Ряд существенных изменений
и дополнений должны быть реализованы
в законодательстве о приватизации:
- скорейший переход на среднесрочное и долгосрочное планирование приватизации федерального имущества, определение возможностей утверждения Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации на срок от 1 до 3, 5 лет (ранее устанавливалось ежегодное формирование прогнозного плана) и дополнений приватизационных планов новыми субъектами;
- предоставление Правительству РФ полномочий принимать решения о приватизации государственного имущества вне рамок «стандартных» процедур, установленных законодательством о приватизации, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики;
- законодательное закрепление возможности передачи Правительством РФ функций продавца приватизируемого федерального имущества юридическим лицам;
- упразднение института нормативной цены подлежащего приватизации имущества, определяемой в соответствии с установленным Правительством РФ порядком минимальной цены, по которой возможно отчуждение этого имущества;
- дальнейшее упрощение условий приватизации некрупных объектов федерального имущества, расширение доступа потенциальных покупателей к участию в приватизации (определение возможности продажи государственного имущества в электронной форме; совершенствование ее процедуры посредством публичного предложения — «голландский аукцион»; уменьшение размера требуемого задатка для участия в аукционе или конкурсе);
- ужесточение требований к обеспечению прозрачности процедур приватизации.
Значимым направлением совершенствования
механизма приватизации промышленных
предприятий России является формирование
базы приватизации.
В контексте расширения базы
для приватизации следует упомянуть
кардинальное сокращение перечня стратегических
предприятий и акционерных обществ:
число действующих организаций
за 2010 г. сократилось более чем
вдвое, примерно до 200 (рис. 1, 2).
Рис. 1. Динамика изменения количества
организаций, включенных
в перечень стратегических
акционерных обществ
Рис. 2. Динамика изменения количества
организаций включенных
в перечень стратегических
предприятий
Рассматривая совокупность
исключенных из перечня организаций
в отраслевом разрезе, можно отметить,
что существенная их часть (порядка
четверти) так или иначе связана
с транспортом и соответствующей
инфраструктурой.
Заключение
В развитии человеческой цивилизации,
экономических систем, становлении
и развитии товарного производства
наряду с разделением труда решающую
роль играет собственность. Отношения
собственности составляют основу любой
экономической системы.
В современном мире нет
ни одной страны, где бы государство
активно не занималось хозяйственной
деятельностью. Преобладание государственной
формы собственности в экономике
страны ведет к возникновению
государственной монополии, которая
пагубна для развития экономики,
для потребителя, населения и
чрезвычайно выгодна производителю.
Гипертрофированное огосударствление
экономики приводит к мономорфизму
собственности, окостенению предпринимательских
структур, препятствует функционированию
рыночных механизмов. Именно поэтому
необходима приватизация.
Итак, в соответствии с
Федеральным законом от 21.12.2001 №
178-ФЗ "О приватизации государственного
и муниципального имущества" под
приватизацией государственного и
муниципального имущества понимается
возмездное отчуждение имущества, находящегося
в собственности Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований, в собственность физических
и (или) юридических лиц.
Существует две основные
функции приватизации:
1) она должна стать
элементом экономической реформы,
ядром радикальных преобразований;
2) она должна стать
инструментом государственного
регулирования долговременного
характера.
Приватизация в развитых
западных странах имеет ряд существенных
отличий:
- многообразие форм приватизации;
- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;
- использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики.
Существует две основные
модели приватизации: платная и бесплатная.
При бесплатной приватизации население
получает приватизационные чеки – "ваучеры".
При платной приватизации государственная
собственность подлежит продаже по различным
схемам.
Однако понятие эффективности
на государственных и частных
предприятиях во многом различно. Поэтому
ухудшение хозяйственных показателей
многих государственных компаний в
70-80-х гг. было вызвано требованием
правительства поддержать общеэкономическую
стабильность даже вопреки их собственным
интересам, от чего частный бизнес был
освобожден.
Поэтому в результате отказа
от общественных обязательств, массового
сокращения персонала и других мер
жесткой экономии на приватизированных
предприятиях удается достаточно быстро
повысить доходность. Остается вопрос:
насколько это исчерпывает понятие
эффективности. Здесь проявляется
противоречие двух теоретических подходов.
Сторонники максимума
приватизации исходят из той предпосылки,
что повышение рыночной эффективности
каждого отдельного предприятия
даст неизбежный макроэкономический эффект
для всего народного хозяйства.
Соответственно, такой результат
возможен только у хозяйственных
субъектов, присваивающих максимально
возможный результат своей деятельности,
и в то же время, несущих полную материальную
ответственность за свои экономические
решения.
Их оппоненты считают
необходимым различать макро- и
микроэкономическую эффективность. Наличие
секторов экономики и видов деятельности,
невыгодных частному бизнесу, но необходимых
всему обществу. К тому же, эффект
от управления частного собственника
возникает только на уровне малого
и частично среднего бизнеса. На уровне
же крупной корпорации в условиях диффузии
собственности и размывания прав владения
и распоряжения на первый план выдвигается
проблема профессионального управления.
Соответственно, как для
частной, так и для государственной
компании через установление законодательных
рамок могут быть созданы одинаковые
условия и стимулы хозяйственной
деятельности.
Список используемых источников
Нормативные правовые акты:
- Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.): Официальное издание/ М.: Юридическая литература, 2005 г. – 96 с.
- Закон РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-I "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ"
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 г. № 2980-1 «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» // Российская газета от 9 июля 1992 г., № 156.
- Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2006 г. №1184-р "О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2007г. и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2007-2009 гг."
Научная литература:
- Аллахвердиев М. И. Реформирование предприятий: Учебное пособие/ СПб.: Питер, 2002 г. – 90 с.
- Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия. Вопросы экономики/ 2004 г., № 6
- Ахмадеева М. М. Управление государственными унитарными предприятиями: научное издание/ Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004 г. – 224 с.
- Бабленкова И. И. Методология управления государственным сектором экономики регионов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук/ СПб.: ИНЖЭКОН, 2002 г.
- Балацкий Е. Новые инструменты в технологии принятия решений о приватизации. Проблемы теории и практики управления: Учебное пособие/ 2004 г., №1
- Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 215 с.
- Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта/ М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 208 с.
- Валитов Ш. В. Противоречия процессов приватизации государственных предприятий. Управление собственностью: Учебное пособие/ 2003 г., №4
- Виноградов В. А. Приватизация: Глобальные тенденции и национальные особенности: Учебное пособие/ М.: Наука, 2006 г. – 854с.
- Воложанин В. В. Управление организационным развитием государственных предприятий в условиях рыночной экономики: Монография/ Челябинск: ЮУрГУ, 2002 г. – 116 с.
- Волостнов Н. С. Государственное предприятие: на пути к рынку: Учебное пособие/ Нижний Новгород: Издательство Нижегородского юридического института МВД РФ, 2000 г. – 770 с.
- Глазьев С. Ю. Выступление на II форуме "Социальная ответственность и приватизация"
- Глинкина С. П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность: Учебное пособие/ М.: Наука, 2006 г. – 234с.
- Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации на 1992 год/ Российская газета, № 156, 09.07.1992
- Игнатова Т. В. Приватизация в системе государственного регулирования экономики: Учебное пособие/ Ростов н/Д: Издательство Северный Кавказской академии гос. службы, 2002 г. – 252 с.
- Каширин В. Трансформация государственной собственности в экономике России: Учебник для вузов/ М.: Экономический факультет МГУ, 2004 г. – 169 с.
- Кваша Я. Б. Концентрация производства и мелкая промышленность. Вопросы оптимального размера предприятий в промышленности СССР: Научное издание/ М.: Наука, 2005 г. – 241 с.
- Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений: Учебник для вузов/ Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г. – 226 с.
- Конышев В. А. Государственный сектор в России в системе макроэкономического регулирования: Учебное пособие/ М.: Экономика, 2004 г. – 158 с.
- Крюков А. Ф. Направления корпоративной интеграции предприятий в переходной экономике: Учебное пособие/ Абакан: ХГУ, 2001 г. – 108 с.
- Куликов В. Приватизация: ретровзгляд (к 15-летию радикальных преобразований отношений к собственности в России)/ Российский экономический журнал, 2007 г., № 5-6, с. 3-11
- Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ М.: РАГС, 2005 г. – 305 с.
- Маршалл А. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки?/ Проблемы теории и практики управления, 2000 г., № 4, с. 22-27
- Моисеева Е. В. Приватизация как способ распоряжаться государственным и муниципальным имуществом/ Журнал российского права, 2006 г., № 9, с. 97-105
- Парин В. П. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов/ М.: Инфра-М, 2005 г. – 234 с.
- Перевалов Ю. В. Анализ влияния приватизации на деятельность промышленных предприятий: Учебное пособие/ М.: РПЭИ, 2000 г. – 96с.
- Пивоваров С. Э. Постприватизационное развитие предприятий, комплексов, отраслей: Учебное пособие/ СПб.: Питер, 2004 г. – 384с.
- Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/ М.: Мастерство, 2002 г. – 336 с.
- Радыгин А. Д. Российская приватизационная программа и ее результаты: Учебное пособие/ М.: ИЭПП, 2004 г. – 236 с.
- Радыгин А. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность/ Вопросы экономики, 2000 г., № 11, с.27-31
- Реформирование унитарных предприятий в российской экономике: отраслевой и региональный аспекты: Научные труды/ М.: Институт экономики переходного периода, № 81Р, 2004 г.
- Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Часть 1. Введение в экономическую теорию: Учебное пособие для вузов/ Челябинск: ЧГУ, 2002 г. – 115 с.
- Смирнов В. Экономические итоги приватизации в непромышленных секторах экономики России/ Общество и экономика, 2000 г., № 11-12, с. 18-19
- Смирнов В. Эффективность различных форм собственности в промышленности России/ Общество и экономика, 2000 г., №7, с. 21-27
- Соболев В. Ф. Моделирование восстановления платежеспособности и сохранения бизнеса должника в процедуре внешнего управления/ Антикризисное и арбитражное управление предприятием: моделирование, сопровождение, обучение: Учебное пособие/ Новосибирск: НГАЭиУ, 2003 г. – 128 с.
- Соколин В. Л. Россия в цифрах: печатное изздание/ М.: Росстат, 2008 г. – 510 с.
- Школяр Н. А. Бюджетная политика и практика: Учебное пособие/ М.: ИНФРА-М, 2000 г. – 256 с.
- Ясин Е. Г. Модернизация российской экономики: Учебное пособие/ М.: ГУ-ВШЭ, 2003 г. – 328 с.
Ресурсы удаленного доступа:
- Ежегодные отчеты Президента перед Конгрессом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gpoaccess.gov/eop/index.html
- Официальный сайт министерства финансов ФРГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bundesfinanzministerium.de
- Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru