Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение феномена приватизации в системе государственного регулирования российской экономики,определение путей совершенствования приватизации в системе ГРЭ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- провести теоретическое исследование основ приватизации в системе ГРЭ;
- проанализировать эффективность приватизации в системе ГРЭ;
- разработать рекомендацию по совершенствованию приватизации в системе ГРЭ.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Теоретические и нормативно-правовые основы формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ…………………………………….....4
1.1. Понятие и сущность приватизации в системе ГРЭ …………………4
1.2. Особенности экономического регулирования в сфере приватизации……………………………………………………….…………….14
1.3. Нормативно-правовая база приватизации в системе ГРЭ…………………………………………………………….………………….23
2. Анализ эффективности формирования и реализации приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………………………...35
2.1. Общая характеристика государственного регулирования приватизации в системе ГРЭ……………………………………………………35
2.2. Оценка эффективности экономического регулирования приватизации …………………………………………………………………….45
3. Основные направления совершенствования приватизации в системе ГРЭ………………………………………………………………………………..55
Заключение………………………………………………………………..65
Список используемых источников………………………………………68
Становление структуры российского
бизнеса характеризуется
Структурам
В настоящее время значительна
эластичность социально-экономической
структуры и
Качественные изменения в
Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.
На очередном этапе
Программы приватизации, принимаемые государственными органами различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.
Многие акционерные общества, включающие
в свой состав ряд филиалов, будут
реорганизованы путем разделения на
несколько самостоятельных
Весьма сложной в
Реформирование механизма
В ходе исследования для курсового проекта выделены следующие подходы к совершенствованию механизма приватизации промышленных предприятий в современной отечественной экономической практике.
1) «Бюджетный» — предполагает использование механизма приватизации, прежде всего в качестве инструмента формирования дополнительных бюджетных доходов, а, в конечном счете — обеспечения текущей и среднесрочной макроэкономической стабильности.
При этом предусматривается существенное ограничение возможности использовать поступления из не возобновляемых источников, к которым относится и приватизация, направленная на финансирование текущих расходов бюджета. Уменьшение в результате приватизации промышленных предприятий масштабов госсектора рассматривается, в том числе, как средство сокращения числа «реципиентов» государственной поддержки.
2) «Отраслевой» — ориентирован, прежде всего, на обеспечение социальной стабильности и контроля за текущей ситуацией в промышленности, активизацию через прямое участие государства в процессе модернизации отдельных её отраслей.
Из этого, очевидно, следует необходимость сохранить (а в некоторых случаях усилить) прямое воздействие государства на развитие «чувствительных» для населения и развития всей экономики отраслей промышленности.
«Опорой» данного подхода служат крупные и сверхкрупные государственные компании. К базовым инструментам относятся: реализация крупных инвестиционных проектов и программ (по возможности, инновационного характера), создание подконтрольных государству (государственным компаниям) интегрированных структур и т. п.
При принятии решений о приватизации компаний ключевое значение имеют не фискальные интересы, а соображения целесообразности привлечения стратегических частных инвесторов, обеспечения притока инвестиций в деятельность промышленных компании (в том числе на основе дополнительной эмиссии акций, сокращающей долю государства в ее капитале), повышения уровня корпоративного управления, развития конкуренции, улучшения предпринимательского климата и т. п.
Каждый подход имеет преимущества и в то же время сопряжен с определенными проблемами и рисками. Поэтому прогноз ожидаемых приватизационных доходов может существенно различаться в зависимости от уровня декларативности, выбранной доходной базы, а также статуса нормативно-правового документа и чаще всего носит условно оценочный характер (табл. 4).
Таблица 4
Прогноз доходов от приватизации в 2012—2014 гг.
(оценки, млрд руб.)
2012 |
2013 |
2014 | |
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2011—2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. |
5 |
5 |
- |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ (в ред. от 1 июня 2011 г. № 105-ФЗ) |
- |
- |
- |
Основные направления бюджетной политики 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг. 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. |
276,1 |
309,4 |
300,0 |
Сводная бюджетная роспись на 2011 г. по статье - средства от продажи акций и иных форм участия в капитале |
- |
- |
- |
Администрация Президента РФ |
не менее 450 |
не менее 450 |
не менее 450 |
Правительство РФ |
- |
- |
- |
Минэкономразвития РФ |
1000 |
1000 |
1000 |
Отдельной и крайне сложной проблемой в рамках «бюджетного» подхода является реалистичная оценка доступных источников финансирования крупномасштабных приватизационных планов в промышленности. Если уйти от вариантов, связанных с активностью крупнейших компаний и банков с участием государства (как покупателей, опосредованно имеющих приоритетный доступ к финансовым ресурсам государства), то речь может идти, прежде всего, о международных финансовых рынках.
Но здесь конкуренция национальных правительств, желающих реализовать те или иные проекты приватизации в промышленной сфере в 2010—2011 гг. вновь стала исключительно высокой.
В работе отмечена ограниченность внутренних ресурсов для приватизации крупных промышленных предприятий. Как показал анализ структуры институциональных финансовых потоков российской экономики на 1 января 2012 г., предприятия промышленности на протяжении последних 10 лет являются нетто-задолжниками (нетто-задолженность корпораций составляет 15% валовых активов банковской системы, или примерно 10% ВВП).
Отсюда следует вывод
о зависимости
В первую очередь речь идет
об ограничениях для иностранных
юридических лиц в
Вместе с тем «бюджетный» подход не ориентирован на привлечение средств в развитие приватизируемых промышленных компаний и не требует обязательной передачи контроля над ними от государства к частным собственникам.
Все это можно признать сильными сторонами «структурного» подхода, который, впрочем, характеризуется риском последующего вмешательства государства в деятельность приватизированных компаний, не гарантирует эффективного использования привлекаемых ими средств, а также ориентирован прежде всего на развитие наиболее крупных хозяйствующих субъектов. «Отраслевой» подход может использоваться для жесткой, относительно быстрой перестройки отдельных секторов, при формировании крупнейших промышленных корпораций. Однако наряду с этим он может привести к неконтролируемому разрастанию госсектора, ухудшению условий конкуренции и ограничению возможностей частной инициативы.
Помимо общих подходов к совершенствованию механизма приватизации промышленных предприятий в работе выделены частные:
Множественность типов объектов госсектора предполагает наличие дифференцированных моделей (планирования) приватизации и управления.
Не существует очевидных аргументов против (временного) сохранения в госсобственности ряда крупнейших компаний, но правомерны аргументы в пользу постепенного снижения порогов контроля, создания равных условий конкуренции, транспарентности и модификации (качества) корпоративного управления.
Означает определение стратегического ядра экономики (стратегические, системообразующие предприятия), приоритет «глубокой» приватизации крупных компаний, избавление от анахроничных и паллиативных организационно-правовых форм и неликвидов, модернизацию сложившейся системы управления государственной собственностью.
В сентябре—октябре 2009 г. в официальных выступлениях высших представителей Правительства РФ впервые было отмечено проведение «структурной» приватизации, направленной на снижение масштабов прямого участия государства в российской экономике, на развитие конкуренции в отраслях, на привлечение инвестиций в долгосрочное развитие компаний, повышение эффективности крупных компаний с государственным участием.
Началом нового этапа приватизации можно признать утверждение Правительством РФ (30 ноября 2009 г.) очередного Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2012 годы.
Отличительные особенности этого плана:
Это позволяет говорить о начале в России с 2010 г. политики «новой приватизации».
Важнейшим направлением совершенствования механизма приватизации промышленных предприятий России в рамках этой политики является совершенствование законодательства.