Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:35, реферат
Значение теории государственного управления для российской аудитории переоценить трудно. Государство и общество переживают переходный период своего развития; разрушена советская система государственной власти и управления, и пока построен лишь каркас либерально-демократической системы, причем заполняется он и авторитарно-бюрократическими механизмами и технологиями властвования и управленческих действий. Былая традиция видения и решения любых проблем государственного управления через идеологические противоположности (коммунистическое — антикоммунистическое) остается парадигмой политического мышления власть имущих. Безграмотность в государственных органах — явление не редкое. В числе причин системного кризиса, охватившего государство и общество, — отсутствие у административно-политической элиты четких теоретических ориентиров и ценностных установок в ответственной государственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………6
1.1 Понятие государственного управления 6
1.2 Объективная необходимость государственного управления 16
2. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 23
2.1 Наука государственного управления в XVII-XVIII вв. 23
2.2. Наука государственного управления в XIX веке 31
2.3. Наука государственного управления в первой половине XX века 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
В начале XX века число частных и государственных
организаций, занимающихся исследованиями
проблем государственного управления,
возросло. В Вашингтоне был основан
Институт Исследования Управления (Institute of Government Research),
в Нью-Йорке Бюро Муниципальных Исследований
сменил Национальный Институт Государственного
Управления (National Institute of Public
Administration). Эти организации оказывали
существенную помощь при подготовке программ
реорганизаций систем управления в ряде
штатов. Необходимость исследования проблем
государственного управления и использования
результатов научных разработок ученых
в подготовке и проведении административно-
Доклад комитета,
получивший название от имени его
директора Л.Браунлау, предусматривал
широкую реорганизацию
Интенсивность
развития науки государственного управления
в США в конце XIX – начале XX вв. была чрезвычайно
велика. Академическое исследование теории
сочеталось с усилиями правительства
по усовершенствованию существовавшей
административно-управленческой системы.
«В отличие от европейских государств,
в США высшие учебные заведения», пользуясь
возможностью экспериментировать, вводить
новые курсы, включали в программы обучения
преподавание теории административно-
Проявление
повышенного интереса к проблемам
организации системы
Основы тейлоризма освещены в многочисленной литературе по научной организации труда и менеджменту. Не останавливаясь на них подробно, напомним лишь важнейшие принципы концепции научного управления: наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность [10]. Комплекс практических мероприятий для обеспечения эффективности управления и труда включал рационализацию использования труда рабочих и средств производства, строгую регламентацию применения материалов и инструментов, стандартизацию рабочих операций, точный учет рабочего времени, исследование трудовых процессов и создание «идеальных методов работы», установление контроля за каждой операцией и т.д. Кроме того, Тейлор предпринял попытку введения нового типа организационной структуры, основанной на сочетании линейного и функционального принципов.
Идеи концепции «научного управления», приобретя в 20-30-х годах огромную популярность, получили развитие в трудах других представителей «классической теории организации и управления»: Г. Эмерсона, С. Томпсона, Ф. Гилберта и других американских инженеров, ближайших последователей Тейлора; Л. Гьюлика, Л. Урвика, Дж. Муни, А. Рейли, обобщивших идеи своих предшественников в рамках так называемого «синтетического подхода»; французского исследователя Анри Файоля, заслугой которого стало доказательство единства принципов организации всех видов управленческой деятельности, в том числе в частной и государственной администрации.
В качестве особого
направления «классической
Дальнейшее развитие научного менеджмента не было однолинейным. «Классическая школа», основанная на идеях Тэйлора, вскоре стала лишь одним из множества направлений исследований управления. В целом сформировавшиеся в США и Европе до начала второй мировой войны направления менеджмента можно объединить в три основных течения: школа научного управления (или классическая школа), бихевиоральный подход и школа «управления как политики». Первая школа была ориентирована на исследование человеческого труда и поиск путей рационализации выполнения человеком своих задач. Одной из основных задач этой школы в области государственного управления стало создание рациональных структур в государственной администрации. Вторая теория критиковала классический подход за механицизм призвала обратить внимание на роль «человеческого фактора» в управлении. Одной из основных заслуг бихевиоризма (от английского behavior – поведение) стало создание различных теорий мотивации. Самыми известными представителями этого направления являются Мэри Паркер Фолетт, Элтон Мэйо, Честер Бэрнар. Третье течение «управление как политика» опровергало ставший классическим тезис Вильсона о родственности государственного управления и менеджмента в бизнесе. По мнению представителей этой школы, администрация не может быть изъята из области политических действий. Основной задачей исследователей это школы (например, самого известного ее представителя – Дуайта Уэльдо) было найти место администрации в политической системе и согласовать нужды и интересы управления с интересами и целями демократии [5].
Теория «научного управления» получила признание не только в США и странах Западной Европы. По мнению исследователей, к «классической школе» менеджмента следует отнести и работы советских ученых, разработчиков концепции НОТ – научной организации труда [11, c. 218]. Разумеется, идеи тейлоризма оказали существенное влияние на формирование НОТ. Вместе с тем, отечественные ученые – А.К. Гастев, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев и др. - создали ряд оригинальных концепций рационализации труда, успешно реализованных в промышленном управлении, а также много сделали для развития общей теории организации.
Из западноевропейской и американской науки и практики советские ученые заимствовали и идеи рационализации управленческого труда в административном аппарате, основанной на принципах научного управления. В комиссариате Рабкрина (рабоче-крестьянской инспекции) было создано Управление по улучшению госаппарата, основным структурным звеном которого являлся Отдел нормализации. В 1924 г. после упразднения отдела его основные функции – «регулирование и направление работы государственных органов по саморационализации» – были переданы образованному при НК РКИ Бюро Организационного строительства («Оргстрой») и входящему в его состав Отделу Административной Техники (АТО). Аналогичные подразделения – «оргбюро» или так называемые «рационализаторские ячейки» - в течение 1924-1925 гг. были образованы в ряде центральных, республиканских и московских учреждений: Госбанке, Госстрахе, народных комиссариатах внутренней торговли, юстиции, финансов, просвещения, управлении делами Совнаркома, Мосторге и т.д. Основной задачей оргбюро являлась, прежде всего, рационализация делопроизводственных процессов и оперативных работ, например, организации курьерской связи, хранения и систематизации документов, учета персонала.
«Административная техника» получила признание как особое направление НОТ, заслуживающее научного исследования. В Москве был создан Институт техники управления, организовавший исследовательскую работу в этой области. Задачей «научной организации административной техники», по мнению Л. Бызова – одного из ведущих авторов журнала «Техника управления», являлось «создание наиболее рациональных, для каждого случая, технических приемов администрирования, т.е. приемов делопроизводства, учета, планирования и т.д.» [11]. Методологической основой исследования «административной техники» являлось утверждение о «принципиальной однородности» организаций любого типа, в частности, органов государственного управления и промышленного предприятия. Однако этот тезис, сформулированный еще Анри Файолем, приобрел несоответствующее, гипертрофированное значение, был возведен в абсолют. Е. Розмирович – одна из выдающихся ученых-нотовцев, возглавлявшая официальный печатный орган АТО – журнал «Техника управления», призывала направить усилия рационализаторов на «индустриализацию государственного управления». «Единство основы управленческого процесса и процесса производственного … является для нас аксиомой, не требующей дальнейших доказательств». «К тейлоризму, как методу организационного анализа, к фордовскому конвейеру с его стальной системой, как к конечной цели и конструктивной модели каждого управленческого процесса» – таков был лозунг, выдвинутый Е. Розмирович [12].
Идея «индустриализации» и механизации управления нашла много сторонников и рассматривалась как основное средство борьбы с бюрократизмом, сокращением очередей в органах управления. Ученые-нотовцы пытались использовать те же средства изучения и оптимизации труда служащих, какие использовал Ф.Тейлор и его последователи на промышленных предприятиях: например, хронометраж операций людей при письме. Так, Л. Бызов установил зависимость скорости письма от частоты маканий пера, которое, в свою очередь, зависело от уровня чернил в чернильнице. А П.Троянский изобрел чернильницу с постоянным уровнем чернил. В нотариальных конторах был внедрен метод конвейера, используемый в производстве. Методология «производственной трактовки» управленческого труда предусматривала крайнюю схематичность организации управления. Так, прием новобранцев изображался как производственный процесс, состоящий из следующих циклов: «1) цикл приема материала … 2) цикл браковки и сортировки материала… 3) регистрация уже полученного продукта и распределение его по соответствующим войсковым частям» [5]. Кроме того, ориентация на механизацию управленческого труда ограничивала область научных исследований и применения их результатов почти исключительно организацией документооборота и учета. Всякие «уклонения» в сторону психологических исследований управления коллективами, поведенческих аспектов организации подвергались критике.
Разумеется, нельзя отрицать положительного научного и особенно практического эффекта исследования административной техники 1920-начала 1930-х гг. «Функционально-технический подход к анализу проблем управления с позиций «производственной трактовки» позволил сотрудникам Института техники управления осуществить ряд плодотворных разработок и в области рационализации структур управления». Так, один из представителей школы административной техники Э. Дрезен сформулировал принципы образования линейно-функциональной структуры, интегрирующей в себе характеристики двух известных видов структур – линейной и функциональной. В. Мейльман предложил концепцию усовершенствования традиционной функциональной структуры. Л. Бызов одним из первых сформулировал важнейшие методологические принципы рационализации, которая, по его мнению, представляет собой одну из важнейших постоянных функций управления [8].
Таким образом, основным предметом исследований школы техники управления стала организационно-техническая рационализация основных функций и структуры управления, а также совершенствование делопроизводства, отчетности и в целом всей технологии управленческой работы. Однако отмеченное увлечение механизацией управления стала причиной того, что эта школа в начале 30-х годов была подвергнута критике, а затем забыта. Последовавшее же с конца 30-х годов забвение НОТ надолго – до начала 1960-х гг. - приостановило развитие исследований государственного управления в СССР.
Информация о работе Развитие научных представлений о государственном управлении