Разработка стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработка стратегии развития на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия ООО «Прогресс». Задачи работы:
1. Проанализировать внешнюю среду предприятия для выявления возможностей и угроз;
2. Проанализировать внутреннюю среду для идентификации сильных и слабых сторон предприятия;
3. Определение миссию и цели предприятия разработки стратегии;
4. Разработать стратегию для успешного функционирования на рынке.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Анализ внешней среды предприятия
Краткая характеристика предприятия ООО «Прогресс»..................................................5
PEST-анализ..........................................................................................................................6
Анализ отрасли.....................................................................................................................9
Внешние факторы, оказывающие влияние на предприятие...........................................11
2. Анализ внутренней среды предприятия
Динамика внутренней среды и реализации продукции.................................................16
2.2 Анализ кадрового потенциала...........................................................................................18
2.3 SWOT-анализ .....................................................................................................................21
3. Разработка стратегии предприятия ООО «Прогресс»
3.1 Формирование миссии, видение и дерево целей............................................................23
3.2 Обоснование конкурентной стратегии предприятия.....................................................26
3.3 Разработка стратегии..........................................................................................................29
Заключение...................................................................................................................................31
Список литературы......................................................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что наиболее значимое влияние на предприятие оказывают товары-заменители. Основным фактором здесь является цена, так как при увеличении цены, спрос на товар падает и, как следствие, увеличивается на похожий товар у конкурентов, также большую роль здесь играет качество товара (плохое качество – снижение спроса, потеря покупателей). Также большое влияние оказывают покупатели. Здесь очень важен статус покупателей и значимость товара для него, так как это существенно влияет на спрос, следовательно, это увеличение объёма продаж, увеличение прибыли.

Вывод:

Таким образом, из анализа внешней  среды видно, что предприятие  ООО «Прогресс» является конкурентоспособным, имеет возможности успешно функционировать  на рынке и обладает для этого  всеми необходимыми ресурсами. У предприятия в данной отрасли существует большое количество конкурентов. Некоторые конкуренты превосходят ООО «Прогресс» в ценовой политики, занимают большую долю на рынке, однако ООО «Прогресс» успешно функционирует за счет потребителей, которые довольны высоким качеством и обслуживание на предприятие. Что заставляет их возвращаться сюда снова и снова. Однако, чтобы сохранить конкурентоспособность предприятия необходимо постоянно следить за изменениями на рынке, а для этого нужно эффективное стратегическое исследование, благодаря которому предприятие определит наиболее подходящую для него стратегию и, соответственно, будет её придерживаться. Анализ внешней среды несомненно важен для предприятия, однако для более полного анализа необходимо провести и анализ внутренней среды.

 

2. Анализ внутренней среды предприятия

2.1 Динамика внутренней среды и реализации продукции или услуг

Внутренняя среда организации  – это часть общего окружения, которая находится в рамках организации. Она оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации и состоит из нескольких элементов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, определяющих ее потенциал и возможности.

Проанализируем деятельность данного предприятия, для этого ознакомимся с основными технико-экономическими показателями.

Анализ основных технико-экономических  показателей ООО «Прогресс»

Таблица 6

№ п/п

Показатели

Года

Темпы роста

2011

2012

Абсолютный

Относительный

11

Объем реализации, тыс. руб.

11500

15000

3500

130,4

22

Численность работающих, чел

125

150

25

120

33

Среднегодовая выработка  на одного работающего, тыс. руб.

300

325

25

108,3

44

Фонд заработной платы, тыс. руб.

5200

5350

150

102,8

55

Себестоимость продукции, тыс. руб.

9400

11000

1600

117

66

Затраты на 1 руб. реализации продукции

0,88

0,6

-0,28

68,2

77

Прибыль, тыс. руб.

2100

4000

1900

190,5

78

Рентабельность, %

18,3

26,6

8,3

−−−


 Исходя из данных таблицы,  можно сделать вывод о том,  что объем реализации за 2012  год по сравнению с 2011 увеличился на 30,4% (3,5 млн. рублей). Затраты на 1 рубль реализации продукции снизились до 0,6 рубля. Это способствовало увеличению прибыли на 90,5 % (1,9 млн. рублей). Таким образом, деятельность данного предприятия является эффективной.

 

Анализ внутренней среды

Таблица 7

№п/п

Подсистема

Характеристика подсистемы

Сравнение характеристик

Сила, слабость

1

2

3

4

Прогресс

Магнит

Пятерочка

Рамстор

1.

Менеджмент предприятия

Наличие стратегического  планирования

4

6

3

4

Стратегическое планирование на среднем уровне (слабость)

Мировоззрение руководства

5

6

4

3

Мировоззрение руководства  меньше чем у руководства Магнита (слабость)

Система мотивации персонала

6

5

3

4

Система мотивации персонала высокая (сила)

2.

Маркетинг

Функционирование системы маркетинговой информации

5

7

4

3

Функционирование системы  маркетинговой информации ниже, чем  у Магнита (слабость)

Стимулирование рекламы

7

5

6

4

Стимулирование рекламы  самое высокое (сила)

Политика ценообразования

5

6

5

7

Политика ценообразования слабая(слабость)

3.

Кадры

Квалификация

6

4

5

4

Квалификация самая высокая (сила)

4.

Финансы

Финансовая устойчивость

4

5

5

3

Финансовая устойчивость средняя (сила)

Платёжеспособность

4

6

3

4

Платёжеспособность меньше, чем в Магните (слабость)

Рентабельность

3

4

3

2

Рентабельность невысокая (слабость)


 

Сильные стороны ООО «Прогресс»:

    1. Система мотивации персонала;

2. Стимулирование рекламы;

3. Квалификация работников;

4. Финансовая устойчивость;

5.  Платёжеспособность.

Слабые стороны ООО «Прогресс»:

    1. Стратегическое планирование;
    2. Мировоззрение руководства;
    3. Функционирование системы маркетинговой информации;

4. Политика ценообразования;

5. Рентабельность.

Таким образом, основным преимуществом  ООО «Прогресс» является квалифицированный  и мотивированный персонал.

 

    1. Анализ кадрового потенциала

 

Весь персонал предприятия подразделяется на три категории: управленческий персонал, торгово-оперативный и вспомогательный.

Управленческий  персонал обеспечивает и руководит  торгово-технологическим и трудовым процессом – управляющий, бухгалтер, товаровед, администратор торгового зала, старший менеджер, старший кассир.

Торгово-оперативный персонал –  работники, занятые обслуживанием  покупателей – менеджеры торгового  зала, кассиры–операционисты и вспомогательный персонал, обеспечивающие обслуживание торгово-оперативного персонала и поддержание магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии младший обслуживающий персонал, менеджер по погрузочно-разгрузочным работам, фасовщицы и другая категория работников – служба предотвращения потерь, которая осуществляет контроль за сохранностью товара.

Все работники выполняют трудовые функции согласно должностным инструкциям. Управляющий анализирует и решает возможные организационно-технические  и социально-психологические проблемы в целях увеличение и выполнения плана товарооборота, повышение качества обслуживания и конкурентоспособности товаров и услуг. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда, контроль за рациональным использованием и повышением профессионального мастерства персонала.

Большое значение для успешной работы торговой сети имеет профессиональная подготовка кадров, начиная от руководителя, заканчивая продавцами, поэтому на данном предприятии имеется центр подготовки кадров, где каждый сотрудник может получить начальное, профессиональное образование, дополнительные знания и повысить свою квалификацию.

На предприятии высоко ценится  профессионализм и стремление к совершенствованию сотрудников, поэтому Службой персонала утверждены и внедрены такие интересные программы как «Наставничество», ориентированные на адаптацию молодых сотрудников. В рамках этой программы лучшие сотрудники бесплатно обучаются в Ижевском торгово-экономическом техникуме.

Программа «Кадровый резерв» разработана  с целью кадрового роста инициативных сотрудников ООО «Прогресс». Предприятие  тесно сотрудничает со всеми профильными  заведениями города и особенно с  Ижевским торгово-экономическим техникумом. Постоянный обмен опытом менеджеров предприятия со специалистами ведущих торговых компаний России, дает возможность осваивать новые технологии в сфере торговли продуктами питания.

Внутри магазина трудовые отношения  строятся на основе трудовых договоров и договоров о материальной ответственности.

На предприятии действует повременно-премиальная  система оплаты труда. Для всех работников установлены «вилки» окладов, в  рамках которых оплата труда работников может меняться ежемесячно.

Изменение размера оплаты труда в пределах установленных рамок – прерогатива руководителя подразделения, а выше установленных рамок – высшего руководства.

Тем самым руководители подразделений  получают действенный рычаг регулирования  оплаты труда своих подчиненных  в зависимости от отношения его к работе и вклада в деятельность данного подразделения без прохождения долгой процедуры штатного расписания.

В зависимости от результатов деятельности магазина №17 – по выполнению плановых показателей, норм, нормативов, соблюдением  смет расходов – выплачивается премия.

За последние два года в структуре  выплат заметно снизилось соотношение  премии и оплаты согласно штатному расписанию в пользу премии. Все  это явилось следствием целенаправленных действий по развитию системы материального  стимулирования на предприятии.

Применением такого механизма оплаты труда дает предприятию возможность  экономить на расходах на оплату труда  при неблагоприятных финансовых результатах.

Для работников магазина действует  положение о премировании, согласно которому коллектив получает премию при выполнении плановых показателей, основными из которых являются прибыль и товарооборот. Конкретный размер зависит от степени выполнения плановых показателей, отсутствия нареканий в работе, выполнения требований администрации и внутренних нормативных документах.

Социальная структура характеризует  трудовой коллектив организации  как совокупность общественных групп, квалифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному  составам, уровню образования, семейному  положению. Социальную структуру проанализируем по показателям, представленным в таблице 8.

Социальная структура

Таблица 8

Признаки классификации

Значение признака

1. Пол

Мужской (15%) Женский (85%)

2. Возраст

до 20

лет (5%)

20–30

лет (52%)

30–40

лет (20%)

40–50

лет (17%)

старше

50 лет

(6%)

3. Стаж работы

До 3

лет

(75%)

от 3

до

5 лет (10%)

от 5 до 10

лет (9%)

от 10

до 20

лет

(6%)

свыше

20 лет

(0%)

4. Образование

неполное

(0%)

среднее общее (10%)

среднее специальное (61%)

неполное высшее (20%)

высшее (9%)


 

Из таблицы видно, что на возрастную группу 20–30 лет приходится большая доля (52%>). Это говорит о том, что в организации задействовано много молодых, энергичных сотрудников.

Рассматривая состав работников организации  необходимо отметить, что данный коллектив  состоит на 85% из женщин и на 15% из мужчин. Все женское представительство фирмы работает в основном работает на кассах и по выкладке продуктов питания. Работниками по загрузке и выгрузке являются исключительно мужчины.

Важным показателем стабильности персонала и преданности сотрудников является показатель продолжительности работы в организации (стаж). Как видно из таблицы, большинство сотрудников в этой организации это опытные, высококвалифицированные люди. Большинство специалистов имеют среднее образование 61% и 20% заканчивают высшие учебные заведения, 9% имеют высшее образование.

Текучесть кадров – важнейший показатель динамики рабочей силы организации. Чем выше показатель текучести, тем  ниже стабильность персонала организации. С начала работы организации ООО «Прогресс» из прежних рабочих осталось 6 человек.

Информация о работе Разработка стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия