Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Распределение приватизированных  предприятий по формам собственности (в %)

Форма собственности

1993 г.

1995 г.

1998 г.

2002 г.

Федеральная

16,4

18,5

12,4

3,4

Субъектов Федерации

22,2

13,0

15,1

8,8

Муниципальная

61,4

68,5

72,5

87,8

         

В составе приватизированных преобладали муниципальные предприятия – это малые и средние. Крупные предприятия являлись преимущественно объектами федеральной собственности. За весь период было приватизировано 140, 3 тыс. предприятий.

В отраслевой структуре приватизированных  предприятий первое место заняла торговля. Во всех странах торговля является одной из наиболее привлекательных  сфер предпринимательской деятельности, где меньше минимальная величина начального капитала, быстрее его  оборачиваемость, шире применение ручного  труда и работников без специальной  профессиональной подготовки. Ускоренная приватизация привела к снижению доли отрасли в числе приватизируемых  предприятий за рассматриваемый  период почти в 2 раза.

На начальном этапе приватизации второе место занимала промышленность. В этот период осуществлена приватизация основной массы промышленных предприятий.

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику  иностранных инвестиций, что провозглашалось  в качестве одной из основных целей  этого этапа.

Главная цель второго денежного  этапа приватизации (начало 1.06.94) – переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников.

Этот этап должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

1) сформировать инвесторов, владеющих  значительными пакетами акций,  что повысит их заинтересованность  в долгосрочных инвестициях;

2) обеспечить приватизируемые предприятия  наличными средствами, необходимыми  для их структурной перестройки;

3) способствовать решению фискальных  задач, т.е. пополнению доходной  части госбюджета.

С 1995 г. рост основных фондов прекратился, и до 1998 г. происходило уменьшение их объема; в последующие годы отмечается увеличение. В течение длительного периода уменьшающиеся инвестиции полностью шли на возмещение выбывающего основного капитала, их рост возобновился лишь в начале 21 в.

Важным отражением приватизации экономики  является процесс формирования акционерных  обществ (АО) как современной коллективной формы частного капитала. Пик создания новых АО приходится на начало массовой приватизации, увеличивается соответственно и их уставный капитал, рост которого носил отчетливо выраженный инфляционный характер и происходил неравномерно по годам (табл. 3).

 

Таблица 3

Основные характеристики акционерной  формы капитала

 

Год

Создано АО, ед.

Уставный капитал 

на  одно АО в

текущих ценах, %

Эмиссия

акций, %

1993

13547

-

-

1994

9814

207,3

162,6

1995

2816

271,0

75,8

1996

1123

225,3

50,2

1997

496

145,2

61,4

1998

360

18,0

14,4

1999

258

57,6

60,5

2000

199

117,0

265,5

2001

125

117,2

22,0

2002

125

70,9

72,2

       

 

Источники средств для приватизации (соответственно для акционирования предприятий) можно подразделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся средства, имевшиеся в распоряжении частного капитала для приобретения приватизируемых государственных предприятий – денежные сбережения наиболее состоятельной и предприимчивой части населения, включая капитализированные доходы теневой экономики, а также капитал, сформированный в период рыночных реформ. К внешним следует отнести дополнительные доходы, образовавшиеся в частном секторе благодаря государственной политике поддержки приватизации и сокращения расходов частного капитала на приобретение приватизируемых объектов.

В составе внутренних источников выделяют, прежде всего, денежные средства, имевшиеся у населения в советский период, – вклады в Сберегательный и другие банки, а также денежная наличность на руках населения. В процессе приватизации сбережения населения, как организованные, так и не организованные (в форме денежной наличности) были почти полностью обесценены инфляцией.

В ходе приватизации возможности получения  теневых доходов еще более  увеличились. Масштабы теневого капитала существенно росли. Наиболее крупными их статьями были: незаконные доходы работников сферы услуг (обман покупателей, заказчиков, взятки, подношения). Теневые  доходы и капиталы наряду с рублями  стали размещаться в более  устойчивой иностранной валюте, а  в первую очередь в американских долларах. Эти средства использовались владельцами для учреждения новых  предприятий и организаций, участия  в приватизации государственных  предприятий или их частей, приобретения акций.

В составе внешних источников процесса приватизации выделяются каналы и механизмы, способствовавшие ускоренному  формированию частных капиталов  сверх тех наличных финансовых средств, которые имелись на тот или  иной период. К перечню внешних  источников относится продажа или  передача государственных предприятий  новым владельцам бесплатно (механизм ваучеров), на льготных условиях либо существенно  ниже их реальной стоимости. Рыночная цена приватизированных предприятий  была неизвестна, она могла быть установлена в процессе торгов.

Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования вариантов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском “золотой акции”.

2. Игнорирование региональных особенностей  приватизации. Различия в темпах  и способах приватизации в  регионах были обусловлены скорее  действиями местных властей, выходящих  за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или  за символическую плату) способ  передачи собственности. Его организационная  форма – системы приватизационных  чеков на предъявителя.

4. Административное установление  высоких “заданий” по срокам  и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило появление  проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок  использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи  пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома  административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает  организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом  для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и  методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в  поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость (“чековая приватизация”).

Основным способом приватизации (в  начале этого процесса) являлась продажа  имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий в  открытые акционерные общества стало  набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества  по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая “парциальная” приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным  впервые в Государственной программе  приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

 

 

3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ

 

Приватизация в России резко  расширяет сферу действия отношений  предпринимательства.

Структура современного предпринимательства  характеризуется многообразием  критериев ее формирования. Можно  выделить экономическую структуру  бизнеса (определяемую различием форм собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение  бизнеса по формам предприятий).

Социальная структура бизнеса  раскрывает стратификацию субъектов, вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее важным, особенно для  уровня национальной экономики в  целом, является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура  отражает степень дифференциации и  специализации отраслей народного  хозяйства и специфику экономических  взаимосвязей между ними. Речь идет о территориально-пространственном размещении производства и совокупности экономических взаимосвязей между  территориальными хозяйственными системами. Организационная структура экономики  выражается в определенной совокупности первичной и производных от них  хозяйственных систем с определенным типом субординации и координации  образующих эти системы вещественных и личных элементов.

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ