Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования. Социальная эффективность отражает решение конкретных социальных задач (например, улучшение условий труда, охрану окружающей среды и т.д.). Обычно социальные результаты тесно связаны с экономическими, поскольку основу всякого прогресса составляет развитие материального производства.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Молоко Бурятии»…………………………………………………………3
1.1 Основные технико-экономические показатели предприятия…………………….6
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Молоко Бурятии»
2.1. Анализ ассортимента и объема выпускаемой продукции предприятия 12
2.2. Анализ технического состояния 18
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства. ……………………………………………………………25
3.1 Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий………..28
Заключение……………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Молоко Бурятии.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

 – вспомогательные материалы (ферменты, дезинфицирующие и моющие  средства, упаковочные материалы);

 – содержание основных средств (амортизация, расходы на ремонт);

 – топливо и электроэнергию  на технологические цели;

 – работы и услуги сторонних  организаций;

 – прочие затраты.

При переработке молока объектами калькуляции выступают конкретные виды или однородные группы продуктов, по которым исчисляется себестоимость.

 Себестоимость одного центнера  отдельных видов продукции переработки  молока определяют делением затрат  по каждому виду продукции  на их массу. При этом из  общей суммы затрат вычитают стоимость использованного обрата, сыворотки, пахты и другой побочной продукции по ценам возможной реализации. Оставшуюся сумму затрат распределяют по отдельным видам продукции пропорционально их стоимости по ценам реализации.

Проведем анализ себестоимости продукции:

 

Таблица 2.2. Анализ себестоимости продукции

Затраты, тыс. руб.

2010

2011

2012

Отклонение

Материальные затраты

89521

100357

84521

- 15836

Затраты на оплату труда

20548

23470

17319

-6151

Отчисления на социальные нужды

5348

6014

4465

-1549

Амортизация

4531

4902

4007

-895

Прочие затраты

7852

6741

5585

-1156

Итого

127800

141484

115897

-25587


 

Из таблицы видно, что в 2012 году произошло снижение затрат в целом на 25587, в том числе материальных затрат на 15836 тыс. руб., затраты на оплаты труда -6151 тыс. руб. и снижение прочих затрат. Такое снижение объясняется снижением выпуска в 2012 году и отрицательно сказывается на деятельности предприятия. 

Таким образом, проанализировав основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (за период с 2010 по 2012 годы), было выявлено следующее. За анализируемый период наблюдалось уменьшение выручки от продажи продукции. Это уменьшение связано с тем, что за эти годы увеличились затраты предприятия на производство продукции. Также было заметено значительное снижение себестоимости, которое объясняется увеличением затрат на производство продукции. Убыток от реализации продукции в 2011 и 2012 году объясняется тем, что затраты на производство продукции превышали показатель реализованной продукции за данный период.

Сегодня производственная мощность завода – 215 тонн молока в смену. Однако, из-за отсутствия качественного сырья, мощности не загружаются полностью. В молочном производстве поставка сырья самое важное. Поэтому в 2013 году планируется создание собственных фермерских хозяйств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Молоко Бурятии»

2.1. Анализ ассортимента и объема  выпускаемой продукции предприятия

Основными видами деятельности ОАО «Молоко Бурятии» являются:

  • заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства;
  • выпуск цельномолочной продукции,  творожных изделий;

Основными покупателями молочной продукции являются жители г. Улан-Удэ. Более 65 % молочной продукции реализуется в торговые точки г. Улан-Удэ, остальная реализуется в других районах.

На долю собственной розницы ОАО «Молоко» приходится 17% от общего объема продаж.

Конкуренты продукции ОАО «Молоко»: На сегодняшний день на продовольственном рынке молочной продукции Республики Бурятия широко представлены производители из Иркутской области, Красноярского края и т.д.. Основными конкурентами на рынке сбыта являются производители из г. Иркутск и г. Ангарск, основную долю молока занимают компании ООО «Арта» (ТМ Утро, День, Полдень, Вечер и и т.д.), ООО «Милко» Красноярского края (ТМ Селенга, Милко и т.д.), ОАО «Вимм-Билль-Данн» Московской области (ТМ Био-Макс, ТМ Домик в деревне, ТМ Чудо, ТМ Рыжий АП и т.д.). Конкурентным преимуществом ввозимой продукции является длительный срок хранения продукции; высокая степень узнаваемости каждого из брэндов; дорогостоящие маркетинговые бюджеты, использующие широкий ряд мер ATL и BTL-рекламы; большой ассортимент продукции; яркая и красочная упаковка.

Доля молочной продукции ОАО «Молоко Бурятии» составляет:

масло – около 60%,

цельномолочная продукция  – 35%,

сыр – свыше 20%,

йогурт – 2%.

Целевая аудитория: Покупателей продукции можно условно разделить на две большие группы: индивидуальные потребители и организации. Организации, в свою очередь делятся на несколько групп:

  • торговая сеть ОАО «Молоко»;
  • промышленные предприятия;
  • муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, образования и т.д.;
  • сетевые магазины;
  • мелкорозничные магазины.

Наиболее перспективным сегментом для расширения рынка сбыта является собственная сеть ОАО «Молоко». На долю собственной розницы ОАО «Молоко» приходится 17% от общего объема продаж. Приоритетной задачей на ближайший период отдела сбыта является расширение собственной розницы магазинов, переход на более современный формат магазинов (самообслуживания).

На сетевые магазины приходится самый большой объем продаж (38,5%). В связи с активным развитием потребительского рынка Республики Бурятия, расширением сети магазинов торговых групп «Абсолют», «Титан» и т.д. в данном сегменте также ожидается расширение географии сбыта. Основными покупателями продукции ОАО «Молоко» являются ПК «Титан» (ИП Бредний Р. И., ИП Назарова Т. Н., ООО «Продукты от Титана»), ООО «Семья», ООО «Либерти», ТГ «Стам», ТГ «Абсолют», ООО «МегаМаг» (супермаркет «Два кита»), ООО «Амик кэш энд Керри» (супермаркет «Бонус»), ТГ «Спутник» (ООО «Веста», ООО «Фелма»). Со всеми организациями заключены договора с индивидуальными условиями отсрочки платежа (в среднем 7-14 дней в зависимости от объемов продаж и соблюдения графика платежей), скидки, возврата с истекшим сроком хранения продукции,

17% продаж приходится на участие  в тендерах на поставку продукции  в учреждения г. Улан-Удэ: муниципальные  дошкольные учреждения г. Улан-Удэ, муниципальные учреждения здравоохранения г. Улан-Удэ, государственные образовательные учреждения Министерства образования и науки РБ, городской комбинат школьного питания г. Улан-Удэ, ГУЗ лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения РБ. Постоянным покупателем продукции ОАО «Молоко» является Улан-Удэнский ордена Ленина ЛВРЗ филиала ОАО «РЖД».

Рассмотрим анализ динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста:

 

Таблица 2.3. Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

Объем производства продукции, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализации

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2008

151 635

109,8

109,8

151 600

110,2

110,2

2009

162 081

117,4

106,7

161 185

117,1

106,3

2010

132 248

95,8

81,6

131 753

95,8

81,7


 

Из таблицы видно, что за три года объем производства возрос на 17,4%, а объем реализации - на 17,1%. Если за три года темпы роста производства и реализации возрастали, то на четвертый год темпы роста производства снизился соответственно на 4,2%, что свидетельствует о понижении объемов производства.

Проанализируем баланс товарной продукции.

 

Таблица 2.4.Анализ факторов изменения объема реализации продукции

 

                           Показатель

Сумма в плановых ценах,  т.руб.

план

факт

+, -

                                  1

    2

     3

     4

1. Остаток готовой продукции  на начало года

2167

2949

+782

2. Выпуск товарной продукции

162081

132248

-29833

3. Остаток готовой продукции  на конец года

4680

4826

-146

4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.З)

159568

130371

-28947

5. Остаток товаров, отгруженных  покупателям:

5.1. на начало года 

5.2. на конец года

 

1252

 

354

1145

381

-107

+27

6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2)

160466

131135

-29331


 

        Из таблицы  видно, что план реализации продукции не был выполнен. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

На данный момент предприятие выпускает 87 наименований молочной продукции. Наряду с традиционными продуктами здесь постоянно появляются новинки, изобретаемые главным консультантом председателя совета директоров Г. Н. Мохно. Разработками Гавриила Николаевича являются: «Творог от Мохно», сыр «Домашний от Мохно» и брынза «Богатая», планируется наладить серийное производство майонеза, пасты белковой «Ксюша», сыров твердых сортов, национального напитка «Напиток Кочевника» и др.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл.2.5.

 

Таблица 2.5. Выполнение плана по ассортименту

Изделие 

ТП в план. ценах,  

тыс. руб.

Выполнение плана, %

ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, 

тыс. руб.

План.

Факт.

Творог от Мохно

28800

25200

87,5

25200

Сыр «Домашний»

33600

33264

99,0

33264

Брынза «Богатая»

19200

23176

120,7

19200

Итого:

81600

81640

100,049

77664

Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Молоко Бурятии» на основе расширения производства