Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение структуры управленческих решений, исследование эффективности управленческого решения, показ роли и места управленческих решений для муниципального управления.
Методологическая основа исследования строится на общенаучных и конкретно-предметных методах исследования социально-экономических и политических процессов.
- Общенаучные методы:
1) метод социальной диалектики;
2) постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов;
3) методы познания: анализ и синтез;
4) индуктивный и дедуктивный методы познания;
5) метод аналогии;
6) метод моделирования
Введение
3
1.
Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
5
1.1.
Понятия, типы, виды, основные направления исследование социально-экономических и политических процессов
5
1.2.
Методы исследования социально-экономических и политических процессов
6
1.3.
Структура управленческих решений
7
2.
Эффективность управленческого решения
21
2.1.
Оценка эффективности управленческого решения
21
2.2.
Научные и традиционные исследования эффективности управленческих решений
22
2.3.
Бизнес – модели в оценке эффективности управленческих решений
23
3.
Субъекты и объекты управленческих решений
28
3.1.
Распределение обязанностей в органах местного самоуправления в Лузском районе
29
3.2.
Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
30
Заключение
37
Библиографический список
- способ контроля определенного участка сферы управления и выявления причин возникающих отклонений значений наблюдаемых параметров от заданных или необходимых;
- фактор снижения риска при принятии стратегических решений.
Основная сфера применения мониторинга – решение так называемых слабо структурированных задач. Их специфика – преобладание качественных переменных, невозможность использования типовых, жестко заданных алгоритмов управленческих действий, необходимость обращения к эвристическим подходам, разработки оригинальных моделей и методов. В качестве одного из таких приемов может рассматриваться принцип «двадцати процентов». Его техника достаточно проста: из общего числа факторов с помощью экспертных оценок определяется 20% наиболее значимых с точки зрения достижения поставленной цели. именно эти факторы и подвергаются тщательной регистрации, а полученная на этой основе информация позволяет принимать решения с оптимальным уровнем риска.
В своем практическом воплощении на уровне организации мониторинг представляет собой специализированную систему управления, в которой на основе систематического, регулярного получения и анализа соответствующей информации обеспечивается возможность адекватного реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации. мониторинг в рамках организации можно рассматривать как механизм обеспечения политики безопасности, предупреждения и устранения внутренних и внешних угроз. В своей минимальной конфигурации мониторинг организации включает следующие элементы:
- информационную систему;
- аналитическую систему;
- оперативную систему;
Информационная система обеспечивает регулярный сбор информации, ее обработку, упорядочение и возможность доступа к ней определенных пользователей. Основная задача, которая решается данной системой, заключается в том, чтобы определить минимум необходимой информации для каждого подразделения, так как в противном случае может наступить «информационный потоп», который может захлестнуть всю организацию. В этой ситуации в целях самозащиты она может вообще потерять чувствительность к любым сообщениям, в том числе и к тем, которые важны для ее функционирования.
В рамках аналитической системы обеспечивается содержательная оценка значений контролируемых параметров, их сопоставление с установленными стандартами (контрольными значениями) по времени, структуре, соотношению с другими параметрами. На основе определения отклонений значений мониторинговых параметров выявляется характер их влияния на достижение целей организации. Таким образом определяется, в какой степени организация справляется с поставленными задачами и каков прогресс в достижении стратегических целей. В обобщенном виде эти данные поступают в оперативную систему, которая предназначена для выработки соответствующих решений относительно целей развития, стратегии и содержания необходимых мероприятий, уточнения и (если необходимо) корректировки номенклатуры и пороговых значений мониторинговых параметров. Она вырабатывает рекомендации и решения о внесении изменений в стратегию, содержание работы, показатели оценок и систему мониторинга в целом. Затем рекомендации в виде оперативной информации или аналитических справок поступают к руководителю организации или в подразделение, имеющие полномочия по принятию решения в данной области.
3. Субъекты и объекты управленческих решений
Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности [6].
Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица [7].
К данным субъектам относятся:
- глава муниципального образования;
- руководители муниципальных органов исполнительной власти;
- первые заместители и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной власти;
- заместители глав муниципальных образований и руководителей муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители;
- руководители, заместители руководителей самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования;
- начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.
Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно - распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [8] данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.
Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются [9].
Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям [10]:
1) осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
2) необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних так и внутренних факторов;
3) решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;
4) необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
5) прогнозирование и определение социально – экономического развития;
6) разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.
Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций, рациональное отношение к нововведениям. Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.
3.1. Распределение обязанностей в органах местного
самоуправления в Лузском районе
1) Глава администрации района осуществляет руководство органами местного самоуправления района, подразделениями районной администрации, учреждениями, состоящими на местном бюджете, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности, предприятиями лесного комплекса. Он является начальником мобилизационного режимно-секретного подразделения. Возглавляет собрание представителей Лузского района. Курирует: отдел по вопросам жизнеобеспечения, управление финансами, отдел экономического развития, торговли и предпринимательства, отдел образования, деятельность управляющего делами администрации района.
2) Первый заместитель главы администрации района осуществляет руководство отделом жизнеобеспечения. Осуществляет полномочия в области энергетики, транспорта, связи, топлива, дорожного строительства, пожарной безопасности. В соответствии с полномочиями представляет интересы администрации района, принимает меры по обеспечению интересов района в суде, арбитражном суде. Возглавляет комиссии: по чрезвычайным ситуациям, санитарно-эпидемиологическую, по безопасности дорожного движения и борьбе с травматизмом, по противопожарной безопасности.
3) Заместитель главы администрации района по финансам – начальник управления финансами Лузского района осуществляет руководство:
- сектором казначейского исполнения бюджета;
- сектором бухгалтерского учёта, отчётности, финансового контроля и аудита;
- сектором планирования, анализа доходов и юридического контроля;
- сектором планирования, анализа исполнения бюджета и отраслей местного хозяйства.
4) Заместитель главы администрации района по экономике – заведующий отделом экономического развития, торговли и предпринимательства осуществляет руководство:
- отделом экономического развития, торговли и предпринимательства;
- сектором реализации муниципального заказа;
- управлением имуществом и земельными ресурсами;
- отделом сельского хозяйства.
5) Заместитель главы администрации района по социальной сфере - заведующий отделом образования осуществляет руководство:
- отделом образования, курирует работу сектора организационно-воспитательной работы, районного методического кабинета, централизованной бухгалтерии, 30 образовательных учреждений района;
- отделом культуры, спорта и молодёжной политики;
- комиссией по делам несовершеннолетних и их прав.
6) Управляющая делами администрации района осуществляет руководство:
- управлением делами;
- отделом бухгалтерского отчёта;
- архивного отдела;
- группой хозяйственного и технического обслуживания
3.2. Управленческие решения как главный компонент
муниципального управления
Понятие «муниципальное управление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 3 Европейской Хартии о местном самоуправлении [11] местным органам власти и их должностным лицам предоставляется право и реальная возможность регулировать подведомственные вопросы и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения.
Рассмотрим функции и задачи местного самоуправления.
Функции – это совокупность действий и операций, которые осуществляются управляющими субъектами для достижения определенных подцелей в рамках единой целенаправленной деятельности. Функции управления в социально-экономических системах (к которым относится и местное самоуправление) объективны по своей природе и реализуются путём принятия управленческих решений уполномоченными
органами и должностными лицами.
Основными функциями управления являются [11]:
1) прогнозирование изменений в развитии каких-либо событий и процессов на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния;
2) планирование – определение направлений, формулирование целей,
постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей в организации деятельности;
3) выработка, обоснование и принятие решений и организация их исполнения;
4) распорядительство и координация действий субъектов, осуществляющих
деятельность по реализации управленческого решения;
5) правовое регулирование исполнительно-распорядительной деятельности;
6) контроль с целью выявить и устранить отклонения в реализации решений и принятие мер к нарушителям;
7) учёт людских, материальных и финансовых ресурсов;
8) информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
9) кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т.п.
Перечисленные функции являются основными для исполнительных органов местного самоуправления и по существу характеризуют содержание их деятельности.
Отношения, связанные с реализацией этих функций, регулируются нормами административного права [12].
При реализации вышеуказанных функций выборные и иные должностные лица местного самоуправления формулируют цели (желаемый результат познания и практической деятельности), ставят своим подчинённым задачи и обеспечивают их решение.
Задачи - это перечень мер, мероприятий, действий и операций, которые должны осуществлять исполнители, чтобы приблизится к сформулированной цели. Термин "решение задачи" употребляется в трех различных смыслах:
а) решение как план (способ) решения задачи;
б) решение как процесс осуществления требований задачи, выполнения плана решения;