Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:14, реферат
Лидерство- это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Введение.
Природа и определение понятия лидерства.
Основы лидерства
Стили руководства.
Описание института лидерства
Теория лидерства и его главные черты.
Психология лидерства
Психология управление лидерством в организации
Роль лидера в управлении организационной культурой
Роль лидера в управлении коммуникацией
Роль лидера в управлении персоналом
Роль лидера в управлении внешними связями
Роль лидера в управлении изменениями
Развитие и повышение конкурентоспособности компании через эффективное руководство лидерство.
Заключение.
Управление партнерством
со стороны лидера предполагает:
Особое положение управленческого
лидера в организации обусловливает его
исключительные функции в установлении
и развитии партнерских отношений. Помимо
управленческих функций принятия решений,
определения стратегии, оценки и контроля
совместной деятельности, лидер также
выполняет другие роли и функции. Можно
выделить две основные ориентации деятельности
управленческого лидера в рамках партнерских
отношений: (а) ориентацию на свою организацию;
(б) ориентацию на организацию партнеров.
При ориентации на
свою организацию лидер выполняет следующие
функции:
При ориентации на
организацию партнеров управленческий
лидер выступает как:
Современная практика
менеджмента основана на применении широкого
спектра методов, техник и подходов по
созданию и укреплению отношений сотрудничества
и партнерства. Компетентность лидера
в выборе наиболее подходящей технологии
развития сотрудничества влияет на эффективность
лидерства и сказывается на результатах
деятельности организации.
Роль лидера в управлении изменениями
Большинство организаций
закономерно принадлежат к типу организационной
системы. В организации – открытой системе
миссия управленческого лидера состоит
в утверждении и обеспечении реализации
стратегии регулярного изменения (направленного
на постоянное повышение эффективности
деятельности организации).
Основой успешного
проведения изменений становится идея
об их осуществлении. Идея проведения
изменений не может зародиться в головах
рядовых сотрудников или представителей
менеджмента, а затем пробить себе дорогу
наверх. Однако наиболее легким, коротким,
а потому и эффективным путем проведения
организационных изменений становится
тот путь, который инициируется представителями
организации, обладающими полнотой власти
для реализации идеи в жизнь, а также достаточным
личностным авторитетом для формирования
лагеря сторонников реформ и усиления
движущих сил.
Управленческий лидер
обладает многими качествами, которые
побуждают его затевать проведение изменений.
Во-первых, лидер в
силу своего положения в организации обладает
информацией, позволяющей ему иметь перспективное
и многоплановое видение руководимого
им предприятия и его возможностей, а также
внешних условий, которые оказывают влияние
на результативность организационной
деятельности в данный момент и будут
на нее воздействовать в будущем.
Во-вторых, положение
лидера в организации позволяет ему впитывать
идеи, рождающиеся в головах ключевых
специалистов.
В-третьих, управленческий
лидер имеет возможность аккумулировать
инновационные идеи вне организации и
трансформировать их в идеи, связанные
с повышением эффективности деятельности
организации.
И, наконец, лидер обладает
теми личностными качествами, которые
позволяют ему преобразовывать новую
идею в убеждение о реальности внедрения
этой идеи в деятельность своей организации,
о ее ценности. Без этого убеждения идея
не является продуктивной. Только сила
духа и талант лидера, который прекрасно
знает свою организацию и ее возможности
(технические и человеческие), могут преобразовать
абстрактную идею в прагматическую.
Для того чтобы достичь
максимального результата в создании
конструктивных идей осуществления организационных
изменений, лидер может действовать в
двух направлениях:
а) как создатель климата
и условий, которые позволяют развивать
уверенность в потребности проведения
изменений;
б) как организатор,
использующий свою статусную власть, индивидуальное
влияние и организационные ресурсы для
реструктуризации организации, разрешения
противоречий между отдельными сотрудниками
и подразделениями.
Эффективность управления
изменениями связана с наличием согласия
между лидером и основной массой сотрудников
организации относительно целей реформирования.
Для того, чтобы достигнуть
согласия относительно целей проведения
изменений, лидер должен решить ряд задач:
Эффективность проведения
изменений связана с деятельностью формального
лидера по формированию ответственности
за конечный результат изменений у всех
категорий подчиненных: представителей
высшего уровня управления, среднего менеджмента,
а также рядовых сотрудников. Ответственное
отношение подчиненных к своим обязанностям
непосредственно связано с обеспечением
их соответствующими полномочиями и свободой
принятия решений.
Функции лидерства
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества,
объединение масс. Лидер призван
воплощать в себе и
2. Нахождение и принятие
оптимальных политических
3. Социальный арбитраж и патронаж, зашита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти
и масс, упрочение каналов
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им.
6. Легитимация строя.
Эта функция присуща главным
образом лидерам в
В рамках поведенческого направления политическая психология выделяет четыре основные функции политического лидера. Во-первых, это определение целей развития. Во-вторых, обеспечение своих ведомых средствами достижения этих целей. В-третьих, постоянная помощь ведомым им людям в их действиях и взаимоотношениях. В-четвертых, это сохранение целостности ведомой им группы. Другими словами, лидер планирует, делегирует, координирует и контролирует. По сути, на своем уровне он осуществляет власть: выполняет ее законодательную, исполнительную и судебную функции.
Заключение
Лидер играет огромную роль во всех сферах деятельности человечества. Не обойтись людям без лидерства. В любой организации есть верховный лидер - начальник, ниже стоят подчиненные ему лидеры - начальники отделов и так далее по иерархической лестнице лидерства. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
И без лидеров, на мой взгляд, не обойтись, хотя бы по той причине, что лидерство упорядочивает, организует работу, указывает план дальнейших действий тем, кто не может обойтись без лидера.
В нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.
Вовсе не каждый тип лидера непременно должен быть наделен волшебной харизматичностью.
Понятию «харизма» нет конкретного определения, каждый понимает это свойство личности по-своему. Одно можно сказать точно - понятие харизмы определяют как некое качество, благодаря которому мы приписываем человеку, обладающему им, особые способности. Харизма - это притягательность личности.
Давно идут споры о том «врожденное это свойство личности или его можно развить?» и человечество еще не получило однозначного ответа на этот вопрос. Сколько людей, столько мнений!