Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Актуальность темы. Взаимодействие общества и природы - узловая проблема развития современного общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Введение
Глава 1. Приоритеты экологической политики России…………………………….5
1.1 Глобальные проблемы устойчивого развития и проблемы безопасности экологии…………………………………………………………………………………………..5
1.2 Приоритеты государственной экологической политики России…………………...6
1.3 Основы региональной экологической политики России……… .…………………11
Глава 2. Экологические и биологические аспекты региональной экологической политики в Оренбургской области…………………………………………………………14
2.1 Экологические аспекты………………………………………………………………14
2.2 Биологические аспекты………………………………………………………………17
Глава 3. Мероприятия по реализации региональной экологической политики Оренбургской области………………………………………………………………………..19
3.1 Система управления региональной экологической политикой в Оренбургской области…………………………………………………………………………………………..19
3.2 Целевые экологические программы и их финансирование……………………….23
3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………………..32
Список используемых источников и литературы………………………………………36
Приложение……………………………………………………………………………….37
Контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов области осуществляет Государственная инспекция рыбоохраны по Оренбургской области, которая действует достаточно автономно от органов власти области и зачастую без учета интересов населения.
Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Оренбургской области, также являясь федеральной структурой, в значительно большей степени ориентировано на рациональную эксплуатацию биоресурсов области.
Важным
органом обеспечения
Существенным недостатком системы управления охраной окружающей среды, снижающим эффективность природоохранной работы, является нечёткое распределение основных функций и полномочий между органами власти Оренбургской области.
3.2 Целевые экологические программы и их финансирование.
Оренбургская область по объему производимой промышленной продукции занимает 6 место в Приволжском федеральном округе после Республик Татарстан (17%), Башкортостан (16%), Самарской, Пермской и Нижегородской областей и составляет 6,9% промышленной продукции округа.
В процессе производства природные ресурсы в Оренбургской области используются не одинаково и не пропорционально объемам производимой продукции относительно других территорий Приволжского округа. 1
В конце 90-х годов был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки в регионе. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Интенсивное промышленное производство постоянное обостряет экологическую обстановку в Оренбургской области. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий охраны окружающей среды.
На решение указанных проблем направлены так называемые областные целевые программы по экологии. Одной из самых актуальных на сегодняшний день программ является «Оздоровление экологической обстановки в Оренбургской области в 2005–2010 годах».
Рассмотрим механизм финансирования и реализации областных целевых программ на её примере. Государственным заказчиком, основным разработчиком и исполнители программы является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Финансирование данной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета, с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников на договорной основе или по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и организациями (Приложение 5).
Ежегодное финансирование программы осуществляется в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на соответствующий год, в том числе в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы.
Расходы на выполнение межмуниципальных мероприятий программы, источниками финансирования которых являются средства областного бюджета, включаются в проект областного бюджета на очередной финансовый год при условии подтверждения софинансирования этих мероприятий за счет средств местных бюджетов.
______________________________
При этом министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений выступает в роли распорядителя средств областного бюджета. Функции заказчика межмуниципальных мероприятий передаются главам муниципальных образований. Заказчик размещает на сайтах Интернета информацию о программных мероприятиях, проводит конкурс и заключает государственные контракты с подрядчиком. Важной задачей проведения открытых конкурсов является привлечение средств частных инвесторов для проведения работ по отдельным объектам и проектам программы.
Администрация
муниципальных образований
Реализация прочих мероприятий, финансируемых из областного бюджета, осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений в соответствии с действующим законодательством.
Оплата работ, предусмотренных программой, осуществляется в соответствии с заключёнными договорами, утверждёнными сметами и актами сдачи-приёмки выполненных работ в пределах средств, выделяемых на эти цели из областного и местного бюджетов.
Реализация мероприятий, финансируемых за счет внебюджетных средств (собственных средств предприятий) осуществляется непосредственно предприятиями. Между министерством и предприятием заключается Соглашение о взаимодействии по реализации природоохранных мероприятий. Информация о выполнении программных мероприятий предоставляется в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений ежеквартально с указанием освоения средств.
Организация управления и контроль за исполнением программы осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик координирует работу организаций, участвующих в выполнении мероприятий программы.
В сроки, установленные для представления отчёта об исполнении бюджета, заказчик представляет в соответствующие финансовые органы отчёты об использовании бюджетных средств.
3.3 Реализация приоритетных направлений региональной экологической политики посредствам областных целевых программ
Основной целью региональной экологической политики является оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области.
Осуществление этой политики происходит по средствам реализации областных целевых программ.
Одной из актуальных на сегодняшний день программ является программа «Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области на 2005-2010 годы», утвержденная законом Оренбургской области от 01.09.2005 г № 2526/466-III-ОЗ.
Основой достижения цели программы заявлено решение природоохранных задач и выполнение мероприятий, имеющих целевой природоохранный характер на промышленных объектах области.
Основными задачами Программы являются:
-
долевое участие в
- внедрение новых технологий, строительство сооружений по очистке выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, промышленных сточных вод, очистка и рекультивация загрязненных земель;
-
участие в создании и
-
развитие экологического
- приобретение оборудования для областных природоохранных учреждений и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга.
Программные мероприятия направлены на решение поставленных задач и включают в себя следующие разделы:
-
природоохранные мероприятия
-
межмуниципальные
- мероприятия по контролю за состоянием природной среды (в раздел включены мероприятия по экологическому образованию и воспитанию населения, приобретение оборудования областными природоохранными учреждениями и промышленными организациями для ведения экологического мониторинга) (Приложение 3);
-
научно-исследовательские
Важнейшими целевыми индикаторами данной программы являются:
- выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (тыс. т /год);
- сброс очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты (млн. м3/год);
- объем оборотной и повторно-используемой воды (млн. м3/год).
В
настоящее время программа
Однако в 2009 г. софинансирование реализации программных мероприятий из местных бюджетов также не осуществлялось. В связи с этим выполнение 17 программных мероприятий было сорвано. Прекратились работы по реконструкции и строительству сооружений по очистке канализационных сточных вод в г. Бузулуке, с. Плешанове, пос. Нежинка Оренбургского района. Не профинансированы 7 научно-исследовательских работ, действие ранее заключенных договоров на выполнение данных работ было приостановлено. Не проводились мероприятия по экологическому воспитанию, не обновлялась материально-техническая база.
За
счет собственных средств
Продолжением
данной целевой программой станет программа
«Оздоровление экологической
-
межмуниципальные мероприятия:
- экологический мониторинг: оценка привнесения загрязняющих веществ с водотоками от соседних субъектов РФ (проведение регулярных наблюдений за состоянием поверхностных вод Оренбургской области на границе с соседними субъектами РФ), обеспечение экологической информацией население области через СМИ и Интернет (развитие сети автоматизированных постов контроля загрязнения атмосферы в городах Оренбургской области), повышение качества управления в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности (техническое обеспечение системы экологического мониторинга Оренбургской области);
Информация о работе Приоритеты экологической политики России