Провести анализ влияния среды прямого воздействия на деятельность предприятий предприятия (на примере предприятия: ОАО «Балтийский Хлеб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:39, курсовая работа

Краткое описание

Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1.
1.1.Понятие и содержание внешней среды организации…………....5
1.2.Цель и классификация прогнозов состояния внешней среды......7
1.3.Анализ микросреды………………………………….….………....8
1.4.Показатели внешней среды…………………………......................9
Глава 2.
2.2. Анализ внешней среды ОАО «Балтийский Хлебозавод №4»...11
2.3. Анализ доминирующих характеристик отрасли….....................13
2.4. Конкурентный анализ по методике Майкла Портера............15
2.5. Определение ключевых факторов успеха отрасли.................17
2.6. Комплексная оценка привлекательности отрасли………..........18
Заключение……………………………………………........................19
Список использованной литературы………………………...............20
Приложение…………………………………………...........................21

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po.docx

— 70.16 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить стабильную политическую ситуацию в стране и  регионе, а также положительное  воздействие социальных факторов. Также, в целях использования возможностей, обусловленных технологическими факторами, предприятию следует исследовать  рынок специального оборудования, отслеживать  изменения технологического процесса, изыскивать возможности модернизации, реконструкции производственных мощностей,

Таким образом, технологические, политические и социальные факторы  дают предприятию возможности, которые  оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные  стороны.[№4стр.2]

 

 

2.3.Анализ доминирующих характеристик отрасли

 

   Анализ доминирующих характеристик отрасли можно представить в виде таблицы 1. Рассмотрим подробнее факторы, использующиеся при данном анализе.

Вес определяется важностью  данного фактора при анализе; балл характеризует силу влияния  фактора на деятельность предприятий  отрасли.

Емкость рынка хлебобулочных  изделий. На сегодняшний день рынок  насыщен и характеризуется высоким  уровнем конкуренции. Фактически, увеличение доли рынка означает отвоевание ее у конкурентов. Данный фактор получает балл 3, так как задачей компаний отрасли является, в основном, удержание  существующей доли рынка. Также привлекательность  отрасли прямо пропорциональна  потенциальной емкости рынка.

Рентабельность отрасли. В среднем рентабельность отрасли  не очень высока и составляет 9-10%, однако, в отношении лидеров рынка (к каковым относится ОАО «Балтийский Хлебозавод №4») речь идет о достаточно стабильных потоках доходов и уровне прибыли. Целью рассматриваемого предприятия, как коммерческой организации, является получение прибыли, поэтому фактор рентабельности является очень важным для компании и получает высшую оценку – чем выше рентабельность отрасли, тем выше привлекательность отрасли.

Потребность в первоначальном капитале для входа в отрасль  является очень важной характеристикой, так как именно она в большей  степени определяет возможность  появления на рынке новых конкурентов. Данная отрасль характеризуется  большим размером первоначальных капиталовложений (для крупных участников рынка); чем  выше потребность в первоначальном капитале, тем ниже привлекательность  отрасли.

Продуктовые и технологические  инновации. Данная отрасль характеризуется  регулярным (хоть и не постоянным, не резким) усовершенствованием оборудования, периодическим возникновением новых, усовершенствованных продуктов. Данный фактор получает оценку 3 и вес 0,2, что  объясняется важностью инноваций  для предприятий отрасли с  учетом особенностей выпускаемой продукции; чем больше инноваций, тем меньше привлекательность отрасли.

Цикличность отрасли является достаточно важным фактором, так как  рынок хлебобулочных изделий  подвержен сезонности, что, прежде всего, сказывается на поставках сырья, а также характере потребления  продукции. Отметим, что чем выше цикличность, тем ниже привлекательность  данной отрасли.

Проанализировав эти факторы  и определив средний балл их экспертной оценки можно сказать, что отрасль  хлебобулочных изделий получила оценку 3,2 из пяти возможных. Таким образом, после проведения анализа вышеуказанных факторов можно сделать выводы и средней привлекательности отрасли. Но для того, чтобы получить оценку о полной привлекательности, следует провести дальнейший анализ внешней среды.[№8стр.45]

 

 

2.4.Конкурентный анализ по методике Майкла Портера

 

   К силам, характеризующим прямую угрозу положению предприятия, относятся существующие конкуренты, оценка положения которых основана на анализе нескольких факторов.

Размер и количество компаний в отрасли. В настоящее время  в Казани существует несколько крупных  хлебозаводов, на долю которых из общего объёма выпускаемого хлеба приходится 79%, доля мини-пекарен составляет 21% общего объёма производства. Конкуренция  на рынке является очень высокой  из-за особенностей выпускаемой продукции  и широте охвата существующих потребителей.

Дифференциация товара в отрасли – ОАО «Балтийский Хлебозавод №4» выпускает продукцию идентичную продукции других компаний отрасли, а также усовершенствованные, менее стандартные товары. Все же дифференциация продукции является низкой, что способствует усилению конкуренции среди компаний.

Темпы роста отрасли оцениваются  как низкие, что вызвано насыщением рынка производителями, новые крупные  компании на рынке почти не появляются.

Теперь перейдем к оценке угрозы со стороны потенциальных  конкурентов, которая оценивается  по следующим факторам.

Барьеры входа в отрасль  очень высоки, особенно для крупных  компаний. Необходимы большие капиталовложения в производственные мощности и сбытовую сеть. Инвесторы вряд ли на это пойдут, что обусловлено высоким уровнем  конкуренции на рынке, поэтому угроза оценивается как низкая.

Сила реакции существующей компании на вхождение нового конкурента характеризуется ответными действиями компании. Угроза является сильной, так  как при появлении нового конкурента компания сможет лишь незначительно  расширить ассортимент и немного  снизить цены.

Рассмотрим силы, образующие косвенную угрозу положению предприятия  в отрасли.

Угроза со стороны товаров-заменителей. Исходя из истории хлебопечения в  нашей стране, а также менталитета  граждан, можно сказать, что как  таковые товары-заменители практически  отсутствуют. Таким образом, данная угроза оценивается как низкая.

Угроза со стороны поставщиков  характеризуется количеством и  размером поставщиков в отрасли. В данном случае рассматриваются  поставщики сырья (муки, сахара, дрожжей  и так далее) и материалов, необходимых  для упаковки продукции.[№ 7стр.12]

Угроза оценивается как  средняя, так как, несмотря на большое  количество поставщиков, их деятельность подвержена зачастую неконтролируемому  воздействию природных условий.

Дифференциация товара поставщика – можно сказать, что некоторые  виды сырья компании поставляют на рынок хлебобулочных изделий  в ассортименте. Следовательно, возможен достаточно широкий выбор, угроза оценивается  как низкая.

Важность организации  для поставщика оценивается как  высокая, в силу ее крупного размера  и небольшого количества таких крупных  компаний на рынке. Таким образом, угроза оценивается как низкая

Угроза со стороны потребителей определяется, в основном, количеством  и размером потребителей в отрасли. Угроза оценивается как низкая, так  как круг потребителей очень широк  и охватывает все социальные слои общества. Дифференциация товара для  потребителя – потребителям продукции  предложен широкий выбор хлебобулочных  и кондитерских изделий, на любой  вкус и для любого уровня дохода. Таким образом, угроза оценивается  как низкая. Важность организации  для потребителя зависит от положения  компании на рынке по сравнению с  другими. Угроза оценивается как  средняя в силу того, что, несмотря на большое количество участников рынка, продукция ОАО «Балтийский Хлебозавод №4» зарекомендовала себя с положительной стороны, и предприятие завоевало положительную репутацию у населения.

Таким образом, в результате конкурентного анализа можно  сделать вывод о том, что наибольшую угрозу деятельности предприятия представляют существующие конкуренты. В качестве ответных мер предприятия можно  рекомендовать повышение качества продукции, при условии поддержания  оптимального соотношения цена-качество, расширение ассортимента, захват рынка  посредством сбытовых сетей.[№7стр.23]

 

 

2.5.Определение ключевых факторов успеха отрасли

 

    Данный метод является завершающим этапом анализа внешней среды предприятия. Вначале следует определить основные факторы, образующие неполную оценку привлекательности отрасли, для чего обратимся к проведенному анализу доминирующих экономических характеристик отрасли.

Таблица 2. Полная оценка привлекательности отрасли

По итогам данного анализа видно, что для ОАО «Балтийский Хлебозавод №4» наибольшую значимость представляет фактор рентабельности отрасли. Оценка 3,5 балла из пяти возможных, является средней, что говорит о хлебопекарной отрасли как не особо, но все же привлекательной.

Следующей ступенью в определении ключевых факторов успеха (КФУ) является анализ оценки полной привлекательности отрасли и  сравнение этой оценки с оценкой  ее неполной привлекательности. Полная оценка привлекательности отрасли представлена в таблице 2.

Фактор конкуренции  достаточно сильно снизил общую оценку привлекательности отрасли –  до 2,8 из пяти возможных, что является низкой оценкой привлекательности  отрасли.

Далее определяем основные факторы, формирующие оценку конкурентной ситуации на основе конкурентного  анализа по методике М. Портера.[№2 стр.45]

Из данного  анализа видно, что основными  факторами являются силы, образующие прямую угрозу, а именно уровень  конкуренции в отрасли, характеризующийся  количеством и размером конкурентов. Также немаловажную роль представляет угроза со стороны поставщиков, обусловленная  воздействием сезонности и природно-климатических  факторов.

 

 

2.6.Комплексная оценка привлекательности отрасли

 
   Заключительным этапом является формулировка заключения о привлекательности или непривлекательности отрасли.

Принимая во внимание размеры  рынка хлебобулочных изделий  города Казани, а также учитывая его специфику и насыщенность, можно сказать, что потенциала для  его роста практически нет. Существует фактор роста за счет расширения рынка  сбыта на пригороды Казани и роста  самого города.

При такой высокой степени  охвата потребителей предприятия-производителей в большей степени интересует удержание доли рынка и получение  положительных потоков доходов, несмотря на воздействие внешних  факторов.

В целом, общее влияние  движущих сил можно охарактеризовать как благоприятное. Потенциала для  входа крупных компаний-конкурентов  нет, так как казанский рынок  хлебобулочных и кондитерских изделий  пресыщен, имеет место только поглощение и ликвидация имеющихся мелких компаний, открывая возможность для оставшихся крупных компаний в плане увеличения собственной доли рынка. Эти факторы  снижают привлекательность вхождения  в отрасль для новых компаний.

В данной отрасли следует  отметить стабильность спроса на предлагаемый товар. Появление товаров-заменителей  не предвидится, в силу особенностей выпускаемой продукции, предпочтения потребителей измениться могут лишь незначительно.

В то же время наблюдается  высокий уровень конкуренции, экономическая  ситуация вынуждает существующие компании замедлять темпы развития, в связи  с чем возрастает уровень риска  инвестиций.

Перспективы получения прибыли  оцениваются мной как не слишком  высокие, но стабильные, при условии  широкого ассортимента выпускаемых  изделий.

Таким образом, в данной главе  были применены на практике некоторые  методы анализа внешней среды, рассмотренные  ранее, на основе анализа рынка хлебобулочных  продуктов Казани и, в частности, ОАО «Балтийский Хлебозавод №4», даны рекомендации предприятию с  учетом выявленных проблем.[№3стр.34]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В данной работе курсовой работе были рассмотрены основные теоретические положения анализа внешней среды и возможности применения некоторых методов анализа на практике. Внешняя среда включает в себя все факторы, которые находятся за пределами предприятия и могут на него воздействовать, она пребывает в непрерывном движении и изменении. Способность предприятия адекватно реагировать и преодолевать эти изменения является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Внешняя окружающая среда включает в себя большое количество экономических, политических, социальных, технологических факторов, которые оказывают влияние на деятельность предприятия. Одним из способов определения окружения, который способствует облегчению учета ее влияния на предприятие, состоит в разделении внешних факторов на две основных группы: силы прямого и косвенного воздействия внешней среды на организацию. При изучении различных факторов внешней среды, следует учитывать их сильное взаимное влияние, а также то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные предприятия может быть различна. При анализе внешней среды предприятия возможно применение следующих методов: анализ факторов среды косвенного воздействия (PEST-анализ); анализ доминирующих экономических характеристик отрасли и оценка неполной привлекательности отрасли; анализ движущих сил отрасли; конкурентный анализ по методике М. Портера; анализ стратегии конкурентов; построение карты стратегических групп; определение ключевых факторов успеха (КФУ) отрасли; оценка комплексной привлекательности отрасли.

Далее было рассмотрено применение некоторых методов анализа внешней  среды на практике, а именно, на примере предприятия ОАО «Балтийский Хлебозавод №4».

По результатам PEST-анализа внешней среды ОАО «Балтийский Хлебозавод №4» было определено, что наиболее сильное влияние на предприятие оказывают экономические факторы.

Стоит отметить стабильную политическую ситуацию в стране и  регионе, а также положительное  воздействие социальных факторов. В  целях использования возможностей, обусловленных технологическими факторами, предприятию следует исследовать  рынок специального оборудования, отслеживать  изменения технологического процесса, изыскивать возможности модернизации, реконструкции производственных мощностей,

Информация о работе Провести анализ влияния среды прямого воздействия на деятельность предприятий предприятия (на примере предприятия: ОАО «Балтийский Хлеб