Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии.
Объектом исследования является принятие управленческих решений на предприятии.
Предметом – информационное обеспечение принятия управленческих решений на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и содержание понятия управленческое решение на предприятии…………………………………………………………5
1.2. Понятие, содержание и виды информации………………………11
1.3. Роль информации в процессе принятия управленческих решений………………………………………………………………17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»…………................23

2.1. Социально-экономическая характеристика
ОАО «Сургутнефтегаз»…………………………………………………….23

2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…
31
2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...

40
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРР
ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»……………………………………………………


49
3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения…………………………………………………….

49
3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………..
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМММ.doc

— 538.50 Кб (Скачать файл)

Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями: [11, с.78]

    1) участвуют в разработке и реализации  целевых программ применения  информационных технологий;

    2) создают информационные системы  и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Роль информации в процессе принятия решений 

По мнению Энтони Р. все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить на [45, с. 67]:

– по объекту – показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры

инфраструктуры  рынка, организационно-технического уровня производства,

социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

– по принадлежности к подсистеме системы менеджмента – информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

– по форме передачи – вербальная (словесная) информация и невербальная;

– по изменчивости времени – условно-постоянная и условно-переменная

(недолговечная);

– по способу передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

– по режиму передачи – в регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

– по назначению – экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

– по стадии жизненного цикла товара – стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства и другим стадиям до списания товара;

– по отношению объекта управления к субъекту – между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонта-

ли, между  руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Информация, по мнению В.Ф. Палия, может быть представлена в следующих аспектах[45, с. 189]:

  • семантическом, т.е. ее смысл и значение;
  • аксиологическом, т.е. ее ценность;
  • симеотическом, т.е. ее знаковость;
  • коммуникативность, т.е. информационные связи в системе;
  • теоретико-отражательном, т.е. способ отражения информации (СМИ);
  • гносеологическом, т.е. познавательном;
  • каузальном, т.е. причинно-следственные отношения при передаче ин-
  • формации;
  • количественном, т.е. ее измерение;
  • физическом, т.е. ее форма (книга, дискета и т.д.).

Управленческие  решения должны разрабатываться  менеджерами на научном уровне управления, с применением всего комплекса методов анализа, диагностики, планирования, моделирования и прогнозирования, поэтому существует ряд требований, предъявляемых к управленческим решениям , рассматриваемых В.Ф.Палием [61, с. 233].Эффективный управляющий — это компетентный специалист, который умеет своевременно принимать решения, направлять и мотивировать персонал для их исполнения, планировать ресурсную базу, реализовывать эффективные модели поведения, выбирать адекватный стиль руководства.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям

№п/п Требования  к УР Условия достижения

требований

1 Соответствие  УР действующему законодательству и

положениям  уставных документов компании

Самоконтроль  или контроль со стороны юриста, референта
2 Наличие у руководителей  соответствующий полномочий (прав и  ответственности) для РУР Разработка  должностных инструкций и положений  об отделах и службах
3 Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и  адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) Доведение до каждого работника информации о  целях, сроках выполнения, используемых ресурсах
4 Соответствие  формы УР его содержанию Контроль со стороны юриста, референта
5 Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать) Знания и  интуиция руководителя, реальная оценка ситуации
6 Недопустимость  в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным  решениям Самоконтроль  и контроль со стороны юриста, референта
7 Возможность технической, экономической и организационной  выполнимости УР Заключение  специалистов

или экспертов

8 Наличие параметров для внешнего или внутреннего

контроля  выполнения УР

Составление рабочих  документов, проведение аудита
9 Учет возможных  отрицательных последствий при  реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях Заключение  внешних экспертов, оценка рисков
10 Наличие возможности  обоснованного положительного результата Набор расчетов и предположений

 

Рис. 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что для принятия управленческого  решения необходимо знать:

  • какая исходная информации необходима для принятия решения;
  • в каких информационных документах оформляется решение;
  • какими средствами доводится исходная директивная информация до объекта управления, исполнителей;
  • какая информация о ходе и результатах выполнения решения должна даваться органу управления с различных участков управляемого объекта;
  • кто обязан давать эту информацию, в какое время и при каких условиях;
  • каким образом оформляется информация, какими средствами передается, по каким каналам;
  • кому предназначена информация, в каком объеме и ассортименте она передается для различных звеньев субъекта управления, руководителей различных уровней;
  • пути и средства обеспечения своевременного получения и надежности

    информации, контроля за ее прохождением, проверки достоверности;

  • место, методы и технические средства, люди, предназначенные для работы с информацией, получаемой от объекта управления, способы хранения, переработки и использования, кто использует информацию;
  • лица, принимающие на основе полученной информации новые решения

    или корректирующие старые;

  • формы директивной или регулирующей информации, периодичность ее

     передачи, получатели и исполнители,  сроки доведения до исполнителей.

В процессе разработки решений менеджеры анализируют  информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней  управления, с непосредственными  исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу.

Процесс принятия управленческих решений состоит  из ряда последовательных этапов (рис. 4.).

На первом этапе возникает проблема, которую необходимо своевременно разрешить, иначе может возникнуть ситуация дисбаланса в системе. Так, снижение конкурентоспособности организации на рынке приведет к снижению спроса на ее товары или услуги. В дальнейшем это может означать потерю прибыли, и даже возникновение ситуации неплатежеспособности организации, фактическое банкротство [35, с. 78].

В условиях, когда организация процветает, является прибыльной, требуется принятие решений, например о расширении деятельности, покупке бизнеса в другой сфере, проведении диверсификации, инвестициях в капитальное строительство и т.д. Подобные решения требуют продуманных действий управляющих, точного диагностирования состояния системы.

Переходим ко 2 этапу принятия управленческого  решения. В данном случае менеджер сталкивается с необходимостью анализировать документы: финансовой отчетности, динамику продаж, договоры, данные о преимуществах фирм-конкурентов.

Рис.4. Этапы  процесса принятия решений

Управляющий изучает коммуникационные каналы и  информацию, поступающую к нему из разных источников: от работников организации, заказчиков, конкурентов; видит себя в этом информационном поле, наблюдает за людьми, которые могут ему помочь принять правильное эффективное решение.

На третьем  этапе управленческое решение принимается индивидуально руководителем или совместно с группой, например на деловом совещании. Также руководитель, может использовать для принятия решения мнение компетентных специалистов, экспертов в избранной сфере деятельности. Может обсудить с ними проблему, получить их компетентное заключение, и затем принять решение о дальнейших действиях. Так, весьма востребован финансовый или маркетинговый аудит (оценка) деятельности, который может помочь руководителю принять оптимальное решение с наименьшими потерями для организации [67, с.78].

И, наконец, 4 этап предполагает принятие решения, которое фиксируется в распорядительных документах: приказах, распоряжениях, технических заданиях, разного вида планах; а также находит отражение  в нормативных источниках, стандартах предприятия, общих положениях, уставе, внутренних регламентах и правилах организации. Важно не только принять своевременное решение, но и проконтролировать исполнение мероприятий, осуществляемых согласно принятым официальным документам, мотивировать персонал, который задействован в реализации указанных мероприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ информационного  обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» 

2.1. Социально-экономическая  характеристика УПРР

ОАО «Сургутнефтегаз» 

     Управление  поисково-разведочных работ было создано в мае 1995 года на основании  приказа ОАО «Сургутнефтегаз» №291 от 10 апреля 1995 года, на правах структурной  единицы с местонахождением в  городе Сургуте.

     Главной задачей УПРР является выполнение объемов по поисково-разведочному бурению и испытанию скважин с целью поиска и разведки нефти и газа, открытия новых залежей и подготовка их к разработке для обеспечения воспроизводства сырьевой базы ОАО «Сургутнефтегаз».

      Основными видами деятельности УПРР являются:

  • производство работ по глубокому поисково-разведочному и эксплуатационному бурению скважин и испытанию поисково-разведочных скважин;
  • юридический отвод земель;
  • маркшейдерские работы;
  • комплексное обслуживание буровых установок;
  • обеспечение выполнения плана по разведке и поиску нефтяных и газовых месторождений;
  • организация работ по предупреждению и ликвидации аварий при проведении буровых работ;
  • обеспечение внедрения прогрессивных методов разведки и поиска нефтяных и газовых месторождений.

      Структура УПРР состоит из аппарата управления, двух Комплексных экспедиций глубокого  разведочного бурения, в которые  входят 19 бригад бурения и 10 бригад испытания, и службы по организации автомобильных и авиационных перевозок.

      В каждую экспедицию входят: БПО с участками; РИТС бурения; РИТС испытания; Участок пусконаладочных работ.

      В структуру УПРР входит также вертодром  с нахождением в городе Лянторе, который обслуживает весь комплекс работ по строительству скважин, включая подрядные предприятия, участвующие в цикле строительства скважин. Организационная структура аппарата управления состоит из: начальника управления, главного инженера, главного геолога, заместителей начальника по направлениям деятельности (рис. 5).

 

Рис. 5 Организационная структура УПРР

      Начальник УППР:

  • Заключает от имени общества хозяйственные договоры с другими субъектами  гражданского оборота, только в пределах предоставленных полномочий;
  • Получает от ОАО «Сургутнефтегаз» всю необходимую информацию и данные, необходимые для выполнения своих функций и обязанностей;
  • Принимает участие в осуществлении контроля за соблюдением требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», иных федеральных законов и нормативно-правовых актов;
  • Обеспечивает УППР справочными  и методическими материалами;
  • Определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и диверсификации производства на перспективу
  • В соответствии с утвержденными бизнес-планами УППР на долгосрочную и среднесрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства.
  • Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Заключает с научно-исследовательскими, проектными (конструкторскими и технологическими) организациями и высшими учебными заведениями договоры на разработку новой техники и технологии производства, проектов реконструкции предприятия, его подразделений, обновления и модернизации оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, автоматизированных систем управления производством, осуществляет контроль над их разработкой, организует рассмотрение и внедрение проектов технического перевооружения, разработанных сторонними организациями, составление заявок на приобретение оборудования на условиях лизинга.
  • Организует проведение научных исследований и экспериментов, испытаний новой техники и технологии, а также работу в области научно-технической информации, рационализации и изобретательства, распространения передового производственного опыта.
  • Руководит деятельностью служб УППР, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
  • Координирует ведение установленных федеральных форм государственного статистического наблюдения по учету запасов полезных ископаемых, объемов добычи, извлечения и потерь полезных ископаемых;

Информация о работе Разработка системы поддержки принятия управленческих решений на предприятии