Проблема оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретическое и практическое исследование оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте на примере условного предприятия, с целью снижения налоговой нагрузки.
Задачи данной работы:
изучить основные понятия и положения налогового менеджмента;
систематизировать методы, используемые в корпоративном налоговом менеджменте, выявить их соответствие роли и значению налогового менеджмента в системе управления организацией;
рассмотреть имущество предприятия, как объект налогообложения и основные методы оптимизации его стоимости;
рассчитать налоговые обязательства типового условного предприятия в течение года по налоговым периодам;
спланировать финансово-хозяйственную деятельность условного предприятия и его налоговые платежи, в соответствии с оптимизацией стоимости имущества;
рассчитать планируемые налоговые обязательства условного предприятия в течение года по налоговым периодам;
провести сравнительный анализ налоговых нагрузок двух предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ
1.2 МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОРПОРАТИВНОМ НАЛОГОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2. ОПТИМИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА В НАЛОГОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2.1 ИМУЩЕСТВО, КАК ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.2 МЕТОДЫ ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3. РАСЧЕТ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
3.1 РАСЧЕТ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТИПОВОГО УСЛОВНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2 НАЧИСЛЕНЫ И ПЕРЕЧИСЛЕНЫ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В БЮДЖЕТ
3.2 РАСЧЕТ ПЛАНИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С УЧЕТОМ ОПТИМИЗАЦИИ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА
3.3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ НАГРУЗОК ДВУХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте.doc

— 578.50 Кб (Скачать файл)

      Амортизацию рассчитывают по формуле: 

      Ам = Сос * Фвпм, (2) 

      Где Ам - сумма амортизации за месяц;

      Сос - стоимость основного средства (плановый выпуск продукции (работ) за все время использования);

      Фвпм - фактический выпуск продукции (работ) за месяц.

      Этот  способ не стоит применять при  равномерном выпуске продукции. В этом случае результат будет близок к линейному методу. Но если производство сезонное, то начислять амортизацию пропорционально объему продукции вполне разумно.

      Как видим, применяемый в большинстве  случаев бухгалтерами линейный метод  начисления амортизации в бухгалтерском  учете самый невыгодный с точки зрения оптимизации налога на имущество. При использовании других способов начисления амортизации компания может существенно сэкономить на платежах по этому налогу [13].

      Суть  схемы с "упрощенщиком".

      Как же избавиться от налога на имущество  в новых условиях? Это можно сделать, если организация, которая станет лизингодателем, применяет упрощенную систему налогообложения. Опишем эту схему детально.

      Первый  шаг: создание будущего лизингодателя, если это необходимо. Не стоит забывать, что доля участия предприятия в новой организации не должна составлять более 25 процентов. С момента открытия организация начинает применять упрощенную систему.

      Второй  шаг: снабжение "упрощенщика" средствами на покупку имущества. Сделать это можно по-разному:

      внести  деньги в уставный капитал организации как ее учредитель;

      перевести будущему лизингодателю целевые  средства на покупку объекта;

      выдать  новой фирме заем, который она  будет возвращать из лизинговых платежей.

      Если "упрощенщик" уже работает и имеет свои средства, то он может приобрести имущество за свой счет. А потом стоимость основного средства компенсируется ему лизинговыми платежами. Отметим, что использовать займы и особенно целевые средства надо очень осторожно. Такая сделка наверняка обратит на себя пристальное внимание инспекторов, и они могут заявить, что она проведена с целью уклонения от налогов. Ведь фактически предприятие оплачивает покупку имущества, которое потом будет передано ему же в аренду.

      Третий  шаг: предприятие заключает с организацией договор лизинга на купленное основное средство. В итоге налог на имущество предприятие не платит. Но такая схема сулит другие налоговые последствия, как позитивные, так и негативные. Рассмотрим их [7].

      Влияние схемы с "упрощенщиком" на другие налоги. Сложнее всего разобраться с единым налогом. Ведь у предприятия, которое пользуется имуществом, лизинговые платежи уменьшают налог на прибыль, исчисляемый по ставке 24 процента. А для "упрощенщика" они являются доходами, облагаемыми единым налогом. И тут все зависит от того, какую налоговую базу берет в расчет лизингодатель - "доходы" или же "доходы минус расходы".

      Единый  налог с базы "доходы". В этом случае сумма единого налога составляет 6 процентов от лизингового платежа. Получается, что сумма, которую пользующееся имуществом предприятие экономит на налоге на прибыль, больше, чем единый налог "упрощенщика".

      Единый  налог с базы "доходы минус расходы". В такой ситуации доходами также являются лизинговые платежи.

      По  общему правилу основные средства списываются при "упрощенке" на расходы единовременно. Однако Минфин России в Письме от 16 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/79 утверждает, что имущество, переданное в лизинг, списать на расходы на основании п.3 ст.346.16 НК РФ нельзя. Ведь оно учитывается на счете 03. К материальным затратам такой объект тоже не отнести, так как это капитальные вложения.

      Поэтому минфиновцы уверены, что налогооблагаемую базу "упрощенщика" можно уменьшить на стоимость объекта лишь в том периоде, когда лизингополучатель выкупит основное средство.

      Отметим, что эту точку зрения можно  считать спорной. Ведь исходя из понятия основных средств, которое дано в ПБУ 6/01, объекты, переданные в лизинг, можно также считать основными средствами, а потому списывать их единовременно на расходы при "упрощенке". Однако правомерность данного подхода наверняка придется отстаивать в суде. Но если Минфин реализует свои планы по внесению изменений в ПБУ 6/01, то эта проблема должна исчезнуть. Ведь если доходные вложения в материальные активы будут четко приравнены к основным средствам, то и затраты организации-лизингодателя можно учитывать так же, как расходы на приобретение основных средств. А именно списывать всю сумму в момент ввода имущества в эксплуатацию - на практике это день, когда объект передается лизингополучателю.

      Но  надо учитывать следующее. Стоимость основного средства больше, чем годовой лизинговый платеж. Поэтому если организация не занимается другой деятельностью, кроме передачи имущества в лизинг по описываемой схеме, то налоговая база у нее получится отрицательной. В таком случае ей придется уплатить минимальный налог, как того требует п.6 ст.346.18 Налогового кодекса РФ. Это 1% от доходов. А на сумму убытка, которая будет числиться за "упрощенщиком", можно уменьшить его налоговую базу следующих периодов (п.7 ст.346.18 НК РФ). Но не более чем на 30%.

      Какая система более выгодна для  применения, можно определить только в каждом конкретном случае. В частности, это зависит от того, есть ли у "упрощенщика" другие доходы и расходы, кроме лизинговых платежей и затрат на основное средство. Если у организации поступления намного превышают затраты, то выгоднее выбрать базу "доходы". В случае, когда разница между доходами и расходами невелика, то лучше платить налог с этой разницы. Но тут еще надо учитывать пенсионные взносы. Ведь фирмы, которые платят налог по схеме "доходы минус расходы", просто включают пенсионные взносы в состав затрат. А организации, считающие единый налог с дохода, вправе уменьшить сам налог на взносы в ПФР, но не более чем на 50 процентов.

      НДС. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками этого налога. Поэтому "входной" НДС при покупке имущества принять к вычету невозможно. То есть возникают дополнительные потери. Но в то же время этот НДС будет уменьшать единый налог у тех, кто использует базу "доходы минус расходы" [10].

      Оптимизация с помощью возвратного  лизинга. В принципе снизить налог на имущество можно, даже если предприятие уже владеет основным средством. Сделать это позволяет договор возвратного лизинга, в рамках которого происходит следующее. Предприятие передает деньги организации-"упрощенщику", а затем продает ей свое имущество. Таким образом, актив выводят с баланса предприятия. И тут же организация по договору лизинга передает объект его бывшему хозяину.

      Право совершать подобные операции прописано  в п.1 ст.4 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Однако эта схема заинтересует налоговиков, особенно если деньги передаются с помощью целевого финансирования или займа.

      Минусы  лизинговых схем. Налоговый учет лизинговых платежей. Минфин России в своем Письме от 9 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/348 придерживается следующей позиции. Средства, направленные на выкуп имущества, предприятие не может включать в текущие расходы. Такие суммы собираются на счете 08. И только когда к арендатору перейдет право собственности на объект, его начинают амортизировать в обычном порядке, предусмотренном ст.256-259 НК РФ. Но данная ситуация законодательством прописана недостаточно четко. Ведь в п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ сказано, что лизинговые платежи относятся к прочим расходам, связанным с реализацией. А п.1 ст.28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" позволяет включать выкупную цену в состав лизинговых платежей. Поэтому налогоплательщик может оспорить мнение чиновников. Но не исключено, что в этом случае свою правоту придется отстаивать в суде.

      Размер  лизинговых платежей и выкупной цены. Эффективность оптимизации зависит от размера лизингового платежа, поэтому имеет смысл его увеличить. Но при этом нельзя забывать, что к слишком высокой стоимости лизинга инспекторы могут применить ст.40 Налогового кодекса РФ и доначислить предприятию налог, пени и штрафы исходя из рыночной цены. Однако отметим, что на самом деле в данной ситуации применить ст.40 проверяющим будет очень сложно. Ведь сумма лизинговых платежей зависит от многих факторов. Например, это вид имущества, срок лизинга, комиссия лизингодателя и т.д. Поэтому определить рыночную цену такой услуги, как лизинг, непросто. Но негативным моментом является тот факт, что действия инспекторов, возможно, придется оспаривать в суде [3, с.108].

      Ограничения "упрощенщика". Необходимо отслеживать, какова стоимость перешедших к будущему лизингодателю активов, чтобы организация не потеряла права применять "упрощенку". Доход по итогам отчетного или налогового периода не должен превышать 15 000 000 руб. (с 1 января 2006 г. - 20 000 000 руб.), а остаточная стоимость основных средств - 100 000 000 руб. Иначе придется перевести организацию на общую систему налогообложения.

      В последнее время договоры лизинга попали под пристальное внимание налоговиков. Есть вероятность того, что такую лизинговую сделку инспекторы признают притворной. Правда, законодательно уклонение от уплаты налогов не определено. И действует принцип: "что не запрещено, то разрешено". Тем не менее стоит быть готовым доказать экономическую целесообразность сделки. А потому сначала надо просчитать все возможные риски и соотнести их с выгодами. И только потом принимать решение о претворении схемы в жизнь [5, с.96].

 

3. Расчет налоговых обязательств предприятия и оптимизация налоговых платежей

3.1 Расчет налоговых обязательств типового условного предприятия

 

      ИСХОДНЫЕ  ДАННЫЕ: Основным направлением деятельности предприятия - производство изделий из бетона для использования в строительстве.

      На  сегодняшний день предприятие работает по нескольким направлениям:

      производство  изделий из бетона (тротуарной плитки);

      производство  и продажа оборудования, расходных  материалов, компонентов;

      продажа добавок для бетона, строительного  оборудования для бетонного производства и укладки брусчатки и другого  оборудования.

      Фирма постоянно изучает потребности  строительного рынка, постоянно участвует в международных и национальных выставках, активно внедряет новые технологии по производству строительных материалов, и проводит широкую рекламную компанию по продвижению их на рынке. 

      Таблица 1 - Штатное расписание предприятия (вариант 2110):

Должность ФИО Оклад Вариант 2119 Р/к 25% Итого оклад
1 Директор Иванов И.И. 5559,00 7669,00 1917,25 9586,25
2 Заместитель директора Петров П.П. 4449,00 6559,00 1639,75 8198,75
3 Главный бухгалтер Сидоров С.С. 4399,00 6509,00 1627,25 8136,25
4 Заведующий  складом Степанова С.С. 1199,00 3309,00 827,25 4136,25
5 Начальник цеха Семенов С.С. 3369,00 5479,00 1369,75 6848,75
6 Мастер Сергеева С.С. 2229,00 4339,00 1084,75 5423,75
7 Рабочий Гаврилов Г.Г. 1199,00 3309,00 827,25 4136,25
8 Рабочий Александрова  А.А. 1199,00 3309,00 827,25 4136,25
9 Рабочий Алексеев А.А. 1179,00 3289,00 822,25 4111,25
10 Рабочий Федорова Ф.Ф. 1179,00 3289,00 822,25 4111,25
Итого    25960,00 47060,00 11765,00 58825,00

Информация о работе Проблема оптимизации стоимости имущества в налоговом менеджменте