Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:18, курсовая работа
Цели исследования: разработать методы и пути совершенствования системы мотивации на ООО «ЧМК»
Задачи исследования: изучить организационную структуру предприятия; изучить условия труда на предприятии; проанализировать мотивацию персонала; выявить положительные и отрицательные стороны методов мотивации персонала данного предприятия, разработать рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации на предприятии ООО «ЧМК».
ВВЕДЕНИЕ….………………...………..…………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….…………...…………………………………..…………5
1.1. Природа и сущность мотивации….…………………………………………5
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…………………...9
1.3. Современные теории мотивации……..……………………………………18
2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………….23
2.1. Методы оценки результатов деятельности персонала……………………23
2.2. Экономические, социально –психологические и организационно- распорядительные методы мотивации ………………………………………...29
2.3. Выбор мотивации на основе темперамента……………………………….33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЧМК»……………...…………………………………………………………….43
3.1. Общая характеристика ООО «ЧМК» ……………………………………..43
3.2. Анализ сильных и слабых сторон мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………………………………46
3.3. Рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ….………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....………….…………………………………………………..60
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
им. ИММАНУИЛА КАНТА
Экономический факультет
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Разработка механизма мотивации персонала на примере промышленного предприятия
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
Выполнила: студентка 1 курса очного отделения направления подготовки «Менеджмент» Павлова А.А. | |
Проверила: ассистент кафедры менеджмента Прохорова О. В. |
Калининград
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….………………...………..………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….…………...…………………………………..…………5
1.1. Природа и сущность мотивации….
1.2. Содержательные и
1.3. Современные теории мотивации……..……………………………………18
2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………….23
2.1. Методы оценки результатов
деятельности персонала……………………
2.2. Экономические, социально
–психологические и
2.3. Выбор мотивации на основе темперамента……………………………….33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА В ООО «ЧМК»……………...……………………………………………
3.1. Общая характеристика ООО «ЧМК» ……………………………………..43
3.2. Анализ сильных и слабых
сторон мотивации персонала в
ООО «ЧМК»…………………………………………………………………
3.3.
Рекомендации по созданию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ….………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....………….…………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы: мотивация персонала является составной частью управления персоналом, условием роста эффективности организации, повышения благосостояния населения. Также мотивация персонала есть способность повышения эффективности труда, рациональное использование рабочего времени и высокая производительность труда.
Объектом исследования является персонал организации ООО «Черняховский мясокомбинат». Предметом исследования мотивация персонала организации и направление ее совершенствования (на примере ООО «ЧМК»).
Цели исследования: разработать методы и пути совершенствования системы мотивации на ООО «ЧМК»
Задачи исследования: изучить организационную структуру предприятия; изучить условия труда на предприятии; проанализировать мотивацию персонала; выявить положительные и отрицательные стороны методов мотивации персонала данного предприятия, разработать рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации на предприятии ООО «ЧМК».
В первой главе говорится о теориях мотивации, которые на протяжении всего времени изменялись, дополнялись психологами и учеными мира, известные нам и сегодня. Во второй главе, о механизме мотивации персонала. В третьей главе проводится анализ мотивационного процесса применяемого к работникам Черняховского предприятия (это предприятие является частным и развивается за счет своей собственной прибыли). А также к рассмотрению будут представлены рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации персонала. Для написание курсовой работы использовалось 24 источника. Имеется одно приложение: пример анкеты, которую заполняли сотрудники. Объем работы составил 62 страницы.
Проблеме мотивации персонала в нашей стране всегда традиционно уделяли мало внимания, но при этом ответственные за это люди исходили из двух взаимно противоположных предпосылок. Одна из них идеологическая, рецидивы которой практически постоянно встречаются в реальной практике предприятий, заключается в том, что все работники, как сознательные и ответственные члены общества, должны трудиться с максимальной отдачей сил. Вторая - силовая, которая также до сих популярна в умах руководителей заключается в том, что если сотрудники не работают как надо, то их можно заставить силой. В современной реальной действительности, и то, и другое, не более чем противоположные грани одной и той же утопии, которая заключается для руководителей в представлении работников в виде не рассуждающих исполнителей, «в винтиках», которые «в нужном направлении». Одна жизнь в лице реальных, вполне самостоятельных и творческих работников, эти утопические представления опровергает. Соответственно, улучшение в процессе мотивации завоевывает все новые круги приверженцев, практическая деятельность которых подтверждает правильность выбранного пути. Но мотивация персонала не столь простой вопрос, как это может показаться на первый взгляд. Этот вопрос имеет большое значение в жизни предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Природа и сущность мотивации
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Для эффективного продвижения навстречу цели руководитель должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менеджеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.
Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека к правильному использованию стимулов к труду.
Мотивы ("motif" - фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию) - это совокупность психических движущих причин, обуславливающих поведение, действие и деятельность людей. В основе мотивов лежат потребности, интересы, склонности и убеждения. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, как это действие будет осуществлено. Понимание мотивов дает возможность менеджеру осознать субъективные движущие причины, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Состояние различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями и т.д. Мотивационная структура отдельного человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Менеджер, зная то, какие
мотивы лежат в основе действий
его подчиненных, может попытаться
разработать эффективную
Мотивация составляет сердцевину и основу управления человеком.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. 1
Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.2
Мотивация – состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому- либо действию. 3
Мотивация – это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе. Мотивированный сотрудник – тот, у которого «горят глаза», который идет на работу «как на праздник», внутренне нуждается в рабочем процессе, привязан к нему и получает от него настоящее удовлетворение. 4
Мотивация – побуждение, поощрение, стимулирование действия. Это любое воздействие – словесное, физическое или психологическое, побуждающее выполнять в ответ те или иные действия. 5
Можно сделать вывод, что мотивация – это комбинация умственных, физиологических и психологических процессов, определяющих, как именно мы действуем и на что направляем свою энергию в конкретной ситуации. Необходимо понять и разобраться в принципах мотивации, хоть они и неверны, использовавшихся столетия назад. И хотя руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы «работали» и применялись много сотен лет, в отличие от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Вследствие того, что такие приемы очень просты и прагматичны, сейчас их тоже можно встретить на практике у руководителей, не имеющих соответственного образования. И это их ошибка. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации.
Конечно, за тысячи лет до того, как мотивация стала объектом исследования у ученых, руководители понимали, что просто необходимо намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод «кнута и пряника». Этот метод основан на применении простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. «Кнутом» долгое время был страх перед смертной казнью или изгнание из страны, а также более мелкие наказания за невыполнение указаний короля (царя). «Пряником» выступало богатство (полцарства) или родство с правителем (молодая царевна). Такая теория мотивации широко использовалась в сказках и предания многих народов мира. Эта политика подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, иногда даже и не совсем четко сформулированной. Но она не пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.
В нынешнее время люди достаточно образованы, условия жизни совершенно другие и поэтому политика «кнута и пряника» не эффективна. Она может действовать на слабых по характеру людей, и то через некоторое время душа работника истощится от постоянных наказаний или недостаточных поощрений, и это скажется на производительности его труда.
Все это и многое другое привело к тому, что различные ученые стали работать в этой сфере и выделять все более эффективные методы мотивации, ставя эксперименты и проводя опыты.
Например, в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.6
Постепенно, в связи
с изменениями такого характера,
жизнь простых людей
Психология людей очень сложный объект. И психологию одного индивида также сложно понять, как психологию разнородной группы людей. Люди не всегда поступают рационально, но менеджеры не сразу осознали этот факт. Помочь им в этом вызвался Элтон Мэйо, ученый, который в своих работах пытался применить в управлении психологические мотивы и показал, какие потенциальные выгоды это сулит, указывая на недостаточность политики «кнута и пряника».
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. 7
Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Но все они едины в следующем: мотивация персонала – актуальная тема в современном обществе.
Информация о работе Разработка механизма мотивации персонала на примере промышленного предприятия