Разработка механизма мотивации персонала на примере промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования: разработать методы и пути совершенствования системы мотивации на ООО «ЧМК»
Задачи исследования: изучить организационную структуру предприятия; изучить условия труда на предприятии; проанализировать мотивацию персонала; выявить положительные и отрицательные стороны методов мотивации персонала данного предприятия, разработать рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации на предприятии ООО «ЧМК».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….………………...………..…………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА …….…………...…………………………………..…………5
1.1. Природа и сущность мотивации….…………………………………………5
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации…………………...9
1.3. Современные теории мотивации……..……………………………………18
2. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………….23
2.1. Методы оценки результатов деятельности персонала……………………23
2.2. Экономические, социально –психологические и организационно- распорядительные методы мотивации ………………………………………...29
2.3. Выбор мотивации на основе темперамента……………………………….33
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ЧМК»……………...…………………………………………………………….43
3.1. Общая характеристика ООО «ЧМК» ……………………………………..43
3.2. Анализ сильных и слабых сторон мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………………………………46
3.3. Рекомендации по созданию эффективного механизма мотивации персонала в ООО «ЧМК»……………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСОЧНИКОВ….………………………….58
ПРИЛОЖЕНИЯ.....………….…………………………………………………..60

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка механизма мотивации.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

В рамках этих групп методов  сегодня разрабатываются отдельные  методики и системы стимулирования персонала.

Рассмотрим отличие  в трудовой мотивации Запада и  России.

Западные экономики, достигнув  высокого уровня производительности труда, обеспечили своим работникам достаточно высокий уровень удовлетворения их важнейших материальных потребностей и тем самым создали условия для относительной независимости работников от экономических характеристик их существования. Поэтому в настоящее время основные мотиваторы труда западного работника начинают перемещаться из экономической области в психологическую и социальную. Сейчас специалисты на Западе решают задачу использования неэкономических резервов повышения трудовой отдачи работников, разрабатывают скрытые резервы мотивации – эмоциональные. Исследуются возможности эмоционального воздействия начальников на подчиненных с целью вызвать их энтузиазм, вдохновить величием задач, воодушевить собственным примером.

В России же в соответствии с нашей исторической ситуацией  задача пока другая – освобождение от неэффективных, по своей сути, отживших принудительных форм мотивации, которые в связи с непростой судьбой страны задержались в нашей жизни.

Таким образом, существуют различные классификации методов  мотивации персонала, которые предполагают переплетение и взаимосвязь отдельных  методов в зависимости от внешних  и внутренних факторов.

 

2.3. Выбор мотивации персонала на основе темперамента.

 

Создание условий, при  которых поручение (приказ) становится стимулом, относится, пожалуй, к наиболее важным проблемам теории и практики управления.

Перед тем как начать разговор о разнообразных подходах к мотивации, следует напомнить о четырех классических типах темперамента: сангвинистическом, флегматическом, холерическом, и меланхолическом (термины эти ввел в употребление знаменитый греческий врач Гиппократ, живущий в пятом веке до нашей эры).

Темперамент определяется наследственностью и устойчиво  проявляется с течением всей жизни  человека. Конечно, человек может  активно заниматься самосовершенствованием, но в критической ситуации его  природный темперамент все равно  выступит из-под «культурных наслоений». [14]

Распознать тип темперамента человека можно по следующим критериям: скорость, интенсивность, выносливость, степень открытости и закрытости.

Знание типа темперамента подчиненных поможет руководителю определить правильную, наиболее интересную для них работу. Аналогичные рекомендации есть и для самих руководителей.

Холерик.

Холерик имеет самые скоростные темпоритмы. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда собеседник только начал о чем-то говорить, холерик уже все понял и имеет готовый ответ.

Такой человек быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда иногда поверхностно, и может сразу  же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины – галстук, очки или часы, женщины – прическу и украшения). Он с трудом переносит снижение активности и необходимость оставаться некоторое время в покое.

Холерик - открытый, прямой и общительный  человек, с активным интересам к  людям и внешнему миру. Имеет высокую работоспособность и выносливость, нередко амбициозный и честолюбивый. Стремится к лидерству и доминированию. Часто – максималист в оценках людей и событий, особенно в молодые годы.

Профессиональный почерк подчиненного-холерика

Для непосредственного начальника подчиненный с таким темпераментом – удача, с одной стороны, и испытание на прочность – с другой.

Сотрудник-холерик – активный, инициативный и энергичный. Его не нужно погонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист.

Его ведущая потребность – в  новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности.

Однако для руководителя такой  сотрудник со временем становится серьезным  конкурентом.

Мотиваторы для подчиненного-холерика

- самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом

- его мотивирует участие в инновационных проектах

- работа на прорывах – хороший мотиватор

- нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми

- мотиватором может выступать работа на выставках

- директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя – демотиватор для специалиста, имеющего холерический темперамент

- публичная похвала в присутствии персонала компании – сильнейший мотиватор

- мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи.

- вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата

- направление на обучение может выступить серьезным мотиватором.

Флегматик.

Флегматик – медленный человек. Он долго усваивает новую информацию, долго думает, когда принимает решение. Но он имеет надежную память, которая его не подводит: если запомнил, то никогда не забудет.

Даже на самом скучном и длинном  совещании сидит спокойно, внимательно смотрит на выступающих, проявляет лояльность к руководству и стремление выполнять распоряжения.

Неконфликтный, старается  избегать столкновений с людьми. Малообщительный, молчаливый, немногословный. Закрытый, без особого интереса к неформальным отношениям в компании. Имеет друга, одного и на всю жизнь.

Флегматик не имеет склонности к  лидерству. Может работать и в  команде, и самостоятельно. Не любит  инноваций. Консервативный. К новому привыкает долго, нередко – мучительно. Хорошо работает в условиях однообразия и монотонности.

Профессиональный почерк подчиненного-флегматика

Такого сотрудника лучше использовать на монотонных участках работы, где  нужны тщательность и основательность. Он хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи.

Ему нужно предоставлять достаточно времени для понимания задания  и его выполнения. Торопить не нужно. На участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность, лучше не ставить.

Флегматика, который нередко бывает «человеком процесса», нужно контролировать и стимулировать к получению конкретного результата. Сдержанные и спокойные флегматики – ценный ресурс для компании. Они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Но именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать «не лучшие времена», именно флегматики будут терпеливо ждать выхода их кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.

Мотиваторы для подчиненного-флегматика

- основными мотиваторами выступают стабильность и устойчивость компании на рынке

- высокий заработок для флегматика – не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек

- спокойная работа , «без дерготни», в рамках компетенции флегматика – сильный мотиватор

- хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва – мотиваторы для флегматика

- удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта – мотиваторы

- уважение со стороны руководителя – мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника

Меланхолик

Меланхолик нередко сверхосторожен, потому что многого боится. Страхи перед неудачами, неожиданными переменами, непониманием со стороны окружающих, одиночеством, несостоятельностью, болезнями и это далеко не полный перечень.

Меланхолик обладает проницательностью  и хорошо чувствует людей. Руководителю можно посоветовать брать его на переговоры, он будет молчать и наблюдать за всеми, а после сможет рассказать вещи, которые руководитель мог и не заметить.

Имеет высокую утомляемость. Перерабатывать и работать с максимальной отдачей  не способен. Лучше, если он будет регулярно отдыхать, чем часто болеть и брать больничные листы, которые компании придется  оплачивать.

Профессиональный почерк подчиненного - меланхолика

Подчиненный-меланхолик всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Меланхолику комфортно быть ведомым: меньше ответственности.

Меланхолик нуждается в поддержке. Нередко подчиненные-меланхолики  становятся для сильного и энергичного  руководителя «взрослыми детьми». Он советует им как делать ремонт, куда поехать отдыхать, как одеваться и т.п. Они внимательно прислушиваются к его советам.

Если подчиненного, имеющего меланхолический  темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать, сохраняя примиренческую позицию13.

В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок. Рискованный и  амбициозный  проект – не для него. Меланхолик лучше выполняет привычные функции в рамках своего образования и опыта.

Хорошо работает на должностях, связанных  с поддерживающим общением: HR-менеджера, работника отдела кадров.  У меланхолика нередко развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна.

Мотиваторы для подчиненного- меланхолика

- если непосредственный начальник ценит и уважает своего подчиненного – меланхолика, он ни когда не уйдет в другую компанию. При позитивных отношениях с руководством меланхолик – преданный и стабильный сотрудник. Такой подчиненный ждет похвалы за хорошие результаты. Он всегда оценит, если руководитель подойдет к нему и спросит о домашних делах. А если начальство не забудет поздравить его с днем рождения – это величайший праздник! Итак, поддержка со стороны руководителя – важнейший мотиватор для меланхолика;

- несправедливая критика – серьезный демотиватор для меланхолика, он будет долго и тяжело переживать это Особенно этого нельзя делать публично, на совещании, в присутствии других сотрудников;

- позитивная атмосфера в компании и поздравления – тоже важные мотиваторы для меланхолика. Хорошие, добрые отношения с коллегами – обязательное условие для его эффективной работы;

- конечно, если в компании или подразделении имеется повышенный конфликтный тон, меланхолик одним из первых перейдет в другую организацию, даже на меньшую зарплату;

- меланхолику необходим регулярный отдых, поэтому хорошим мотиватором для него может выступить возможность отдыхать пусть и несколько дней, но два-три раза в год;

- поскольку меланхолик нередко является ипохондриком, медицинская страховка для него – серьезный мотиватор;

- стабильная работа – важный мотиватор для меланхолика. Разумеется, нестабильность и угроза увольнения «подпитывают» его страхи, и только по причине внутреннего напряжения он может перейти в другую компанию, которая кажется ему более устойчивой.

Сангвиник

Это человек сильный, энергичный, с  хорошим самоконтролем. Он деловитый, выносливый, работоспособный. Нередко  – трудоголик, любит хорошо зарабатывать, делать карьеру.

Сангвиник – жизнелюбивый человек. он любит общаться с интересными  и нужными людьми. Его жизнелюбие всегда в меру. Сангвиник любит  быть в центре внимания. На работе он часто предлагает новые проекты  и делает доклады, на праздники выбирается тамадой.

Он живет легко и оптимистично, не принимая проблемы и трудности  «близко к сердцу». В несчастье  старается переключиться на новые  проекты и домашние заботы. Не любит  долго грустить и печалиться.

Профессиональный почерк подчиненного-сангвиника

Подчиненный-сангвиник  работоспособный  и выносливый. Сдержан и деловит, стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами  – дружеские, но без лишней фамильярности. Бывает «толстокожим»: любит пошучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет.

Участвует в корпоративных вечеринках, веселится, но вовремя уходит домой. Предпочитает здоровый образ жизни, занимается спортом.

Сангвиник дисциплинирован, приходит на работу вовремя и уходит домой не особенно поздно. Стремится хорошо организовать рабочее время. Работает с самоотдачей, но без лишней нервозности и суетливости.

Сангвиник – хороший стратег  и политик. Часто бывает неформальным деловым лидером в команде, но всегда поддерживает официального руководителя, не составляя ему конкуренцию.  Сангвиник ждет своего часа. Но долго ждать он не будет: если в другой компании ему предложат лучшие карьерные перспективы, он уволится.

Мотиваторы для подчиненного-сангвиника

- понятно, что ведущим мотиватором выступает двойная заработная плата;

Информация о работе Разработка механизма мотивации персонала на примере промышленного предприятия