Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

В то же время представляется необходимым  рассмотреть возможность регулирования  на федеральном уровне вопросов приватизации муниципальной собственности. При  решении данного вопроса необходимо исходить из следующего. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Однако согласно п. "е" и "ж" ст. 71 Конституции РФ к сфере ведения  Российской Федерации относятся  установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экономического развития Российской Федерации, а также установление правовых основ единого рынка. При  этом не должен нарушаться конституционный  принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий. Данные положения закреплены и Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".

Поэтому применительно к регулированию  отношений в сфере приватизации на федеральном уровне и был принят Закон о приватизации, определяющий базовые вопросы приватизации муниципального имущества. Как уже упоминалось, отношения, возникающие в процессе реализации прав органов местного самоуправления по отчуждению муниципальной собственности, носят преимущественно публично-правовой характер, и Российская Федерация вправе устанавливать общий порядок приватизации муниципальной собственности в рамках общегосударственной программы.

Таким образом, федеральный закон  может определять процедуру, формы  и способы приватизации муниципального имущества, не вторгаясь в компетенцию  органов местного самоуправления по управлению, в частности, по принятию решений по распоряжению муниципальной  собственностью.

Однако Закон о приватизации, являясь основным документом, регулирующим приватизацию государственного и муниципального имущества, устанавливает жесткое  требование в отношении принимаемых  нормативных актов о приватизации. Федеральные законы и принятые в  соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации, законы и  нормативные акты субъектов Российской Федерации, а также решения органов  местного самоуправления не могут противоречить  Закону о приватизации.

Оценивая состояние законодательства Российской Федерации о приватизации, необходимо сказать, что в настоящее  время создана необходимая система  нормативных актов федерального уровня, обеспечивающая проведение приватизации публичной собственности. С принятием  Закона о приватизации и нормативных  актов в его развитие устранена  двойственность подхода к регламентации  процесса приватизации государственного и муниципального имущества, когда  зачастую превалировали политические установки в ущерб правовому  регулированию.

 

 

2. Анализ эффективности  формирования и реализации приватизации  в системе ГРЭ

2.1. Общая характеристика  государственного регулирования  приватизации в системе ГРЭ

 

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена  не только переходом страны в целом  от «административно-командной» системы  к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий  к снижению издержек.

Основными критериями выбора способа  приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:

  • акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
  • продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
  • выкуп арендованного имущества;
  • банкротство.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое  приватизации как системы отношений  по изменению формы собственности  на средства производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в  начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами:

  • практическое отсутствие крупных частных фирм,
  • слабость негосударственного сектора,
  • отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков.

Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в “частную”, “общую долевую” или “акционерную” собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия  членами трудового коллектива остальные  акции остаются в государственной  собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Приватизация способствует демонополизации  производства. К сожалению, резкий переход  к акционированию крупных предприятий  произошел без их предварительной  реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует  учитывать, что проблему демонополизации  удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь  приватизации и демонополизации  настолько сложна, что использование  разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных  комплексов при выходе из них структурных  подразделений.

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов  и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную  приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной  Европе и в России показывает наличие  общих тенденций:

1) использование в качестве инструмента  перехода к рынку коммерциализации  и акционирования государственных  предприятий; 

2) чековой (или купонной) системы; 

3) низкая доходность приватизации;

4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах  имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного  процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе  именно эти характеристики будут  свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое  одновременно создает предпосылки  для реализации других направлений  реформы. Приватизация разворачивается  в условиях изменения политической обстановки при переходе от “дирижистской” модели регулирования экономики к “неолиберальной”. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Проведение приватизационных мероприятий  в России сталкивается с целым  рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически  отсутствовала инфраструктура рынка  капиталов. Резкий спад производства значительно  усложнил оценку потенциала низкорентабельных  предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных  и т.п.).

Приватизация является важнейшим  инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к  формированию новой социально-экономической  структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала  реформы необратимыми, поскольку  здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный  инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного  процесса в России соответствует  балансу интересов различных  групп и слоев населения.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных  подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов  приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и  соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной  собственности. Занявший ведущее место  на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых  аукционов совмещает оба эти  подхода. Наиболее трудным стал для  предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных  предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового  рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу  акций, приобретенных работниками  предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

Акционирование государственных  предприятий в России имеет много  общего с “менеджерской приватизацией”. Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации  предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для  демократии в политике и процветания  в экономике, – национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, при сохранившейся  в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет  и незаинтересованность трудового  коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и  снижение дивидендов. В это же время  при снижении курса акции у  сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в начале приватизационного  процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество  в акционерную собственность  работников. Впоследствии стоимость  государственного имущества оказалась  резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность  пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших  в процессе приватизации.

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ