Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение реального состояния безработицы в городском округе «г.Комсомольск-на-Амуре» и анализ перспектив социального планирования трудовых ресурсов в системе муниципального управления. Предмет исследования: социальное проектирование проблем безработицы. Объект исследования: состояние безработицы на региональном рынке труда.
В ходе исследования применены общенаучные методы группировки и классификации, анализа и синтеза, логического сопоставления и сравнения, а также методы прогнозной ретроспекции и анкетный опрос.
Введение………………………………………………………….…………3
1. Теоретическая разработка проблемы безработицы и
проблемы регулирования занятости населения.........................................5
1.1 Безработица: понятие, виды, формы, причины возникновения.........5
1.2 Действия органов муниципального управления по
правовому регулированию занятости населения…………………...…10
2.Социальное планирование и исследование региональных
проблем занятости……………………………………………………...…17
2.1 Ситуация на рынке труда в Комсомольске-на-Амуре и
вопросы социального планирования занятости населения………....….17
2.2 Социологическое исследование проблемы занятости
безработных, состоящих на учете в центре занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….…….25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования
занятости населения и снижения безработицы в
муниципальном образовании……………………………………………30
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………...….41
- региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации местных исторических, демографических, социально-экономических, психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики;
- скрытая безработица. Временная безработица иногда принимает скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50% трудоспособного населения.
регулированию занятости населения
Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. Занятость – это не только наличие рабочего места, у этой проблемы есть еще и два других социальных аспекта. Во-первых, от уровня и регулярности выплаты заработной платы зависит определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, а во- вторых, сами условия труда могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства, а реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости на местах. В условиях свободного рынка большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формы собственности. Отсюда, возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.
Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости в сфере трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в целом. Остановимся подробнее на законодательной базе организации данного процесса.
Государственное регулирование
обеспечения занятости и
В декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорится о полной обеспеченности занятости. В настоящее время законодательство о занятости представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:
1. Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН [17]. «Всеобщая декларация прав человека» предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.
2. Ст. 37 Конституции РФ предусматривающая право на защиту от
безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»
4. Положение о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденное приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.
5. Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г. Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они временные и оплачиваемые, поэтому безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.
6. Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения»
7.Постановление Правительства РФ «О мерах но обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» от 3 мая 1994 г. Оно рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение работников, предусматривать меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников.
8. Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. Оно определило критерии массового высвобождения, которыми являются численность увольняемых за определенный календарный период, а именно:
а) ликвидация предприятия с 15 и более работниками;
б) сокращение численности или штата на 50 и более человек за 30 календарных дней;
в) сокращение 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
г) сокращение 500 и более человек за 90 календарных дней.
Массовым считается также увольнение 1% общего числа работающих в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.
Дополнительно, органы местного самоуправления могут устанавливать самостоятельно и иные критерии, усиливающие социальную защищенность работников в зависимости от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.
Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий ВПК, государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.
Кроме того, Федеральной службой занятости принят ряд нормативных актов по линии Минтруда России, разъясняющих применение Закона о занятости, а также Положение о Федеральной службе занятости предусматривающее, что все органы занятости действуют на основе этого Положения. Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 2006 г.
Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости. Например, Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В системе российского законодательства о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.
В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ №122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использован нашим законодателем в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений. Итак, в системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и 39 статей.
В гл. I «Общие положения» (ст. 1-7) даются понятия «занятость», «кто считается занятым», «безработного», «подходящая и неподходящая работа; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Глава II «Права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.
Глава III «Гарантии государства в области занятости» (ст. 12-13) устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.
Глава IV «Регулирование и организация занятости населениям (ст. 14-24) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.
Главы V-VII предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсации и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.
При характеристике гл. VI следует учитывать Федеральные законы от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», и от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».
Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям – в подборе необходимых кадров.
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений может заключаться в следующем:
- разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета, предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;
- оказание информационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)
- формирование муниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
- формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
-создание центра социально-
- организация муниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
- создание муниципальной службы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
- создание муниципального попечительского
- организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально – квалификационной структуры спроса на рабочую силу.
В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:
- содействие занятости
выпускников школ и
- оказание адресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся в социальной защите;
- повышение
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры федеральной службы занятости.
2 Социальное планирование и исследование муниципальных проблем
Информация о работе Проблема занятости населения в муниципальном образовании