Приватизация в системе ГРЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИВАТИЗАЦИЯ курсач Халтурина.docx

— 158.35 Кб (Скачать файл)

Становление структуры российского  бизнеса характеризуется нарастанием  многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая  иерархичность государственного предпринимательства  сменяется слабой экономической  иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства  присуща эластичность, обуславливаемая  общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время значительна  эластичность социально-экономической  структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевые и  региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре  предпринимательства могут быть обусловлены двумя процессами:

  1. Во-первых, появлением качественно новых элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских контор);
  2. во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется  необходимостью решения следующих  стратегических задач: привлечение  инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного  рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного  содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в  акционерные общества, а затем  организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее  время уже сложились условия  для перехода к оригинальным моделям  приватизационного процесса в регионах.

Программы приватизации, принимаемые  государственными органами различных  уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут  реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных  обществ.

Весьма сложной в теоретическом  и практическом смысле проблемой является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться по следующим направлениям. Ведущим  способом приватизации должна стать  продажа предприятий (имущества, пакетов  акций) по инвестиционному конкурсу. Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах. Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации приведет к  индивидуализации условий реорганизации  оставшихся государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль должны играть ранее  слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

В ходе исследования для курсового проекта выделены следующие подходы к совершенствованию механизма приватизации промышленных предприятий в современной отечественной экономической практике.

1) «Бюджетный» — предполагает использование механизма приватизации, прежде всего в качестве инструмента формирования дополнительных бюджетных доходов, а, в конечном счете — обеспечения текущей и среднесрочной макроэкономической стабильности.

При этом предусматривается  существенное ограничение возможности использовать поступления из не возобновляемых источников, к которым относится и приватизация, направленная на финансирование текущих расходов бюджета. Уменьшение в результате приватизации промышленных предприятий масштабов госсектора рассматривается, в том числе, как средство сокращения числа «реципиентов» государственной поддержки.

2) «Отраслевой» — ориентирован, прежде всего, на обеспечение социальной стабильности и контроля за текущей ситуацией в промышленности, активизацию через прямое участие государства в процессе модернизации отдельных её отраслей.

Из этого, очевидно, следует  необходимость сохранить (а в  некоторых случаях усилить) прямое воздействие государства на развитие «чувствительных» для населения  и развития всей экономики отраслей промышленности.

«Опорой» данного подхода  служат крупные и сверхкрупные государственные  компании. К базовым инструментам относятся: реализация крупных инвестиционных проектов и программ (по возможности, инновационного характера), создание подконтрольных государству (государственным компаниям) интегрированных структур и т. п.

  1. «Структурный» — означает использование приватизации главным образом как инструмента повышения конкурентоспособности промышленных компаний — объектов приватизации, а также совершенствования структуры отдельных отраслей промышленности.

При принятии решений о  приватизации компаний ключевое значение имеют не фискальные интересы, а  соображения целесообразности привлечения  стратегических частных инвесторов, обеспечения притока инвестиций в деятельность промышленных компании (в том числе на основе дополнительной эмиссии акций, сокращающей долю государства в ее капитале), повышения уровня корпоративного управления, развития конкуренции, улучшения предпринимательского климата и т. п.

Каждый подход имеет преимущества и в то же время сопряжен с определенными  проблемами и рисками. Поэтому прогноз  ожидаемых приватизационных доходов может существенно различаться в зависимости от уровня декларативности, выбранной доходной базы, а также статуса нормативно-правового документа и чаще всего носит условно оценочный характер (табл. 4).

 

Таблица 4

Прогноз доходов от приватизации в 2012—2014 гг.

(оценки, млрд руб.)

 

2012

2013

2014

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2011—2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г.

5

5

-

Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ (в ред. от 1 июня 2011 г. № 105-ФЗ)

-

-

-

Основные направления  бюджетной политики

2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.

2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.

276,1

309,4

300,0

Сводная бюджетная роспись  на 2011 г. по статье - средства от продажи  акций и иных форм участия в  капитале

-

-

-

Администрация Президента РФ

не менее 450

не менее 450

не менее 450

Правительство РФ

-

-

-

Минэкономразвития РФ

1000

1000

1000





 

Отдельной и крайне сложной  проблемой в рамках «бюджетного» подхода является реалистичная оценка доступных источников финансирования крупномасштабных приватизационных планов в промышленности. Если уйти от вариантов, связанных с активностью крупнейших компаний и банков с участием государства (как покупателей, опосредованно имеющих приоритетный доступ к финансовым ресурсам государства), то речь может идти, прежде всего, о международных финансовых рынках.

Но здесь конкуренция  национальных правительств, желающих реализовать те или иные проекты  приватизации в промышленной сфере  в 2010—2011 гг. вновь стала исключительно  высокой.

В работе отмечена ограниченность внутренних ресурсов для приватизации крупных промышленных предприятий. Как показал анализ структуры институциональных финансовых потоков российской экономики на 1 января 2012 г., предприятия промышленности на протяжении последних 10 лет являются нетто-задолжниками (нетто-задолженность корпораций составляет 15% валовых активов банковской системы, или примерно 10% ВВП).

Отсюда следует вывод  о зависимости совершенствования  механизма приватизации промышленных предприятий от целого комплекса  решений, лежащих в области системного развития институциональной среды, инвестиционного климата и финансовой системы России.

В первую очередь речь идет об ограничениях для иностранных  юридических лиц в стратегических секторах, гарантиях прав собственности при правоприменении в целом, стимулировании внутренних долгосрочных источников инвестирования, в том числе посредством модернизации накопительной пенсионной системы, институтов коллективного инвестирования и биржевых технологий.

Вместе с тем «бюджетный»  подход не ориентирован на привлечение  средств в развитие приватизируемых промышленных компаний и не требует обязательной передачи контроля над ними от государства к частным собственникам.

Все это можно признать сильными сторонами «структурного» подхода, который, впрочем, характеризуется  риском последующего вмешательства государства в деятельность приватизированных компаний, не гарантирует эффективного использования привлекаемых ими средств, а также ориентирован прежде всего на развитие наиболее крупных хозяйствующих субъектов. «Отраслевой» подход может использоваться для жесткой, относительно быстрой перестройки отдельных секторов, при формировании крупнейших промышленных корпораций. Однако наряду с этим он может привести к неконтролируемому разрастанию госсектора, ухудшению условий конкуренции и ограничению возможностей частной инициативы.

Помимо общих подходов к совершенствованию механизма  приватизации промышленных предприятий  в работе выделены частные:

    • «Мультисекторный»

Множественность типов объектов госсектора предполагает наличие дифференцированных моделей (планирования) приватизации и управления.

  • «Модель стратегического ядра»

Не существует очевидных  аргументов против (временного) сохранения в госсобственности ряда крупнейших компаний, но правомерны аргументы в пользу постепенного снижения порогов контроля, создания равных условий конкуренции, транспарентности и модификации (качества) корпоративного управления.

  • «Прагматичный» подход

Означает определение стратегического ядра экономики (стратегические, системообразующие предприятия), приоритет «глубокой» приватизации крупных компаний, избавление от анахроничных и паллиативных организационно-правовых форм и неликвидов, модернизацию сложившейся системы управления государственной собственностью.

В сентябре—октябре 2009 г. в  официальных выступлениях высших представителей Правительства РФ впервые было отмечено проведение «структурной» приватизации, направленной на снижение масштабов прямого участия государства в российской экономике, на развитие конкуренции в отраслях, на привлечение инвестиций в долгосрочное развитие компаний, повышение эффективности крупных компаний с государственным участием.

Началом нового этапа приватизации можно признать утверждение Правительством РФ (30 ноября 2009 г.) очередного Прогнозного  плана (программы) приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2012 годы.

Отличительные особенности  этого плана:

  • определение в качестве приоритетной задачи привлечение внебюджетных инвестиций в развитие приватизируемых компаний;
  • существенное расширение перечня секторов (отраслей), в рамках которых планируется приватизация;
  • ориентация на приватизацию ряда крупнейших (бюджетообразующих) компаний.

Это позволяет говорить о  начале в России с 2010 г. политики «новой приватизации».

Важнейшим направлением совершенствования механизма приватизации промышленных предприятий России в рамках этой политики является совершенствование  законодательства.

Информация о работе Приватизация в системе ГРЭ