Прямые налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с косвенными налогами;
- рассмотреть основные виды прямых налогов и историческую эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и косвенные;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Прямые налоги: понятие, сущность и виды
1.2 Эволюция прямого налогообложения в РФ
1.3 Общестатистическая характеристика налогов на начало 2010 года.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ.
2.1 Прямые реальные налоги
2.2 Прямые личные налоги
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ.
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 104.89 Кб (Скачать файл)

3. В среднесрочной перспективе  внесение изменений в Налоговый  кодекс, а также развитие правоприменительной  практики должно быть направлено  на обеспечение учета при налогообложении  прибыли организаций всех экономически  обоснованных расходов организации  по обучению, лечению, пенсионному  обеспечению работников.

С 1 января 2008 г. расширены  возможности по отнесению на расходы  сумм страховых взносов по добровольному  личному страхованию работников. Установлено, что взносы по договорам  добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно  в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного  лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение  общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

В предыдущей редакции Кодекса  размер взноса учитывался только на случай наступления смерти застрахованного  работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи  с исполнением им трудовых обязанностей и не мог превышать 10 000 рублей на одного застрахованного работника.

Начиная с 2009 года, произошло  увеличение с 3 до 6 процентов норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых  взносы организации по договорам  добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками  медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов.

К расходам на оплату труда  также относятся начисления, в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, по основному  месту работы рабочим, руководителям  или специалистам налогоплательщика  во время их обучения с отрывом  от работы в системе повышения  квалификации или переподготовки кадров.

К расходам налогоплательщика  на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные  с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.

4. В последние годы был  принят ряд мер, направленных  на стимулирование расходов организации  на научные исследования и  (или) опытно-конструкторские разработки. Возможность использования в  российском налоговом законодательстве  применяемого в некоторых зарубежных  странах повышающих коэффициентов  в целях ускоренного учета  текущих затрат на научные  исследования и разработки требует  закрепления приоритетных направлений  в исследованиях и разработках,  в отношении которых повышающие  коэффициенты могут быть использованы. По мнению Минфина России, если  такой инструмент будет использоваться в Российской Федерации, он должен носить точечный исключительный характер в отношении действительно приоритетных исследований и разработок.

5. В целях повышения  эффективности освоения природных  ресурсов должен быть уточнен  порядок ведения налогового учета  соответствующих расходов. В частности,  начиная с 2009 года, расходы на  приобретение лицензий на право  пользования недрами должны учитываться  при определении налоговой базы  по налогу на прибыль организации  в течение срока, не превышающего 2 года. При этом в рамках нового  порядка налогового учета таких  расходов уже понесенные в  прошлом расходы организаций  на указанные цели, не учтенные  на начало 2009 года при определении  налоговой базы по налогу на  прибыль организаций, также должны  быть отнесены на расходы в  течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

6. Предлагается обсудить  целесообразность установления, начиная  с этого года, отчетного периода  по налогу на прибыль организаций  продолжительностью 1 календарный год  (т.е. совпадающего с налоговым  периодом). При принятии такого  решения ежемесячные авансовые  платежи в течение года будут  уплачиваться на основании финансового  результата предыдущего года  без ежемесячного или ежеквартального  определения базы для расчета  авансовых платежей.

Решения в отношении налога на добычу полезных ископаемых, вступившие в силу в 2007 году, будут способствовать активной разработке новых месторождений, а также повышению эффективности  добычи на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности.

В соответствии с Федеральным  законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ устанавливается  налоговая ставка 0% при добыче нефти  на участках недр, расположенных полностью  или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского  края (до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн), а также  при добыче сверхвязкой нефти. С 2007 года применяются понижающие коэффициенты к налоговой ставке применительно  к нефти, добываемой на месторождениях с высокой степенью выработанности. Одновременно, начиная с 2007 года, ввелась  специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну  добытой нефти. Предусматривается, что специфическая налоговая  ставка будет действовать до 2017 года.

В среднесрочной перспективе  предполагается реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части  полезных ископаемых, не относящихся  к углеводородному сырью.

Необходимо отметить, что  в последний год были приняты  решения о поэтапном повышении  внутрироссийских цен на газ, а также  о росте цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Вместе с  тем, налоговая нагрузка на экономических  агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую  нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия  газовой отрасли будут располагать  значительными дополнительными  доходами, имеющими характер природной  ренты, часть которых предполагается изъять в бюджет путем повышения  ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа.

Так, в течение ближайших  трех лет предполагается ежегодная  индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, значительно  превышающий уровень прогнозируемой инфляции. При этом, по аналогии с  НДПИ, взимаемым при добыче нефти, предполагается возможность дифференциации налоговых ставок в зависимости  от условий добычи природного газа.

Что касается налога на игорный  бизнес, то был принят федеральный  закон, предусматривающий увеличение в два раза предельных ставок для  игровых автоматов.

В связи с принятыми  решениями об изменении подходов к государственному регулированию  игорного бизнеса, а также о размещении объектов игорного бизнеса на специально отведенных территориях необходимо уточнить подходы к налогообложению  игорного бизнеса. В настоящее время  налог на игорный бизнес является региональным налогом, все поступления  которого направляются в бюджеты  субъектов Российской Федерации.

Начиная с 1 июля 2009 года размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях  пяти субъектов Российской Федерации, будет запрещено. Соответственно, к  этому моменту будет необходимо разработать подходы, которые должны предусматривать, с одной стороны, компенсацию выпадающих доходов региональным бюджетам, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а другой стороны, – совершенствование самого налога, включающее, по всей видимости, перераспределение полномочий по установлению налоговых ставок между федеральными и региональными властями, а также возможные изменения в конструкции налога и порядка его администрирования.

Имущественный налоговый  вычет при приобретении недвижимости

С 2010 года имущественный налоговый  вычет можно будет получить, не только приобретая жилой дом, квартиру, комнату или долю в них. Теперь этот перечень недвижимости дополнен земельными участками, на которых планируется  жилищное строительство либо находится  приобретаемое жилье. Предельный размер имущественного вычета остался без  изменений и составляет 2 млн. руб. Но с нового года дополнительно вычет  можно будет получить не только с  сумм уплаченных процентов по займам или кредитам, привлеченным для приобретения жилья, но и расходов на погашение  процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, для целей рефинансирования (перекредитования) предыдущих кредитов, полученных под  цели приобретения жилья.

Имущественный налоговый  вычет при продаже имущества

Имущественный налоговый  вычет в отношении имущества  граждан, не являющегося недвижимым, которое было в собственности  у физического лица менее трех лет, увеличен со 125 000 рублей до 250 000 рублей. Правда, изменение имущественного вычета сопровождается одним неприятным нюансом. Вне зависимости от количества продаваемых  объектов он не должен превышать 250 тыс. руб. Ранее ограничение 125 000 руб. применялось  к каждому объекту (письмо минфина  России от 23.03.2009 N 03-04-05-01/137).

Продажа имущества без  декларации

Законодатели освободили доходы от реализации "старого" имущества  от уплаты НДФЛ. Статья ст. 217 НК РФ дополнена  п. 17.1, согласно которому не подлежат налогообложению  доходы, получаемые физическими лицами - налоговыми резидентами РФ от продажи  имущества (в т.ч. и жилья), находившегося  в собственности налогоплательщика  в течение трех и более лет. Данное положение не распространяется на доходы от реализации ценных бумаг, а также на доходы от продажи имущества, используемого индивидуальными  предпринимателями в предпринимательской  деятельности.

Главное - при получении  таких доходов у налогоплательщика  больше не возникает обязанности  по представлению налоговой декларации.

Проценты по долговым обязательствам

Напомним, что в период острой фазы финансового кризиса  было приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ. Согласно этой норме налогоплательщик мог выбрать вариант учета  предельной величины процентов по заемным  средствам, принимаемой в налоговых  расходах, как ставку рефинансирования Банка России в рублях, увеличенную  в 1,1 раза, а по долговым обязательствам в валюте - в размере 15 процентов. В период приостановления до 31.07.2009 действовали показатели - ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,5 раза, и 22 процента - по долговым обязательствам в валюте. С 1 августа 2009 года предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза - при оформлении долгового обязательства  в рублях, и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной  валюте. Ранее этот порядок распространялся  на период до конца 2009 года, а теперь пролонгирован по 30.06.2010, т. е. еще  на полгода. Правда, на этот период снижено  ограничение по долговым обязательствам в иностранной валюте с 22 процентов  до 15 процентов. Пролонгированный порядок  определения предельных процентов  для целей налогообложения прибыли  применяется по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года (Федеральный  закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

Налог на имущество организаций

Согласно изменениям, внесенным  Федеральным законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ, налогоплательщиками налога на имущество  будут являться лишь те организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Иными словами, исключена обязанность представления "нулевых" деклараций по налогу на имущество организациями, не имеющими на балансе основных средств. Это изменение подлежит применению, начиная с первого отчетного периода 2010 года.

Транспортный налог

Федеральный закон от 28.11.09 N 282-ФЗ не доставил радости автомобилистам. Новации по транспортному налогу были приняты, несмотря на все их протесты.

Единственное, что сделали  законодатели федерального уровня, так  это перебросили ответственность  за повышение налога с себя на региональных законодателей.

Напомним, изначально задумывалось вдвое поднять ставки налога, указанные  в п. 1 ст. 361 НК РФ.

При этом региональные власти имели право увеличить или  уменьшить ставку налога в пять раз.

Однако с 01.01.10 ставки налога не изменятся, а вот региональные власти получают право их корректировать в сторону повышения или понижения  в 10 раз.

Налог на имущество физических лиц

В 2009 году многие граждане - собственники долей в квартирах, жилых домах  получили налоговые уведомления  с резко увеличившейся суммой налога на имущество физических лиц. Причиной этому послужило изменение  порядка расчета налога по имуществу, находящемуся в общей собственности (письма ФНС РФ от 19.05.2008 N ШС-6-3/367@ и  Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19).

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ эта проблема решена. В перечень объектов налогообложения наряду с  квартирами, жилыми домами и другими  видами имущества введена доля в  праве общей собственности на имущество. Изменен и порядок  расчета налога, если имущество находится  в общей совместной или долевой  собственности. Например, за имущество, находящееся в общей долевой  собственности, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. При этом инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности  на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей  доли.

Самое главное, что новые  правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. А это  значит, что налогоплательщики, уплатившие налог на имущество за 2009 год в  увеличенном размере, вправе обратиться в налоговые органы за пересчетом налога и его возвратом.

Информация о работе Прямые налоги в РФ и перспективы их развития