Развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических основ, принципов и способов формирования системы развития персонала и разработка рекомендаций по формированию системы развития и управления трудовой карьеры в организации (на примере сети фирменных магазинов «Мебель холл»).
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение следующего комплекса задач:
Рассмотреть теоретические основы формирования системы развития персонала;
Охарактеризовать деятельность сети фирменных магазинов «Мебель холл»;
Проанализировать систему развития персонала в рассматриваемой организации;
Разработать рекомендации по формированию системы развития персонала в организации;
Разработать план развития карьеры персонала сети фирменных магазинов «Мебель холл» и дать рекомендации по его внедрению;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важнейших проблем на современном  этапе развития экономики большинства  стран мира является проблема в области  работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Актуальность темы исследования. Мероприятия  по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации. Программы развития персонала способствуют формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией, что ведет к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.

Целью данной работы является изучение теоретических основ, принципов  и способов формирования системы  развития персонала и разработка рекомендаций по формированию системы развития и управления трудовой карьеры в организации (на примере сети фирменных магазинов «Мебель холл»).

Для достижения поставленной цели в  работе предусматривается решение  следующего комплекса задач:

  1. Рассмотреть теоретические основы формирования системы развития персонала;
  2. Охарактеризовать деятельность сети фирменных магазинов «Мебель холл»;
  3. Проанализировать систему развития персонала в рассматриваемой организации;
  4. Разработать рекомендации по формированию системы развития персонала в организации;
  5. Разработать план развития карьеры персонала сети фирменных магазинов «Мебель холл» и дать рекомендации по его внедрению;

Объект исследования – персонал фирменных магазинов «Мебель холл».

Предметом исследования является развитие персонала в сети фирменных магазинов «Мебель холл».

В работе применялись методы: метод системного анализа, метод включенного наблюдения, метод анализа документов.

Информационная база исследования представлена монографиями и отдельными работами отечественных и зарубежных авторов по проблематике формирования системы развития персонала, таких как: Т.В. Лаврина, А.А. Тютин, Н.В. Богомолова, Н.И. Терещук, Е.В. Маслов, Д.А. Новиков, Д.Кац и Р.Кан: «Организационная структура», А. Даунс: «Движущие силы роста»,Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие»,Р.Куинн и К. Камерон: «Интегративная модель».

Практическая значимость работы заключается в том, что  полученные в процессе исследования результаты и основанные на них выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях системы развития персонала, а также в деятельности сети фирменных магазинов «Мебель холл».

Структура работы

Во введении рассмотрена актуальность темы исследования, проблемная ситуация, объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования, указана практическая значимость исследования, представлена структура работы.

В главе 1 «Теоретические основы формирования системы развития персонала в организации» представлены понятие и сущность обучения как  важнейшей составляющей процесса развития персонала, изучены принципы планирование развития карьеры и особенности развития персонала на различных стадиях развития организации.

В главе 2 «Анализ системы развития персонала в организации (на примере  сети фирменных магазинов «Мебель  холл»)» представлена общая характеристика сети фирменных магазинов «Мебель Вашему дому», проанализирована система развития персонала.

В главе 3 Разработаны рекомендаций по совершенствованию системы развития персонала.

В заключении сделаны выводы и даны рекомендации по формированию системы развития персонала в сети фирменных магазинов «Мебель холл».

1. Теоретические основы формирования системы развития персонала организации

1.1. Развитие персонала в системе  организации.

Развитие персонала – это  комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала компании для более эффективного достижения целей и задач организации.[1] 

Развитие персонала является одним  из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает, прежде всего:

  • обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;
  • повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков;
  • переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность.

Для эффективного решения задач  организации требуются пригодные  для этого люди, которые должны развиваться и как работники, и как личности.

Развитие кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимы:

  • поддержка способных к обучению работников
  • распространение знаний и передового опыта;
  • обучение молодых квалифицированных сотрудников;
  • осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников;
  • снижение текучести кадров.

Помимо внутрипроизводственного  значения в развитии кадров,

играют важную роль:

  • осуществление профессионального обучения;
  • снятие финансового бремени с других образовательных учреждений;
  • активизаций потенциальных возможностей работника;
  • поднятие общеобразовательного уровня;
  • воздействие на социальные структуры;
  • укрепление духа творчества и соревновательности в коллективе.

Организации создают специальные  методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва  руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей, вице-президентов, руководителей национальных компаний.

Помимо непосредственного влияния  на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Профессиональное обучение также  способствует общему интеллектуальному  развитию человека, расширяет его  эрудицию и круг общения, укрепляет  уверенность в себе. Не случайно возможность профессионального  обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о поступлении на работу в ту или иную организацию. Выигрывает от профессионального внутриорганизационного развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.[1]

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации  в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем), и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела профессионального развития, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.

Традиционными методами определения  и регистрации потребностей в  профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана  развития. В ходе аттестации (или  во время специальной встречи  по профессиональному развитию) сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который передается в кадровую службу (отдел профессионального развития). Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансовым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный  процесс, включающий в себя несколько этапов. Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.

1.2. Планирование развития карьеры.

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или  профессиональным ростом.

Понятие «планирование карьеры» определяет разработку специфических программ продвижения работников по службе, которая помогла бы им раскрыть свои способности, умения, опыт, знания, применить их на практике для достижения целей организации и удовлетворения личных потребностей.

Для сотрудника планирование карьеры заключается в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Пути реализации целей развития карьеры представляют собой набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации, компетентности: обучение и стажировки, консультации с опытными сотрудниками, ротация, саморазвитие.

Планирование и управление развитием  карьеры предоставляет работникам следующие преимущества:

  • более высокую степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющей ему возможности профессионального и служебного роста;
  • повышение материального благосостояния и жизненного уровня работника;
  • более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
  • возможность целенаправленной подготовки к будущей управленческой деятельности;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда.

Планирование карьеры является важным этапом управления персоналом. С помощью планирования карьеры  служба управления персоналом имеет  возможность удовлетворить внутренние потребности в персонале, обеспечить постоянный приток квалифицированных специалистов. Для самого работника планирование карьеры способствует карьерному успеху, помогает развить внутренние резервы для успешного продвижения по службе, укрепляет уверенность в своих силах.

Планирование карьеры способствует развитию самой организации. Повышенное внимание к личному карьерному развитию со стороны организации порождает  верность ей и, следовательно, снижает  текучесть кадров, что ведет к  сокращению расходов на мероприятия по восполнению персонала.

Учитывая это, службы управления персоналом ведущих фирм все больше и больше проявляют интерес к планированию карьеры работников. В процессе планирования карьеры используется вся информация об оценках исполнения и потенциала сотрудников, о планировании последовательности замещения должностей, о самооценках. Эта информация трансформируется в форме развития индивидуальных программ карьеры.

Конечная цель планирования карьеры - улучшение мотивации персонала, обязательства и исполнения. Очевидно, что эффективное управление обеспечивает:

  1. Широкие возможности для привлечения квалифицированных специалистов.
  2. Снижение текучести среди ядра персонала (ключевых работников фирмы) из-за их удовлетворенности возможностями продвижения.
  3. Рост эффективности работы организации как конечный результат согласованных действий персонала и фирмы.

В конечном итоге весь этот процесс  обеспечивает взаимную выгоду как для  организации, так и для работника.

Равная ответственность за планирование карьеры лежит и на организации и на индивидах. Практика планирования карьеры в организациях включает совмещение личных ожиданий работника в области своей карьеры с возможностями, достигнутыми в данной организации.

Информация о работе Развитие персонала