Решение и его роль в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности.
Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а следовательно, и эффективность производства.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. 4
1.1 Решение и его роль в деятельности менеджера 4
1.2. Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении 6
Глава 2. 8
2.1. Классификация управленческих решений 8
2.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям 9
Глава 3. 10
3.1. Этапы процесса разработки управленческого решения 10
3.2. Модели принятия решений 12
Глава 4. 14
4.1 Качество управленческих решений 14
4.2. Требования к качеству управленческих решений 16
4.3 Оценка качества управленческих решений 18
Заключение. 21
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

решение и его роль в деятельности менеджера.docx

— 75.38 Кб (Скачать файл)

 

Классификаций управленческих решений  много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

2.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Каждое УР должно удовлетворять  десяти требованиям и условиям их разработки и реализации.

Первое требование обязывает руководителей соблюдать действующее законодательство. Действия УР и его результаты не должны выходить за рамки правового поля.

Второе требование может быть выполнено при четком распределении функций управления и посредством разработки должностных инструкций для конкретной должности и конкретного подразделения. Каждый руководитель должен знать свое должностное поле.

Третье требование реализуется обозначением в тексте УР ясной и понятной цели, ради которой разрабатывается и реализуется, а также перечислением конкретных исполнителей с необходимыми сведениями о них - наименование подразделения, должности и т. д. В тексте УР или в приложении к нему указываются средства, которые необходимы для выполнения УР.

Четвертое требование касается организационно-правовой стороны оформления УР. Основные формы УР (приказ, распоряжение, акт и др.) составляются и заполняются в соответствии с ЕГСДОУ (раздел «Общие требования к документам и службам документационного обеспечения»).

Пятое требование основано на том, что наибольшей востребованностью пользуются УР, которых ждут. Рано пришедшие или рано разработанные УР могут потеряться или стать ошибочными ввиду изменившихся за прошедшее время обстоятельств. Поздно пришедшие решения могут быть уже и ненужными.

Шестое требование носит технический характер. Иногда руководители забывают об аналогичных, предыдущих действующих УР. Новое УР может вступить в конфликт со старым. Поэтому руководитель должен вести учет УР и устранять возможную несогласованность их. Если такая несогласованность есть, то одно из решений необходимо отменять.

Седьмое требование. Каждое УР должно иметь реальные возможности выполнимости и полезности.

Восьмое требование предполагает реализацию обратной связи в цепи разработки или реализации УР. Контроль - это необходимая функция как управления, так и производства. В тексте УР должны быть указаны промежуточные и окончательные сроки контроля хода проведения работ с указанием конкретных контролирующих лиц или подразделений. Результаты контроля должны доводиться до сведения инициатора УР (субъекта решения).

Девятое требование исходит из того, что реализация любого управленческого решения имеет различного рода отрицательные последствия. Это объясняется сложностью социальной системы, в которой работает руководитель. Необходимо прогнозировать возможные отрицательные последствия и в тексте УР указывать меры по уменьшению их влияния на отдельных исполнителей или компании в целом.

Десятое требование касается активизации деятельности персонала, который будет разрабатывать или реализовывать УР. Работник лучше выполняет УР, которое обязательно принесет положительный результат как для него, так и для других людей или компании. Наличие возможности обоснованного положительного результата должно быть отражено в тексте УР.

Глава 3.

3.1. Этапы процесса разработки управленческого решения

Процесс принятия решений - это циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Наиболее целостное и наглядное представление о процессе принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования:

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех больших стадий:

I. Подготовка;

II. Принятие.

III. Реализация.

Подготовка управленческого  решения (или постановка задач)

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро-уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

1. Выявление и анализ  проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды, его место и роль среди смежных объектов и объектов более высокого порядка, осуществляются выявление, структуризация и ранжирование проблем. В результате на этом этапе определяют базовые, кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.

2. Формирование целей  (для решения проблемной ситуации).  Составляется перечень целей (т. е. выясняются их приоритеты). Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.

3. Сбор информации. Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т. д.

4. Анализ информации. Здесь проводится анализ уже отобранной информации и затем раскладываем ее по степени важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.

5. Выявление полного перечня альтернатив достижения цели. Ключевые слова в этом этапе «полный перечень», так как если в списке нет лучшего варианта, то, значит, его и не выберут. Здесь необходимо учитывать результаты многочисленных исследований, которые показывают, что люди, как в экспериментах, так и в реальных ситуациях, стремятся исключить альтернативы, связанные с риском. Они соглашаются на средние (и хуже средних) альтернативы, только чтобы не возникли ситуации, где хотя бы с малой долей вероятности возможны большие потери.

6. Выбор допустимых альтернатив. Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.), поэтому их число уменьшится.

7. Предварительный выбор  лучшей альтернативы. Детальный анализ допустимых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям. Возможно выделение группы альтернатив. Конечным результатом на этом этапе является вынесения суждения о предпочтительности альтернатив, затем эти данные предоставляются ЛПР на данной проблеме. Другое название этого этапа: экономическое обоснование выбранного решения.

Принятие решения.

8. Оценка альтернатив  со стороны ЛПР. Предыдущие семь этапов как результат анализа есть по сути один из видов информации, необходимой руководителю для принятия решения. ЛПР учитывает дополнительные факторы и моменты, которые не учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.

9. Экспериментальная проверка  альтернатив. Это производится в тех случаях, когда ЛПР (Лицо принимающее решение) затрудняется с окончательным выбором наилучшей альтернатив и имеются возможности экспериментальной проверки 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив. Как правило, такие проверки бывают в области научно-технической деятельности. Результат этого этапа - в данных апробации (т. е. практической проверки).

10. Выбор единственного  решения. С учетом данных экспериментальной проверки и любой другой дополнительной информации ЛПР принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.

11. Согласование решения  с органами управления и исполнителями.

12. Окончательное оформление  и утверждение решения. Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридическую силу, когда ЛПР его принимает.

Реализация решения

13. Организация выполнения решения, т. е. происходит выполнение сроков, этапов и исполнителей принятого решения.

14. Определение работ  по выполнению решения. Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.

15. Выполнение решения. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, внесение (если необходимо) корректив, установление обратной связи с ЛПР, анализ результатов реализации решения. Конечный итог - это полное достижение целей решения в установленные сроки и в рамках отпущенных ресурсов.

Принимая любые решения (жизненные  или управленческие), осознанно или  неосознанно руководствуются данной схемой. Решения могут приниматься:

• в обычном режиме;

• в режиме дефицита времени (в данном режиме некоторые из этапов могут пропускаться).

Данная схема процесса разработки управленческих решения используется и при интуитивном принятии решений, просто разница между постановкой  проблемы и выдачей готового варианта решения составляет считанные секунды. Осознание правильности своего выбора происходит молниеносно. Но это не говорит  о том, что в человеческом сознании не прорабатываются другие возможные  варианты действий, и что выбор  правильного решения осуществляется безосновательно, все это происходит на подсознательном уровне.

3.2. Модели принятия решений

Термин «модель» имеет весьма многочисленные трактовки. Под моделью понимается:

· представление объекта системы  или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности;

· образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных условиях в качестве их «заменителя» или «представителя»;

· устройство, воспроизводящее, имитирующее  что-либо, такой материальный или  мысленно представляемый объект, который  в процесс исследования замещает объект-оригинал так, что непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале;

· образец, служащий эталоном.

Важнейшим качеством модели является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства объекта-оригинала, а только те, которые существенны  для исследования.

В управлении модели используются для  обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так  и объяснение, и предсказание поведения  систем. Модели в управлении могут  быть рассмотрены как консультирующие  средства, задание направления для  выбора наиболее эффективного варианта решения.

Число всевозможных конкретных моделей  также велико, как и число проблем, для разрешения которых они разработаны. Эти модели классифицируются по различным  признакам.

По общему целевому назначению модели делятся на:

· теоретико - аналитические, используемые при изучении общих свойств и закономерностей экономических процессов;

· прикладные, применяемые в решении  конкретных экономических задач  анализа, прогнозирования и управления.

По степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на:

· макроэкономические, отражающие функционирование экономики как единого целого;

· микроэкономические, связанные с такими звеньями экономики, как предприятия, фирмы.

По конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения, выделяются модели:

· балансовые, выражающие требование соответствия наличия ресурсов и  их использования;

· трендовые, отражающие длительную тенденцию (тренд) развития основных показателей  системы;

· оптимизационные, предназначенные  для выбора наилучшего варианта из определенного числа вариантов  производства, распределения и потребления;

· имитационные, предназначенные для  использования в процессе имитации изучаемых систем или процессов.

По учету фактора времени модели подразделяются на:

· статические, в которых, все зависимости отнесены к одному моменту времени;

· динамические, описывающие экономические  системы в развитии.

По учету фактора неопределенности модели распадаются на:

· детерминированные, если в них  результаты на выходе однозначно определяются управляющими воздействиями;

· стохастические (вероятностные), если при задании на входе модели определенной совокупности значений на ее выходе могут  получаться различные результаты в  зависимости от действия случайного фактора.

По характеристике математических объектов, включенных в модель, или  по типу математического аппарата, используемого в модели, могут  быть введены матричныемодели, модели линейного и нелинейного программирования, корреляционно-регрессионные модели, модели теории массового обслуживания, модели сетевого планирования и управления, модели теории игр и т. д.

По типу подхода к изучаемым  социально-экономическим системам выделяют модели:

· дескриптивные, предназначенные  для описания и объяснения фактически наблюдаемых явлений или для прогноза этих явлений;

· нормативные, описывающие устройство и действие экономической системы  при определенных заданных критериях.

Таким образом, в ситуациях исключительной сложности использование моделей  и методов разработки управленческих решений способствует формированию объективных и обоснованных решений  со стороны руководства, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования организации.

 

 

Глава 4.

 

 4.1 Качество управленческих решений

Качество управленческого  решения - интегрированный показатель, включающий качество продукции, технологии, экономики, организации производства, профессионализма и культуры управленческих решений.

Достижение необходимого качества продукции связано с постоянным процессом по ее совершенствованию, который называется управлением качеством.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Качество иногда интерпретируется как «пригодность к действию». Его оценивают по функциональной пригодности, эксплуатационным характеристикам, степени безопасности и надежности и т. д.

Информация о работе Решение и его роль в деятельности менеджера