Разработка стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработка стратегии развития на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия ООО «Прогресс». Задачи работы:
1. Проанализировать внешнюю среду предприятия для выявления возможностей и угроз;
2. Проанализировать внутреннюю среду для идентификации сильных и слабых сторон предприятия;
3. Определение миссию и цели предприятия разработки стратегии;
4. Разработать стратегию для успешного функционирования на рынке.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. Анализ внешней среды предприятия
Краткая характеристика предприятия ООО «Прогресс»..................................................5
PEST-анализ..........................................................................................................................6
Анализ отрасли.....................................................................................................................9
Внешние факторы, оказывающие влияние на предприятие...........................................11
2. Анализ внутренней среды предприятия
Динамика внутренней среды и реализации продукции.................................................16
2.2 Анализ кадрового потенциала...........................................................................................18
2.3 SWOT-анализ .....................................................................................................................21
3. Разработка стратегии предприятия ООО «Прогресс»
3.1 Формирование миссии, видение и дерево целей............................................................23
3.2 Обоснование конкурентной стратегии предприятия.....................................................26
3.3 Разработка стратегии..........................................................................................................29
Заключение...................................................................................................................................31
Список литературы......................................................................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Директор организации уделяет  особое внимание культуре обслуживания, регулярно беседует с персоналом по поводу решения производственных вопросов, что позволяет лучше  находить взаимопонимание с клиентами.

 

 

    1. SWOT-анализ

 

Для изучения внешних факторов  используют SWOT-анализ. SWOT-анализ - это  определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Применение SWOT-анализа позволяет  систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину, принимать взвешенные решения, касающиеся развития предприятия. Таблица SWOT-анализа и выявленные альтернативные стратегические задачи необходимы для дальнейшего анализа, выбора стратегии развития предприятия и выбора предпочтительной маркетинговой стратегии. SWOT - анализ подчеркивает, что стратегия должна как можно лучше сочетать внутренние возможности предприятия и внешнюю ситуацию. Рассмотрим SWOT – анализ на нашем примере (см. Таблицу 9).

 

 

 

 

 

 

 

SWOT-анализ

Таблица 9

 

              Фирма

 

 

Среда

Сильные стороны:

- Большой ассортимент  продукции;

- Разработка новых акций и скидок;

- Стимулирование рекламы;

- Мотивированный персонал.

Слабые стороны:

- Отсутствие здоровой  продукции;

- Зависимость объемов продаваемой продукции от времени года;

- Слабое влияние на  поставщиков,

- Платежеспособность.

Возможности:

- Расширение ассортимента продуктов;

- Постоянное наличие  товара;

- Расширение выбора квалифицированных специалистов;

- Мода на здоровье.

- Разработка новых акций и скидок, расширение ассортимента товаров позволит привлечь новых клиентов;

- Нет ограничений во  времени посещения гипермаркета, в отличие от основного конкурента;

- Диверсификация деятельности.

 

- Расширение ассортимента  за счет здоровой продукции;

- Снижение цены поставщиков  за счет увеличения объема  продаж.

Угрозы:

- Высокий уровень конкуренции может привести к выходу на рынок конкурента с более низкими издержками;

- Изменение потребностей  и вкуса покупателей;

- Инфляция;

- Возрастание силы торга у  поставщиков;

- Повышение цен на  продукцию, потеря клиентов.

 

- Возможность появления новых конкурентов можно нейтрализовать разработкой новых акций и скидок;

- Изменение потребностей и вкуса покупателей – большим ассортиментом;

- Стремление к уменьшению себестоимости продукции.

 

- Выход на новые сегменты рынка чтобы ослабить возрастающее конкурентное давление;

- Снижение цены поставщиков  за счет их конкуренции.


 

Исходя из полученных данных, можно  сделать вывод, что основной проблемой является большое количество конкурентов, однако данное предприятие очень хорошо функционирует, имеется широкая клиентурная база, мотивированный персонал и что очень важно ООО «Прогресс» работает 24 часа. Сейчас покупатели стали очень бережно относиться к своему здоровью, основываясь на этом, данное предприятие могло бы расширить ассортимент, добавив в продажу органические продукты.

  Органические продукты –  это натуральные, экологически  чистые продукты питания, сертифицированные  в соответствии с требованиями Европейской комиссии к продуктам organic, с естественным сроком хранения, полностью исключающие использование генномодифицированных компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, различного рода консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, улучшителей вкуса и иных добавок искусственного происхождения.

Вывод:

Из анализа внутренней среды  видно, что предприятие успешно  функционирует, оно обладает рядом сильных сторон, позволяющих ему сохранять свои позиции на рынке и оставаться конкурентоспособным. Однако существуют и слабые стороны: большое количество конкурентов, их ценовое преимущество, слабое влияние на поставщиков. Таким образом, вырабатывая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Исходя из этого, для ООО «Прогресс»  необходимо разработать такую стратегию, где будут увеличены внутренние силы и внешние возможности предприятия, и где следует сократить слабые внутренние стороны компании и по возможности смягчить негативное влияние внешних угроз.

 

3. Разработка стратегии предприятия ООО «Прогресс»

3.1 Формирование миссии, видение и дерево целей

Организации и люди имеют много общего. Со временем и те, и другие приобретают собственное лицо и убеждения, которыми определяются их конкретные действия. Каждая компания, как и человек, должна иметь свою философию, указывающую направление движения. Это особенно важно для компании, которая связана с акционерами, клиентами и персоналом, нуждающимися в такой информации. Наконец, работники компании должны объединиться для достижения общих целей.

Миссия организации решает все  эти вопросы, если она написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости, если она глубоко продумана авторами, а ее цели разделяются коллективом компании.

Создание миссии организации –  это первый этап стратегического  планирования. В настоящее время  задача стратегического планирования в российских компаниях является весьма актуальной. Уровень конкуренции практически во всех сферах производства товаров и оказания услуг непрерывно возрастает. Следовательно, для достижения успеха на рынке каждая компания должна заниматься стратегическим планированием, которое подразумевает разработку и обеспечение жизнеспособного соответствия между целями и ресурсами компании, с одной стороны, и изменяющимися условиями рынка – с другой.

При разработке миссии руководство  должно стремиться, чтобы миссия не получилась слишком узкой или слишком широкой. Уже в 60-е годы стало очевидно, что узкая миссия является ограничивающей. Многие организации с сужеными сферами деятельности перестали существовать. Для организаций опасна и широкая миссия. В идеале миссия должна быть сформулирована в терминах достаточно конкретных, чтобы дать практические направления деятельности, и в то же время - достаточно широких, чтобы стимулировать творческий подход, например, в отношении возможностей расширения производимого ассортимента или диверсификации в смежные отрасли.

Хорошо сформулированная миссия имеет  реальную управленческую ценность. Во-первых, разработка миссии позволяет высшему  руководству компании, по образному  выражению Р. Фалмера, "взглянуть  на свой бизнес с высоты птичьего полета". Без этого долгосрочная конкуренция невозможна. Подобный обзор бизнеса не только помогает организационной подготовке будущего, но и способствует гибкости менеджмента.

Во-вторых, четкая миссия предотвращает  разброс усилий менеджеров среднего уровня и способствует направлению их действий в единое русло, помогает выработке единой позиции, способствующей укреплению фирменной культуры.

В-третьих, хорошо проработанная миссия позволяет сотрудникам фирмы  почувствовать себя участниками  общего дела - освоения открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.

Мотивационное влияние миссии на сотрудников  подтверждено в целом ряде исследований. В-четвертых, миссия способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе фирма стремится играть.

Миссия организации — это не только то, что мы есть, это и то, чем мы хотим быть, и каким образом мы хотим такими стать. Поэтому выработка миссии является исключительно важным решением для организации — для ее настоящего и будущего.

Таким образом, миссию ООО «Прогресс» можно сформулировать так: « ООО « Прогресс» призвано ежедневно удовлетворять запросы покупателя. Думать так, как думает покупатель; делать так, как он хочет, чтобы мы делали; предлагать то, что он пожелает».

Цели устанавливаются на основе миссии, предпочтениях высшего руководства, позиций, занимаемых организацией на рынке, и др. факторов и отражают желаемое состояние организации, которое  следует достичь в ходе использования потенциала.

Многочисленные исследования, проведенные  в последние годы, показывают, что  по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей  или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синэргии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации.

Важность и необходимость формирования целей в организациях объясняется  тем, что без них становится вообще невозможным управление. Цель придает  осмысленность любым действиям. Общая логическая цепь здесь такова: цель - задачи подразделений - планы - задания исполнителям - функции (работы) - контроль за исполнением.

Многочисленные цели фирмы могут  быть классифицированы по нескольким признакам:

1. По горизонту планирования  цели бывают: долгосрочные (устанавливаются обычно на срок до 5 лет), краткосрочные (в пределах года) и среднесрочные (от одного до двух лет);

2. По характеру целей и приоритетности  их достижения

Цель ООО «Прогресс»: увеличить объем продаж предприятия за счет диверсификации производства (предоставление покупателям экологически чистой продукции).

 



 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Дерево целей.

 

Таким образом, акцент делается именно на предоставлении потребителям здоровых продуктов питания. Так как продукция  новая, компании нужно найти поставщиков, которые обязательно должны иметь сертификат, подтверждающий качество, предоставляемой продукции. И соответственно, нужно укрепиться на рынке, увеличив товарооборот за счет увеличения ассортимента.

 

 

3.2 Обоснование конкурентной стратегии предприятия ООО «Василек»

 

Выбор стратегии — основной момент стратегического планирования. В большинстве случаев предприятие выбирает стратегию из нескольких вариантов. Каждый из них открывает различные возможности для предприятия. Следовательно, предприятие может столкнуться с большим числом альтернативных стратегий.

В мировой практике известно четыре вида стратегий:

 

Стратегия ограниченного роста. Наиболее привлекательная для фирм с хорошим  портфелем заказов. Данная стратегия  применяется, когда производство и реализация продукции налажены, предприятие получает стабильную прибыль, и нет причин рисковать.

Стратегия роста. Рекомендуется для  развивающихся фирм, пытающихся предложить на рынке новые товары и услуги. Выделяют стратегии интенсивного, интирационного и диверсификационного роста.

Стратегия сокращения. Заключается  в сокращении или переориентации компании, не выживающей в сложившихся  условиях рынка. Осуществление данного  вида стратегии может выражаться в ликвидации предприятия.

Сочетание различных видов стратегии. Обычно этим способом пользуются крупные фирмы.

Для российского рынка характерны следующие три вида стратегии, которые  учитывают особенности российской экономики и которых компания может придерживаться при любых  условиях внешней среды:

- Оборонительная стратегия или  стратегия выживания. Руководители  фирмы пытаются максимально использовать  ресурсы и внешние факторы  для сохранения тематики фирмы,  основных сотрудников. Относительно  ресурсов – модернизация производства, совершенствование планирования, обновление ассортимента, подключение внешних факторов и т.д.

- Агрессивная рыночная стратегия  или стратегия роста. Руководство  предпринимает значительные усилия  для поиска новых путей развития, разработки планово-экономического  прорыва и риска. При этом используются новые достижения в технологиях, подбирается высококвалифицированный персонал и т.д.

- Стратегия ухода с рынка  или стратегия сокращения.

 

Привлекательность рынка

Таблица 10

Привлекательность рынка

Значимость фактора

Оценка

Результат

1

2

3

4

5

1. Рост рынка и его  развитие

4

       

 Х 

20

2. Качество рынка

5

     

Х Х

 

20

3. Конкурентная ситуация

5

     

Х Х

 

20

4. Оценка внешних условий

2

 

Х Х

     

4

Итого

16

         

64

Информация о работе Разработка стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия