Процесс стратегического планирования. Проведение поэтапной процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть процесс стратегического планирования, обосновать его необхо-димость для обеспечения эффективной деятельности предприятия.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс стратегического планирования.
2. Проанализировать основные уровни и этапы стратегического планирования
3. Описать процедуры стратегического планирования.
4. На примере конкретной организации рассмотреть процесс стратегического планирования

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………... 3
1 Содержание стратегического планирования …………………………………………………. 5
1.1 Сущность и функции стратегического планирования …………………………………….. 5
1.2 Миссия и видение организации ……………………………………………………………... 7
1.3 Ценности и цели высшего руководства …………………………………………………….. 8
1.4 Оценка и анализ внешней среды ……………………………………………………………. 10
1.5 Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации ……. 11
1.6 Анализ стратегических альтернатив ………………………………………………………... 14
1.7 Выбор стратегии ……………………………………………………………………………… 15
1.8 Реализация стратегии ………………………………………………………………………… 16
1.9 Оценка стратегического плана ………………………………………………………………. 18
2 Стратегическое планирование фирмы ООО «Сигма» ……………………………………….. 20
2.1 Формулирование миссий и целей …………………………………………………………… 20
2.2 Матрица SWOT – анализа …………………………………………………………………… 21
2.3 Разработка стратегии ………………………………………………………………………… 23
2.4 Необходимые изменения …………………………………………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников …………………………………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

1. Задача  фирмы с точки зрения ее  основных услуг или изделий, ее  основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя  среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы  фирмы.

3. Культура  организации. Какого типа рабочий  климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает  этот климат?

Прежде чем приступить к разработке стратегии менеджмент предприятия должен продумать будущее данной компании, то есть сформулировать стратегическое видение – определяет будущий образ компании; это идеальное представление менеджеров об организации и бизнесе, это своеобразный маршрут движения компании в будущее, который определяет технологии, целевые аудитории, географические товарные рынки, перспективные возможности и образ компании какой она должна стать в будущем.

 

1.3 Ценности и цели высшего  руководства

 

Классики стратегического планирования выделяют 6 ценностных ориентаций, которые накладывают отпечаток на формулировку миссии и целей организации (таблица 1).

Теоретические – руководитель предпочитает постановку целей ориентированные на долгосрочные исследования и разработки, в результате которых образуются новые знания, формируется рациональное мышление.

Экономические – предпочтительные цели: рост прибыли, повышение эффективности производства, то есть направленные на практическую полезность результатов деятельности.

 

Таблица 1

Виды ценностных ориентаций

Ценностные

ориентации

Категории ценностей

Типы предпочитаемых организациями целей

Теоретические

Истина

Знания

Рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

Экономические

Практичность

Полезность

Накопление богатства

Рост

Прибыльность

Результаты

Политические

Власть

Признание

Общий объем капитала, продаж, количество работников

Социальные

Хорошие человеческие отношения

Привязанность

Отсутствие конфликта

Социальная ответственность относительно прибыльности

Косвенная конкуренция

Благоприятная атмосфера в организации

Эстетические

Художественная гармония

Состав

Форма и симметрия

Дизайн изделия

Качество

Привлекательность, даже с ущербом для прибыли

Религиозные

Согласие во вселенной

Этика

Моральные проблемы


 

Политические – предпочтительные цели: повышение общего объема капитала, общего объема продаж и количества работников, результатом достижения которых является власть, признание, уважение и т.д.

Социальные – предпочтительные цели: социальная ответственность относительно показателей прибыли, благоприятная атмосфера в организации, результатом достижения которых является отсутствие конфликтов в организации, хорошие человеческие отношения.

Эстетические – предпочтительные цели: улучшение качества, дизайна и привлекательности изделия даже с ущербом для прибыли, результатом достижения которых является гармоничное развитие личности, формирование правильной культуры и этики.

Религиозные – предпочтительные цели: установление морально-этических и нравственных норм на предприятии, результатом достижения которых является согласие в организации и мире в целом.

На основе ценностных ориентаций менеджмент предприятия формулирует цели, направленные на достижение миссии и стратегического видения. Чтобы внести существенный вклад в успех организации цели должны обладать следующим характеристиками:

  • конкретность и измеримость – выражая свои цели в конкретных и измеримых формах руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хо-да работы.
  • ориентация целей во времени – здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат.
  • достижимость – служит повышению эффективности организации; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
  • непротиворечивость (взаимно поддерживающие цели), то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

 

1.4 Оценка и анализ внешней  среды

 

После того как сформулирована миссия и установлены цели руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом которого является оценка и анализ внешней среды.

Оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:

1. Оценить  изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии.

2. Определить  факторы, которые представляют угрозу  для текущей стратегии и разработать план по нейтрализации выявленных угроз.

3. Определить  какие факторы представляют больше  возможностей для достижения  целей путем корректировки плана.

Таким образом, анализ внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

 

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где  сейчас находится организация?

2. Где, по  мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

3. Что  должно сделать руководство, чтобы  организация переместилась из  того положения, в котором находится  сейчас, в то положение, где ее  хочет видеть руководство?

Факторы внешней среды можно анализировать в следующие областях:

1. Экономика. Текущее и прогнозируемое состояние  экономики может иметь решающее  значение для предприятия.

2. Политика. Необходимо следить за нормативными  документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям.

3. Рынки. Изменчивая рыночная среда должна  представлять собой область постоянного  внимания аналитиков предприятий.

4. Технологии. Экономический анализ новых технологий  должен определять их наиболее  перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.

5. Международные  экономические отношения. Угрозы  и возможности могут быть результатом изменений международных отношений.

6. Конкуренция. Анализ конкурентов должен включать: анализ будущих целей конкурентов; оценку текущей стратегии конкурентов; обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют предприятия; углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

7. Социальное  поведение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие  в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей.

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

 

1.5 Управленческое обследование  внутренних сильных и слабых  сторон организации

Управленческое обследование – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять функций – маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Маркетинг. Необходимо выделить семь областей для анализа:

1. Доля  рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к  его общей емкости является существенной целью действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.

2. Разнообразие  и качество номенклатуры товаров  и услуг. Предприятия должны активно  ее расширять. Номенклатура должна  быть оптимальной по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.

3. Рыночная  демографическая статистика. Необходимо  оценить проблемы, связанные с  изменениями на рынках и в интересах потребителей.

4. Исследования  и разработки. Еще одной проблемой  являются исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.

5. Предпродажное  и послепродажное обслуживание  клиентов. Эффективное обслуживание  помогает продать больше товаров, способствует формированию лояльности  клиентов. Предприятия могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию.

6. Эффективный  сбыт, реклама и продвижение товара. Координация и эффективность  сбыта, рекламы и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.

7. Прибыль. Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.

Финансы и бухгалтерский учет. Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены, и руководители даже не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений. Детальный анализ финансового состояния поможет выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, открыть руководству области внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

Производство. Важным фактором развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Может ли предприятие производить товары или услуги с более низкими издержками по сравнению с конкурентами? Если нет, то почему?
  • Доступны ли новые материалы и комплектующие? Зависит ли предприятие от одного или ограниченного количества поставщиков? Почему?
  • Являются ли производственные мощности современными, и хорошо ли оно обслуживается?
  • Можно ли снизить материальные запасы и время реализации заказов?
  • Существует ли система управления и контроля запасов и заказов?
  • Подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, приходится ли прибегать к использованию временных работников? Как можно исправить данную ситуацию?
  • Может ли предприятие обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать конкуренты?
  • Существует ли на предприятии эффективная и результативная система регули-рования и контроля качества?

Человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем предприятий сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:

  • Каков характер нынешнего и будущего типа сотрудников отрасли?
  • Каков уровень компетентности и подготовки высшего руководства?
  • Имеется ли эффективная система вознаграждения?
  • Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?
  • Эффективна ли подготовка, повышение квалификации руководства?
  • Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то почему?
  • Когда проводился анализ системы оценки деятельности персонала?
  • Можно ли улучшить качество, работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?
  • Участвует ли персонал в доходах, прибылях и собственности?
  • Насколько эффективно организован труд?

Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.

Информация о работе Процесс стратегического планирования. Проведение поэтапной процедуры