Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:18, курсовая работа
Цели исследования: разработать методы и пути совершенствования системы мотивации на ООО «ЧМК»
Задачи исследования: изучить организационную структуру предприятия; изучить условия труда на предприятии; проанализировать мотивацию персонала; выявить положительные и отрицательные стороны методов мотивации персонала данного предприятия, разработать рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации на предприятии ООО «ЧМК».
ВВЕДЕНИЕ….………………...………..…………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….…………...…………………………………..…………5
1.1. Природа и сущность мотивации….…………………………………………5
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…………………...9
1.3. Современные теории мотивации……..……………………………………18
2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………….23
2.1. Методы оценки результатов деятельности персонала……………………23
2.2. Экономические, социально –психологические и организационно- распорядительные методы мотивации ………………………………………...29
2.3. Выбор мотивации на основе темперамента……………………………….33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЧМК»……………...…………………………………………………………….43
3.1. Общая характеристика ООО «ЧМК» ……………………………………..43
3.2. Анализ сильных и слабых сторон мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………………………………46
3.3. Рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ….………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....………….…………………………………………………..60
Оценка рабочего поведения
При оценке (или самооценке) рабочего поведения используются оценочные формы, содержащие утверждения или формулировки, которые описывают эффективные и неэффективные виды рабочего поведения. При этом оценка осуществляется по ряду параметров, связанных с выполнением работы или с достижением намеченных целей. [4]
Дополнительные трудности, связанные с использованием этого метода, заключаются в том, что образцы поведения, которые для одной профессиональной группы могут рассматриваться как эффективные, в работе представителей других профессий могут не встречаться вообще. Поэтому для каждой профессиональной группы требуется или разработка новых, или соответствующая адаптация («подгонка») уже существующих батарей вопросов, что требует достаточно высокой квалификации специалистов, разрабатывающих такие оценочные формы, и больших затрат времени.
Данный метод полезен при решении задач, связанных с развитием работников, поскольку он позволяет рассматривать их работу и получаемые результаты через призму конкретных образцов поведения, что дает возможность руководителю наметить основные направления совершенствования работы каждого из его подчиненных.
Использование стандартных форм для оценки рабочего поведения подчиненных позволяет не только лучше решать комплекс задач, связанных с повышением эффективности труда персонала, но и одновременно развивать у руководителей навыки анализа и установления причинно-следственных связей между рабочим поведением и рабочими результатами подчиненных.
Управление по целям
Использование управления по целям при оценке работы полезно тем, что позволяет как оцениваемым, так и оценивающим лучше понять цели, критерии и стандарты, в соответствии с которыми оценивается их работа, и на основании каких показателей будет определяться достигнутый прогресс. Главным в процессе управления по целям является то, что постановка целей, планирование работы и подведение итогов осуществляются в ходе совместных убеждений (консультаций) руководителя и подчиненных. Использование управления по целям в качестве оценочной процедуры позволяет повысить уровень мотивации и личной ответственности исполнителей.
Управление по целям – это сложный процесс, включающий в себя ряд этапов и предполагающий учет множества факторов, которые оказывают влияние на достижение поставленных целей.11
Из шести этапов процесса управления по целям наибольшее значение имеют этап постановки целей и этап подведения итогов, так как именно эти этапы дают руководителю основную информацию, позволяющую оценить работу его подчиненных.
В процессе управления по целям должны присутствовать следующие шаги:
- работник вместе с непосредственным руководителем анализирует содержание своих должностных обязанностей;
- работник составляет список целей, которые, по его мнению, позволяют добиться установленного уровня рабочих показателей. Этот список целей должен учитывать цели, стоящие перед подразделением (организацией), и включать в себя план саморазвития работника;
- обсуждение поставленных целей с непосредственным руководителем, внесение соответствующих коррективов и утверждение поставленных целей. При этом руководитель выступает не в роли судьи или оценивающего, а скорее в роли консультанта, наставника или учителя, ориентированного на развитие подчиненного.
- работник совместно с руководителем определяет те стандарты (показатели или контрольные точки), которые будут использоваться при определении успеха в достижении поставленных целей;
- контроль степени успешности работы подчиненного на основании сопоставления его реальных рабочих достижений с установленными целями и стандартами;
- итоговая оценка результатов, достигнутых подчиненным.
Учитывая, что не все результаты, достигнутые работниками, вносят одинаковый вклад в итоговую эффективность работы подразделения (организации), объективным результатам, достигнутым исполнителями, могут присваиваться разные веса.[4]
За этапом подведения
итогов, когда руководитель совместно
с подчиненным оценивает
Одна из трудностей, с которой сталкиваются многие руководители при использовании управления по целям для оценки работы подчиненных, заключается в том, что при этом им приходится выступать в роли консультантов или помощников, что может противоречить их представлениям о том, как должен вести себя «настоящий» руководитель.
В заключении следует отметить, что использование управления по целям при оценке работы, несмотря на сложность и высокие требования к квалификации руководителей, осуществляющих оценку, при успешном применении способствует созданию атмосферы сотрудничества между руководителем и подчиненными, стимулируя проявления ответственности и самостоятельности, повышает уровень удовлетворенности работников выполняемой работой и их приверженность своей организации и своему подразделению.
Хотелось бы сказать об оценке персонала среднего звена управления на опыте лучших западных компаний.
Количество показателей оценки управляющих в банке «Чейз Манхеттен» – 15. Они характеризуют следующие навыки:
- планирование и координация
- управление в кризисных комбинациях
- администрирование
- обучение подчиненных
- контроль за деятельностью подчиненных и делегированием полномочий
- мотивация подчиненных
- обучение
- обеспечение здорового морально-психологического климата и соблюдение подчиненными правил безопасности
- коммуникации
- координацию усилий и кооперацию в использовании организационных ресурсов
- представительства вне организации
- настойчивость в достижении цели
- приверженность целям и политике корпорации
- профессионализм и эффективное применение специальных знаний
- отношение к новому
По мнению разработчиков из «Контрол дейта» они характеризуют четыре сферы компетентности менеджера, а именно:
- навыки планирования и организа
- навыки работы с кадрами;
- навыки общения;
- личностные качества.
По каждому показателю установлено два стандарта. Первый характеризует хорошее исполнение, второй выдающееся. Оценка результатов труда работника состоит в соотнесении достигнутых результатов с этими двумя стандартами.[15]
При оценке работы
Можно сделать следующий вывод: выбор метода зависит от целей оценки и использования ее результатов. Для разных видов деятельности необходим и особый подход.
2.2. Экономические, социально-
Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно- распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические, она является одной из наиболее широко распространенных[15]. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления.
Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем над его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, применение санкций за несоответствующее его количество и плохое качество.
Организационно-
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)".12
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации
Отмечаемый рядом авторов рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Однако, акцентирование внимания на экономических методах стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально - психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации
методов стимулирования является классической.
В современном менеджменте
1.Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2.Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3.Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.
4.Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
Информация о работе Разработка механизма мотивации персонала на примере промышленного предприятия