Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68
В то же время представляется необходимым
рассмотреть возможность
Однако согласно п. "е" и "ж"
ст. 71 Конституции РФ к сфере ведения
Российской Федерации относятся
установление основ федеральной
политики и федеральные программы
в области экономического развития
Российской Федерации, а также установление
правовых основ единого рынка. При
этом не должен нарушаться конституционный
принцип самостоятельности
Поэтому применительно к регулированию
отношений в сфере приватизации
на федеральном уровне и был принят
Закон о приватизации, определяющий
базовые вопросы приватизации муниципального
имущества. Как уже упоминалось,
отношения, возникающие в процессе
реализации прав органов местного самоуправления
по отчуждению муниципальной собственности,
носят преимущественно
Таким образом, федеральный закон может определять процедуру, формы и способы приватизации муниципального имущества, не вторгаясь в компетенцию органов местного самоуправления по управлению, в частности, по принятию решений по распоряжению муниципальной собственностью.
Однако Закон о приватизации,
являясь основным документом, регулирующим
приватизацию государственного и муниципального
имущества, устанавливает жесткое
требование в отношении принимаемых
нормативных актов о
Оценивая состояние
2. Анализ эффективности
формирования и реализации
2.1. Общая характеристика
государственного
Приватизация представляет особую
систему экономических
Объективные причины развития приватизационного
процесса носят как макроэкономический,
так и микроэкономический характер.
Необходимость постоянного
Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Основными критериями выбора способа
приватизации являются отраслевая принадлежность
и размер предприятия, учет принципов
социальной справедливости и приоритета
трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля
предприятия и его
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами:
Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.
Различные способы приватизации
приводят к передаче государственного
имущества в “частную”, “общую
долевую” или “акционерную”
Приватизация способствует демонополизации
производства. К сожалению, резкий переход
к акционированию крупных предприятий
произошел без их предварительной
реорганизации и
Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.
Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.
Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций:
1) использование в качестве
2) чековой (или купонной) системы;
3) низкая доходность
4) аукционная продажа малых
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от “дирижистской” модели регулирования экономики к “неолиберальной”. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Проведение приватизационных мероприятий
в России сталкивается с целым
рядом объективных препятствий.
Прежде всего, масштаб предполагаемых
преобразований несопоставим с аналогичными
процессами в других странах. Практически
отсутствовала инфраструктура рынка
капиталов. Резкий спад производства значительно
усложнил оценку потенциала низкорентабельных
предприятий. Наблюдалась нехватка
финансовых средств у населения.
Эти условия объясняют
Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.
Сложившийся механизм приватизационного процесса в России соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.
В российской концепции приватизации
соединились два
Массовое преобразование государственных
предприятий в акционерные
Акционирование
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся
в настоящее время инфляции курс
акций приватизированных
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.