Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную
разработку управленческих решений и применение их на практике. От
эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель
своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень
часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на
сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый
результат деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность прогнозирования 5
2.Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации
13
2.1.Классификация основных методов
прогнозирования 14
2.2.Основные этапы экспертного прогнозирования 18
2.3.Изыскательское прогнозирование 28
2.4.Нормативное прогнозирование 31
2.5.Метод сценариев 34
3.Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 42
4.Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 Уровни технологии 47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-прогнозирование в управлении.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого

воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.

 

[pic]Рис.1.1.

 

 

      Внешние  факторы. Так как внешние факторы  формируют среду, в которой

работает организация, то эти факторы являются инертными  и не поддаются

воздействию со стороны менеджеров. Это вызвано тем, что эта среда

характеризуется большей  сложностью, динамичностью и неопределенностью, что

существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии

организационных решений. Параллельно  с этим, и факторы оказывают  различное

влияние на работу организации.

      Например, поставщики, потребители, конкуренты, другие  организации и

институты общества, непосредственно  связанные с той областью деятельности,

которой занимается данная организация, оказывает прямое влияние на её

работу, характер возникающих  проблем и их решений. В качестве примера можно

напомнить о проблемах  отечественных предприятий, возникших  в период

разрушения прежней системы  хозяйственных связей и изменения  отношений между

поставщиками и потребителями  продукции. В ряде случаев это  привело к

остановке производства, к  кардинальному изменению ассортимента выпускаемой

продукции, к необходимости  поиска новых поставщиков. Изменение  вкусов и

приоритетов потребителей также  вызывает множество проблем в  организации,

которая до этого ориентировала  свое производство на удовлетворение их

потребностей. В связи  с этим возникают такие вопросы: Изменить ассортимент

или качество продукции? Искать ли новые рынки сбыта? Вводить  ли новые виды

продукции и услуг? и т.д.

      Существует  также вторая группа внешних  факторов, которая еще более

неуправляема со стороны  менеджеров организации. Она (эта группа) оказывает

косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:

o состояние экономики  страны (или региона)

o уровень научно-технического  и социального развития

o социально-культурную и  политическую обстановку

o существенные для данной  организации события в других  странах

o другие факторы

      Экономическое  состояние страны (региона) воздействует  на работу

организации через такие  параметры среды, как наличие  капитала и рабочей

силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей,

правительственная финансовая и налоговая политика и т.д. Конкретное влияние

будет проявляться примерно так: инфляция приводит к сокращению

покупательской способности  и снижает спрос на продукцию, производимую

организацией; повышение  уровня цен на продукцию сопряженных  отраслей

вызывает соответственное  увеличение затрат на производство в  организации,

что имеет своим следствие  рост цен на её продукцию и может  вызвать «отток»

определенной группы потребителей; при сокращении своих доходов  покупатели

изменяют состав и структуру  потребления, что также может  оказать

воздействие на спрос; уровень  научно-технического развития в стране

оказывает сильное влияние  на структуру экономики, на процессы автоматизации

производства и управления, на технологию, с помощью которой  производится

продукция, на состав и структуру  персонала организации, и что  особенно

важно—на конкурентоспособность  продукции и технологий. Учет многочисленных

и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них  и предвидение

возможных изменений в  их взаимовлиянии является задачей  прогнозирования.

      Анализ факторов, приведших к возникновению проблемной  ситуации, дает

возможность определить ресурсы ( в том числе и временные), с  затратами

которых будет связано  решение проблемы.

      В процессе  принятия решения происходит  оценка тех действий, которые

предпринимаются на его различных  этапах. Так на этапе распознавания

проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от

которой и судят о возникновении  проблемы.

      Этап формирования  решений начинается со сбора  и обработки информации,

необходимой для выработки  курса действий. Обычно при решении  сложных

проблем не удается ограничиться только той информацией, которую

предоставляют действующие  системы отчетности; поэтому требуется  время и

ресурсы для информационного  обеспечения решения проблемы.

      При прогнозировании  управленческих решений, как правило,  возникает

вопрос: «Какой путь решения  выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет

тот, который наиболее полезен  или предпочтителен для решения  целей

организации. От того, насколько  обосновано они выбраны, зависит  качество

управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет

конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям

хозяйственной ситуации и  в конечном счете—эффективность  и прибыльность.

                           Основные формы и методы

                              прогнозирования в

                          коммерческой организации

 

 

 

1. Классификация основных  методов прогнозирования.

 

2. Основные этапы экспертного  прогнозирования.

 

3. Изыскательское прогнозирование.

 

4. Нормативное прогнозирование.

 

5. Метод сценариев.

 

                      1.Классификация основных методов

                               прогнозирования.

 

 

      Общепринятыми  и основными методами прогнозирования  являются:

1.Экспертное прогнозирование;

2.Изыскательское прогнозирование;

3.Нормативное прогнозирование;

4.Метод сценариев.

      Технологическое  прогнозирование подразделяется  на изыскательское

(иногда его еще называют  поисковым) и нормативное.

      В основе  изыскательского прогнозирования  положена ориентация на

представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на

основании при разработке прогноза информации.

      Перемещение  в пространстве технологий от  технологий более низкого

уровня к технологиям  более высокого уровня относится  к изыскательскому

прогнозированию. Или иначе  можно сказать, что потребности  и цели должны

соответствовать средствам  и возможностям коммерческой организации.

      Примером  изыскательского прогнозирования  может служить

прогнозирование в области  электроники, когда прогнозируемый процесс

представляется в виде последовательного перемещения  технологий, начиная от

квантовой электродинамики  и кончая мгновенно осуществляемой всемирной

связью.[6]

      Нормативное  прогнозирование ориентировано  на миссию организации, на

те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному

прогнозированию соответствует  перемещение в пространстве технологий от

технологий более высоких  уровней к технологиям более  низкого уровня, то

есть от потребностей и  целей к средствам их реализации.

      Примером  нормативного прогнозирования может  служить прогнозирование в

области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде

последовательного перемещения  технологий от понимания проблемы космоса  как

среды, которая должна служить  на благо человеку, до конкретных средств  её

решения—условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом

энергии и т.д.

      В рамках  технологического прогнозирования  решаются такие задачи, как

разработка прогнозов  в области экономической, коммерческой деятельности,

социальной и политической.

      Одной из  главных проблем точности и  эффективности прогнозов является

максимально полезное сочетание  методов изыскательского и нормативного

прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так

для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких  методов

, как:

o экстраполяция;

o моделирование;

o метод исторической аналогии;

o написание сценариев;

o другие методы;

базирующихся на анализе  точных эмпирических данных. При использовании

методов изыскательского  прогнозирования предпочтение отдается

количественной информации. Использование качественной (неколичественной)

информации в изыскательском прогнозировании также возможно.

      Примером  тому, является использование интуитивных  методов, того же

метода сценариев или  метода экспертных кривых, позволяющих  определять

наметившиеся тенденции  изменения ситуации, базируясь не только на

эмпирических данных, но и  на опыте высококвалифицированных

специалистов—экспертов.

      Основными  же методами, использующимися при  нормативном

прогнозировании являются, в  первую очередь, методы ПАТТЕРН, Делфи,

Глушкова, Поспелова и  др.

      Такой широко  используемый в настоящее время  инструментарий, как

деревья целей, впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН

(обоснование планирования  посредством научно-технической  оценки

количественных данных), разработанного в 1936 г. для аэронавтики и космоса.

      К новым  видам прогнозирования относят  прогнозирование с

использованием обратной связи, интуитивные методы, «обходные» и др. Но

основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно

представлены именно в  изыскательском и нормативном прогнозировании.

      Также следует  отметить, что очень важным моментом (как для процесса

сбора, так и для процессов  анализа и обработки данных) определения  того

является ли информация количественной или неколичественной (качественной).

      Количественная  информация, если она достаточно  надежна, обладает тем

преимуществом, что позволяет  использовать точные математические методы и

модели и определять тенденции  развития ситуации с определенной точностью, с

указанием доверительных  интервалов, возможных погрешностях при расчетах и

т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг

проблем, для которых удается  разработать адекватные математические модели,

оказывается значительно  уже того множества ситуаций, в  которых необходимо

принимать реальные решения.

      Гораздо  чаще при разработке прогнозов  приходится иметь дело с

качественной информацией.

      При разработке  прогноза к их числу относят  ситуации, когда данные

представлены в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены

с помощью вербальных или  вербально-числовых шкал, когда имеется  информация

лишь о сравнительных  оценках альтернативных вариантов.

      Существуют  также ситуации, когда полученная  количественная информация

не может быть «вписана»  ни в одну из имеющихся математических моделей,

также может быть проанализирована с помощью специально разрабатываемых

методов качественного анализа.

      В последние  годы получило развитие экспертное  прогнозирование,

ориентированное в большей  степени на работу не только с количественной, но

и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

 

                              2.Основные этапы

                        экспертного прогнозирования.

 

 

      С помощью  этого метода прогнозирования  может быть решена большая  часть

проблем, возникающих при  разработке прогнозов. В экспертном прогнозировании

существует несколько  основных этапов, которые представлены на рис.

2.2.1.[7]

 

               Блок-схема основных этапов разработки  прогноза.

 

|1.Подготовка     |2.Анализ         |3.Определение наиболее вероятных|

|к разработке     |ретроспективной  |вариантов развития  внутренних и |

|прогноза.        |информации,      |внешних  условий.                |

|                 |внутренних и     |                                |

|                 |внешних условий. |                                |

|4.Проведение     |5.Разработка     |6.Априорная и  |7.Контроль хода|

|экспертизы       |альтернативных   |апостериорная  |реализации     |

|                 |вариантов        |оценка  качества|прогноза и     |

|                 |                 |прогноза       |корректировка  |

|                 |                 |               |прогноза       |

 

Рис.2.2.1

 

1.На стадии подготовки  к разработке прогноза должны  быть решены следующие

задачи:

o подготовлено организационное  обеспечение разработки прогноза,

o сформулировано задание  на прогноз,

o сформулированы рабочая  и аналитическая группы сопровождения,

o сформулирована экспертная  комиссия,

o подготовлено методическое  обеспечение разработки прогноза,

o подготовлена информационная  база для проведения прогноза,

o подготовлено компьютерное  сопровождение разработки прогноза.

      После принятия  решения о разработке прогноза  необходимо назначить

исполнителей для этой разработки. Этой группе работников поручается

организационное обеспечение  разработки прогноза. Они также должны

Информация о работе Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы