджмент».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть понятие, сущность, функции и виды прибыли, эффективность формирования и распределения прибыли предприятия; - провести анализ формирования и использования прибыли на предприятии; - определить основные направления совершенствования деятельности фирмы с целью увеличения прибыли и снижение непроизводственных расходов и потерь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………..7
1.1 Экономическое содержание прибыли и её функции………………...7
1.2 Сущность, виды и показатели прибыли предприятия………….…..16
1.3 Эффективность формирования и распределения прибыли предприятия……24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «М. ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» ……………………...……..30
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………...30
2.2 Оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия……35
2.3 Анализ формирования и использования прибыли на предприятии…………41
ГЛАВА 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»………………………………………………………………..44
3.1. Основные направления совершенствования деятельности фирмы с целью увеличения прибыли…44
3.2. Снижение непроизводственных расходов и потерь………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...55

Вложенные файлы: 1 файл

зайнаб.docx

— 105.78 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ……………………………………………..7

1.1 Экономическое содержание прибыли и её функции………………...7

1.2 Сущность, виды и показатели прибыли предприятия………….…..16

1.3 Эффективность формирования и распределения прибыли предприятия……………………………………………………………………..24

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «М. ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» ……………………...……..30

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………...30

2.2 Оценка показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………………...35

2.3 Анализ формирования  и использования прибыли на  предприятии……………………………………………………………………...41

ГЛАВА 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ  В ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»………………………………………………………………..44

3.1. Основные направления  совершенствования деятельности  фирмы с целью увеличения прибыли……………………………………………………..44

3.2. Снижение непроизводственных  расходов и потерь………………..47

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...55

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается  в том, что в условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения  максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного  развития предприятия. При определении  объемов закупки того или иного  товара и возможностей его продажи  партнеры должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность  получения оптимального уровня и  массы прибыли.

Законодательством Российской Федерации  предусмотрено, что предпринимательская  деятельность означает инициативную самостоятельность  предприятий, направленную на получение  прибыли. То есть, объектом предпринимательства  являются осуществление наиболее эффективной  комбинации факторов производства с  целью максимизации дохода.

Изучение прибыли предприятий, её анализ и экономическое обоснование, являются самыми важными проблемными  вопросами на уровне как микро-, так и макроэкономики, так как хозяйствующие субъекты являются центральным звеном рыночной экономики в целом, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учетом обстоятельств внешней среды.

Цель курсовой работы является разработка рекомендаций по увеличению прибыли в ООО «М.видео Менеджмент».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть понятие, сущность, функции и виды прибыли, эффективность формирования и распределения прибыли предприятия;

-провести анализ формирования и использования прибыли на предприятии;

-определить основные  направления совершенствования деятельности фирмы с целью увеличения прибыли и снижение непроизводственных расходов и потерь.

Объектом исследования выступает ООО «М.видео  Менеджмент». Предметом исследования является эффективность формирования и распределения прибыли предприятия

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические и методологические основы прибыли как экономической категории. Во второй главе работы проведен анализ формирования и использования прибыли в ООО «М.видео Менеджмент». В третьей главе работы выявлены основные направления совершенствования деятельности предприятия с целью увеличения прибыли ООО «М.видео Менеджмент».

Теоретической и методологической базой курсовой работы стали теоретические  положения и выводы отечественных  авторов, исследующих проблемы в  области увеличения прибыли как фактора повышения деятельности предприятия, статьи из периодических изданий по проблеме курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

 

    1. Экономическое содержание прибыли и её функции

 

Прибыль является основной экономической категорией и занимает одно из важных мест в общей системе  стоимостных инструментов рыночной экономики.

Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных  экономистов со времени становления  классической школы.

Первыми истолкователями  прибыли были меркантилисты, которые  считали, что прибыль возникает  в сфере обращения, во внешней  торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы считали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие  сил природы приводит в росту потребительных стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Риккардо обосновали идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста.

К. Маркс называл прибыль  превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости  считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения  прибавочной стоимости в прибыль  и среднюю прибыль, показав объективные  и субъективные границы роста  прибыли. В экономической науке XX века можно выделить следующие основные теории:

— производительного капитала (прибыль есть результат функционирования капитала как обязательного фактора любого производства);

— воздержания (прибыль -- вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

— прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех ее видах;

— прибыли как результата существования монополии.

Общим признаком указанных  теорий является признание источником прибыли новаторской творческой деятельности предпринимателя.

Рассмотренная эволюция теоретических  подходов к выяснению сущности прибыли  показывает ее сложность и многомерность.

Прибыль, как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства в процессе предпринимательской  деятельности.

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая  становится товаром при условии  ее продажи потребителю [15].

На стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и  распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату  работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом  факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В  этом смысле для предпринимателя  она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание  ее полезности.

На уровне организации в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров организации  выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и продажу, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и продажу продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль, как важнейшая категория  рыночных отношений, выполняет определенные функции [22].

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности организации. Но все аспекты деятельности организации  с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить  невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому  при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности организации  используется система показателей.

Значение прибыли состоит в  том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и  не зависящие от усилий организации. Практически вне сферы воздействия  организации находятся конъюнктура  рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных  отчислений. В известной степени  зависят от организации такие  факторы, как уровень цен на реализуемую  продукцию и заработная плата. К  факторам, зависящим от организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [15].

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ [23].

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению  прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции  нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Рассматривая прибыль как экономическую  категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности организации, распределение прибыли, оставшейся в распоряжении организации, используются конкретные показатели прибыли.

Емким показателем является чистая прибыль. Чистая прибыль - сумма прибылей (убытков) организации от продажи  продукции (товаров, работ и услуг) и доходов (убытков), не связанных  с производством и продажей. Под  реализацией продукции понимается не только продажа произведенных  товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Чистая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета  всех хозяйственных операций организации  и оценки статей баланса. Использование  термина "чистая прибыль" связано  с тем, что конечный финансовый результат  работы организации отражается в  его балансе составляемом по итогам квартала, года.

Чистая прибыль включает три  укрупненных элемента: прибыль (убыток) от продажи, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от продажи основных средств, их прочего выбытия, продажа  иного имущества организации; финансовые результаты от внереализационных операций [45].

Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные  элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее  созданных доходов. Рассмотрим подробно все остальные части балансовой прибыли.

Прибыль (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученной от основной деятельности организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе, не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности организации, относящемуся к продажи продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и продажу[40].

Информация о работе Прибыль как экономическая категория