Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Введение
Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5
1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5
1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6
1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11
Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14
2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14
2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17
Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19
3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19
3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23
3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список используемых источников и литературы………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………………….37
Экологически неблагополучны все крупные «города-заводы» России. 2
В критическом состоянии находится действующая
система водоснабжения большинства городов
России. Экстремально высокие загрязнения
(ЭВЗ) и высокие загрязнения поверхностных
вод зафиксированы в следующих реках:
Волга, Обь, Дон, Амур, Северная Двина, Урал,
Уфа, Томь, Белый Иртыш, Тобол, Нева.
Растет число чрезвычайных ситуаций, связанных с выбросом вредных химических веществ, аварий техногенного и природного характера. 1
В России проблемы охраны окружающей среды отражены в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р.
Сохранение и восстановление природных систем, обеспечение экологической безопасности страны определяются Доктриной как одни из приоритетных направлений деятельности государства и общества. В 4 разделе Экологической доктрины Российской Федерации также изложены приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации:
-
обеспечение безопасности при
осуществлении потенциально
-
экологические приоритеты в
- предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;
-
предотвращение терроризма, создающего
опасность для окружающей
-
контроль за использованием и
распространением чужеродных
Собственно термин государственная экологическая политика в российском законодательстве отсутствует. Он применяется в подзаконном акте - в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.07.01 № 910-р «О программе социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)». Само же определение здесь не приводится. Законодатель на федеральном уровне именует государственную экологическую политику, как: «единая государственная политика в области экологии», «единая государственная политика в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», «федеральная политика в области экологического развития Российской Федерации».
Законодательно также закреплены термины «единая государственная политика в области охраны атмосферного воздуха», «федеральная политика в области государственного экологического регулирования процесса уничтожения химического оружия» и другие.
На
подзаконном уровне используются термины
«основные направления
Экологический энциклопедический словарь содержит следующее определение: экологическая политика – это система мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия. 2 Здесь также отмечается, что экологическая политика имеет целью не только охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности, но также сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека. В этом же энциклопедическом издании даётся определение природоохранной экологической политики, под которой понимается целенаправленная политика охраны и восстановления природной среды.
Основной кодифицированный акт в области охраны окружающей среды – Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». Он является «вершиной» экологического законодательства.
Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий. 3
Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 01 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Основные принципы, задачи и мероприятия экологической политики
определяются: законодательством Российской Федерации (Конституция Российской Федерации; федеральные законы); программами Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и экономического роста; федеральными целевыми программами; государственными стандартами и иными нормативными актами.
К основным направлениям современной экологической политики Российской Федерации можно отнести, в частности:
- формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду;
- совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности;
- создание единой системы государственного экологического мониторинга;
- стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы;
- развитие предпринимательства в сфере экологии;
- расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии;
- укрепление международного сотрудничества в области защиты природы;
В настоящее время в России можно выделить три механизма формирования и реализации экологической политики:
-
прямое регулирование через
-
экономическое стимулирование
- смешанные формы.
Национальный план действий в области охраны окружающей среды (НПДООС) уделил особое внимание направлению государственной экологической политики по совершенствованию государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования.
Предусмотрено два этапа реализации этого направления. Во-первых, осуществление обоснованного разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в сфере природопользования с тем, чтобы на каждом уровне были сконцентрированы именно те полномочия и функции, которые могут осуществляться наиболее эффективно.
Во-вторых, на каждом уровне управления – детализация этих полномочий путём выработки конкретных перечней функций в сфере управления природопользованием с их распределением между органами управления на каждом уровне (федеральном и региональном).
1.3 Основы региональной экологической политики России
Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь именно они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За «центром» остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.
В
соответствии с ГОСТ Р ИСО 14031-2001
понятие «региональный» может относиться
к области (провинции) или группе
областей внутри страны, или к группе
стран, или к континенту, в зависимости
от масштабности окружающей среды рассматриваемой
организацией. Федеративное устройство
России включает шесть типов наименований
её административно-
Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов. 1
Региональная экологическая политика как и государственная базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды
______________________________
1 – Высторобец
Е. А., Дупак В. Я. Государственная
и региональная экологическая политика.
информ.-метод. материалы. Учеб.-метод.
пособие по курсу: «Экология, охрана
природы, экологическая безопасность».
МОУЦ «Нахабино» - М.: Одна восьмая, 2005 г.,
60 с.
Для анализа безопасного развития регионов следует исходить из масштабов и специфики воздействия различных видов антропогенной деятельности, из территориальной дифференциации региона и степени устойчивости природной среды.
Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:
- гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;
- сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;
- улучшение экологического состояния бассейна рек;
- улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;
- экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.
Основными направлениями деятельности региональных экологических служб являются:
- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;
- обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительство;
Информация о работе Приоритеты экологической политики России