Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:20, курсовая работа
Цель работы: теоретическое и практическое исследование оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте на примере условного предприятия, с целью снижения налоговой нагрузки.
Задачи данной работы:
изучить основные понятия и положения налогового менеджмента;
систематизировать методы, используемые в корпоративном налоговом менеджменте, выявить их соответствие роли и значению налогового менеджмента в системе управления организацией;
рассмотреть имущество предприятия, как объект налогообложения и основные методы оптимизации его стоимости;
рассчитать налоговые обязательства типового условного предприятия в течение года по налоговым периодам;
спланировать финансово-хозяйственную деятельность условного предприятия и его налоговые платежи, в соответствии с оптимизацией стоимости имущества;
рассчитать планируемые налоговые обязательства условного предприятия в течение года по налоговым периодам;
провести сравнительный анализ налоговых нагрузок двух предприятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
1.2 МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОРПОРАТИВНОМ НАЛОГОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2. ОПТИМИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА В НАЛОГОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 ИМУЩЕСТВО, КАК ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.2 МЕТОДЫ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3. РАСЧЕТ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1 РАСЧЕТ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТИПОВОГО УСЛОВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2 НАЧИСЛЕНЫ И ПЕРЕЧИСЛЕНЫ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В БЮДЖЕТ
3.2 РАСЧЕТ ПЛАНИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С УЧЕТОМ ОПТИМИЗАЦИИ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА
3.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ НАГРУЗОК ДВУХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы.
В настоящее время создан определенный задел теоретико-методологических основ налогового менеджмента применительно к разным уровням управления. Большинство исследователей сходится в том, что налоговый менеджмент представляет собой часть общей теории управления. Другим методологическим основанием для него следует полагать финансовую науку и ее научно-практическое направление - финансовый менеджмент. Поэтому управление налогообложением является неотъемлемой частью всего процесса управления объектом, оно должно рассматриваться в общем контексте управления финансами. В то же время особенности процесса налогообложения и его значимость в формировании доходной части бюджетов вызывают необходимость выделения налогового менеджмента в качестве самостоятельной системы, притом относящейся к классу сложных систем специального назначения. Именно с этих позиций необходимо подойти к изучению налогового менеджмента, характеристике его концептуальных основ.
Таким образом, налогообложение (включая процесс управления налогами) - понятие многоаспектное и иерархически сложное; система налогообложения с полным основанием может быть отнесена к классу так называемых сложных систем. Налоговый менеджмент как сложная система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов (частей, подсистем), позволяющих осветить отдельные стороны этой системы. Другими словами, с системных позиций процесс управления налогами требует рассмотрения нескольким разноплановых представлений (аспектов), имеющих полииерархический характер [4, с.14-15].
Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, называют способами, методами и "схемами" налоговой минимизации. Они как правило различны по своей природе узконаправленны на определенный сегмент налоговых отношений и не затрагивают весь комплекс налоговых проблем.
Методы корпоративного налогового менеджмента можно разделить на общие и специальные (методы управления налогово-финансовыми потоками).
К общим методам отнесены:
расчетно-аналитический метод;
нормативный метод;
метод оптимизации плановых решений;
балансовый метод;
экономико-математические методы.
В число специальных методов вошли:
методы анализа и оценки налогово-финансового состояния фирмы;
методы постановки цели и задач;
методы выбора способов налоговой оптимизации;
методы налоговой оптимизации;
методы установления степени достижения цели [18].
Для систематизации специальных методов управления налоговыми платежами обратиться к приведенному описанию системы корпоративного налогового менеджмента с использованием функционального подхода. С указанной позиции система корпоративного налогового менеджмента представляет собой три блока взаимосвязанных управленческих действий:
1) налоговое планирование;
2) налоговое регулирование;
3) налоговый контроль.
Каждому из этих блоков присущи свои этапы, и каждому этапу соответствуют свои методы, в число которых предложено включить:
1) методы анализа и оценки налогово-финансового состояния фирмы;
2) методы постановки цели и задач;
3) методы выбора способов налоговой оптимизации;
4) методы налоговой оптимизации;
5) методы установления степени достижения цели.
Поскольку
управление налогами рассматривается
в тесной связи с управлением финансами,
а управление финансами организации осуществляется
с помощью методов управления финансовыми
потоками, то специальные методы можно
условно назвать методами управления
налогово-финансовыми потоками и схематично
представить следующим образом:
Рисунок
3 - Систематизация специальных методов
корпоративного налогового менеджмента
Таким образом, система специальных методов корпоративного налогового менеджмента представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые группы методов, структурированные в соответствии с этапами трех функциональных звеньев управления налогами на фирме (планирования, регулирования, контроля).
Рассмотрение методики налогового планирования начинается с этапа анализа и оценки текущего налогово-финансового состояния фирмы. На данном этапе можно использовать методы финансового анализа, конкретная совокупность которых зависит от исследуемого хозяйственного субъекта.
Следующим
этапом налогового планирования является
постановка цели - то есть определение
того будущего налогово-финансового состояния
фирмы, которого необходимо достичь. Постановка
цели налогового планирования напрямую
зависит от оценки налогово-финансового
состояния организации, данной в результате
проведенного анализа, поэтому предложено
построить модель зависимости целей налогового
планирования от оценок налогово-финансового
состояния фирмы, используя метод построения
дерева решений.
Рисунок
4 - Зависимость целей налогового планирования
от результатов оценки налогово-финансового
состояния организации.
После постановки цели налогового планирования формулируются задачи, возможные варианты, постановки которых представлены на рис.3.
Рисунок
5 - Варианты постановки задач в зависимости
от целей налогового планирования
После
постановки задач налогового планирования,
в соответствии с логикой построения
этапов данного системного звена
корпоративного налогового менеджмента,
осуществляется выбор способов решения
поставленных задач, то есть методов оптимизации
налоговых платежей. При выборе методов
налоговой оптимизации предложено исходить
из цели и задач налогового планирования,
стоящих перед конкретным хозяйствующим
субъектом, что схематично представлено
на рисунке 6.
Рисунок
6 - Соответствие методов налоговой оптимизации
целям и задачам налогового планирования
Рассмотрение методов налогового регулирования разделены на следующие этапы:
формулирование задач;
внедрение выбранных налоговым планированием методов налоговой оптимизации.
На
этапе налогового регулирования
при внедрении совокупности оптимизационных
методов в финансово-
Выбор тех или иных методов налогового регулирования должен основываться на следующих критериях: методы должны быть законными, их применение должно обеспечивать баланс интересов "бизнес-государство" в части уплаты налогов. То есть снижение налоговой нагрузки на организацию должно быть достигнуто не ради самого снижения как такового, а ради высвобождения дополнительных финансовых ресурсов с целью использования их для развития и расширения производства и, как следствие, увеличения абсолютного размера налоговых платежей в бюджет, что соответствует как интересам бизнеса, так и интересам государства.
В отношении методов налогового контроля можно построить зависимость этих методов от этапов данного системного звена корпоративного налогового менеджмента.
К этапам налогового контроля относятся следующие совокупности управленческих действий:
формулирование задач;
анализ и оценка результатов налогового регулирования;
установление степени достижения запланированной цели.
На этапе налогового контроля процесс управления налогами на фирме не заканчивается, он лишь возвращается к своим "истокам", а именно - к налоговому планированию.
Таким образом, с учетом вышеизложенных особенностей построения методов трех системных звеньев корпоративного налогового менеджмента, общую схему управления налогами в организации можно представить следующим образом (рисунок 7) [15].
Одно из самых проблемных для налогоплательщиков обременений - это налог на имущество организаций (НИО), уплачиваемый в соответствии с главой 30 НК РФ. Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является "прямым" налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. Да и список льготников по НИО очень незначителен.
Поэтому законная оптимизация данного налога (НИО) является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения [10].
Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), которое учитывается на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ).
Согласно п.4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" имущество принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:
имущество используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
имущество используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
имущество способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если имущество не отвечает данным условиям, то оно не может быть зачислено в состав основных средств. Его необходимо продолжать учитывать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В расчете налога на имущество не участвует имущество, которое:
изначально не признается в бухгалтерском учете основными средствами;
выбывает из состава основных средств или не способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (т.е. стоимость которого списывается со счета 01).
В период реконструкции (модернизации), равно как и при консервации, имущество продолжает числиться в составе основных средств (п.20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Выбытие ОС имеет место в случаях, перечисленных в п.29 ПБУ 6/01. Следовательно, стоимость таких ОС с баланса не списывается, а сами эти основные средства рассматриваются в качестве объекта обложения налогом на имущество (см. письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101). В период реконструкции объекта ОС, длящейся более года, или консервации его на срок более трех месяцев амортизация по этому объекту в бухгалтерском учете не начисляется (п.23 ПБУ 6/01). Поэтому остаточная стоимость такого объекта в указанный период будет равна его остаточной стоимости на дату начала реконструкции или консервации.
Информация о работе Проблема оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте