Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является процесс коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”.
Целью данной работы является определение путей совершенствования системы коммуникаций в управлении персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь” на основе теоретических знаний и анализа управления персоналом на ТКУП “Универмаг Беларусь”. Соответственно основными задачами работы являются:
- изучение теоретических основ коммуникаций, их классификация и роль в управлении персоналом;
- анализ управления персоналом эффективности коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”;
- опредление вида коммуникаций на предприятии, их анализ;
- определение путей совершенствования коммуникаций на ТКУП “Универмаг Беларусь”.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…..............4
1.1. Понятие, значение и классификация коммуникаций……………………………………………………………………4
1.2 Развитие коммуникаций в системе управления персоналом……………………………………………………………...…..……8
1.3 Эффективность коммуникаций в управлении………………………………………………………..….……….….8
2. ТКУП “УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ”: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ...11
2.1 Краткая характеристика ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………………..…….11
2.2 Основные показатели экономической деятельности ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг……………………………………………………….13
2.3 Структура управления предприятия……………………………………19
2.4 Анализ коммуникационных процессов на предприятии ТКУП “Универмаг Беларусь”…………………………………………………………21
3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………….…23
3.1 Мероприятия по совершенствованию работы персоналом………………………………………………………………...……..23
3.2 Предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование системы коммуникаций в управлении ………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 78.90 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.1 видно, что наблюдается увеличение прироста объема товарооборота в 2011 году по сравнению с 2010 годом по универмагу - на 14,0 %, продовольственной секции - на 19,9 %, магазину “Промтовары” (ул. Селицкого) - на 24,9 %, магазину “Продтовары” - на 15,9 %, общепиту - на 25,5 %. Товарооборачиваемость в 2010 году по сравнению с 2009 годом замедлилась на 1 день и составила 62 дня, в 2011 году по сравнению с 2010 годом ускорилась на 10 дней и составила 52 дня, что значительно повлияло на результативность предприятия, ускорению оборачиваемости оборотных средств и приросту объема реализации. Получено валовых доходов от реализации товаров в 2010 году на сумму 19647,8 млн. р. или на 14,6 % больше, чем в 2009 году, в 2011 году на сумму 26223,2 млн. р. или на 33,5 % больше чем в 2010 году. Уровень валовых доходов от реализации товаров снизился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,04 % к обороту за счет увеличения реализации продовольственных товаров с более низкой торговой скидкой, в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 0,01 % к обороту. Издержки обращения составили в 2010 году 16792,0 млн. р. или 18,75 % к обороту, в 2011 году 22253,0 млн. р. или 18,63 % к обороту. За два года имеется тенденция снижения уровня издержек обращения на 0,20 % к обороту (18,63 % - 18,83 %) при росте товарооборота на 154,6 % в 2011 году к 2009 году, что объясняется рациональным использованием ресурсов предприятия: материальных, трудовых и финансовых.

Анализируя  изменения расходов на реализацию, можно сделать вывод, что наблюдается  тенденция роста таких статей расходов как транспортные расходы, расходы на оплату труда, расходы  на аренду основных средств, расходы  на ремонт, расходы на санитарную одежду, расходы на хранение, подработку и  подсортировку товаров, потери товаров  в пределах нормы, налоги, отчисления и сборы, прочие нормируемые расходы, расходы по обеспечению условий  труда, расходы по управлению и функционированию, прочие расходы. По таким статьям  как расходы на рекламу и проценты за кредит наблюдается снижение темпа  роста, Так за счет статьи расходы  за кредит предприятие снизило расходы в 2011 году на 333,4 млн. р. (41,5 - 374,9). Это повлияло на рост прибыли от реализации.

Получено  прибыли от реализации в сумме в 2010 году 2367,2 млн. р. или 2,64 % к обороту, в 2011 году 3619,7 млн. р. или 3,03 % к обороту. Рост прибыли от реализации составил в 2010 году по сравнению с 2009 годом 115,9 %, уровня рентабельности на 0,02 % к обороту, в 2011 году по сравнению с 2010 годом - 152,9% , уровня рентабельности на 0.39 % к обороту. Указанные показатели характеризуют повышение эффективности работы предприятия.

Прибыль за два года выросла на 186,3 % или  на 795.2 млн. р. (1716.8- 921,6) в 2011 году к 2009 году.

Анализ  показателей по труду и заработной плате является составной частью анализа экономической деятельности предприятия.

Оплата  труда в ТКУП “Универмаг Беларусь”  регулируется коллективным договором, Положением об оплате труда работников предприятия и премировании. На предприятии  применяется повременно-премиальная  система оплаты труда. Оплату труда  производят в пределах средств зарабатываемых в трудовых коллективах. Рабочее время является исходным моментом при определении величины оплаты труда каждого работника.

Все виды выплат входящие в фонд заработной платы и включаемые в издержки обращения относят к основной или же дополнительной заработной плате.

В состав основной заработной платы включаются:

- оплата, начисленная за выполненную работу  и отработанное на предприятии  время;

- надбавки  и доплаты к тарифным ставкам  и окладам за профессиональное  мастерство, высокие достижения  в труде, за работу в ночное  и сверхурочное время, расширение  зон обслуживания, за работу тяжелых,  вредных, и т.п.;

- премии  работникам за производственные  результаты по системам премирования  предусмотрены коллективным договором.

Оплата  труда работников производится на основе тарифных ставок, для различных категорий  работников на предприятии установлена  своя ставка первого разряда, с учетом их квалификации и профессионального  мастерства. Тарифная ставка— это размер денежной выплаты в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормытруда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей. Отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам (должностям) осуществляется с помощью единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, не входящих в ЕТКС, и Квалификационного справочника должностей, руководителей, специалистов и служащих. Тарифные ставки продавцам устанавливают с учетом присвоенной им категории.

Руководство ТКУП “Универмаг Беларусь” периодически повышает ставки первого разряда  работникам предприятия, увязывая ее с  ростом товарооборота.

Одним из главных этапов анализа является изучение фонда заработной платы в разрезе источников его формирования, средней заработной платы уровня расходов на оплату труда (табл. 2.2).

 

 

Таблица 2.2 - Анализ показателей по труду и заработной плате ТКУП “Универмаг Беларусь” за 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Темп роста

в %

2011 г.

Темп роста в %

1.Товарооборот, млн..р.

92132,3

106757,6

115,9

142451,7

133,4

2.ФЗП,  всего, млн. р.

7973,5

9603,0

120,4

13362,5

139,1

в % к обороту

8,65

9,00

 

9,38

 

2.1. Расходы на зарплату в ИО, в  млн. р.

7102,5

8633,7

121,6

11939,1

138,3

в % к обороту

9,10

9,64

 

10,00

 

уд. вес в ФЗП, %

89,1

89,9

 

89,3

 

2.2.Выплаты  за счёт прибыли, всего, млн.  руб.

871,0

969,3

111,3

1423,4

146,8

уд. вес в ФЗП, %

10,9

10,1

 

10,7

 

3.Среднесписочная  численность работников, чел.

1075

1072

99,7

1108

103,4

4.Среднемесячная  заработная плата, тыс. руб.

618,1

746,5

120,8

1005,0

134,6

5. Среднемесячная заработная плата  на 1 продавца, тыс. руб.

563,9

683,8

121,3

927,0

135,6

6. Товарооборот на 1 работника, млн.  р.

7142,0

8299,0

116,2

10714,0

29,1

7. Товарооборот на 1 продавца, млн.  р.

14736,0

17208,0

116,8

21902,0

127,3


 

Как видно  из таблицы 2.2, основным источником формирования фонда заработной платы являются средства на оплату труда, включаемые в издержки обращения и составляют около 90 % и 10 % за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

. В универмаге  работает 1215 чел (по штатному расписанию). Это огромный трудовой потенциал,  имеющий творческий интерес к  работе и заинтересованный в  стимулировании его труда.

Среднесписочная численность в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшалась на 3 чел. или на 0,3 %, в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 36 чел. или на 3,4 %. Рост численности произошел за счет магазина “Промтовары” по ул. Московская (по штатному расписанию 79 чел.).

За 2011 года поставка непродовольственных товаров составила в отпускных ценах 73037,9 млн. руб., рост в действующих ценах составил 14,2 % по сравнению с 2010 г (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3 - Поступление товаров по источникам, млн. р.

Источники поступления

Поставка

непродовольственных товаров

Удельный  вес поставки, %

2009г.

2010г.

%

роста

2010г.

2011г.

Откл.

+,-

От  промышленных предприятий РБ

38953,3

44494,4

114,2

53,3

44,9

- 9,3

От  других производителей РБ

8652,8

19660,6

227,2

11,8

19,8

+8,0

От  оптовых баз

1497,0

1980,9

132,3

2,0

2,0

-

В т.ч. производства РБ

1461,6

1940, 4

132,8

2,0

2,0

 

От  посредников (товары РБ)

2509,7

3500,1

139,5

3,4

3,5

+0,1

От  коммерческих структур (импорт)

21074,1

29250,1

138,8

29,0

29,5

+0,5

Конфискат

158,5

-

-

0,2

-

- 0,2

По  прямым контрактам с предприятиями (фирмами) стран ближнего и дальнего зарубежья

192,5

263,9

137,1

0,3

0,3

-

ВСЕГО

73037,9

99150,0

135,8

100

100

-


 

За 2011 год объем поставок непродовольственных товаров от промышленных предприятий Республики Беларусь составил по удельному весу 44,9 %, обеспечена поставка промышленных товаров по прямым договорам в сумме 44494,4 млн.р., рост поставки в действующих ценах составил 5541,1 млн.р. или 14,2% по сравнению с 2010 годом.

Прирост результативных показателей обеспечен за счет следующих направлений:

- прироста  торговой площади на 1113 м2 или  15,7 %.;

- замены  торгового оборудования и расширение  ассортимента в продовольственной  секции, среднедневная реализация  увеличилась с 50 млн. руб. до 65 млн. руб. или на 30 %;

- расширения  торговой площади по реализации  обуви в магазине “Промтовары” (ул. Селицкого) на 47 м2 за счет  уменьшения складской площади,  что увеличило в среднем дневной  оборот на 5 млн. руб.;

- расширения  производства кондитерской продукции  после ремонта кондитерского  цеха;

- работы  по насыщению и расширению  ассортимента непродовольственных  товаров.

Основным направлением развития универмага является инвестиционная направленность, позволяющая конкурировать с  ведущими универмагами города Минска и республики. Рост инвестиций в  основной капитал за два года составляет 125,4 %.

2.3 Структура управления предприятия

Характер разделения труда внутри организации и координация взаимодействия в направлении общих целей  отражается в организационной структуре  предприятия. Организационная структура  характеризует внутреннее строение организации и представляет собой  совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функциями.

Наибольшее  распространение в торговле получила линейно-функциональная структура  управления. В линейно-функциональной структуре управления линейные связи  обеспечивают единство целей, а функциональные - специализацию управленческой деятельности, что позволяет решать сложные  многоцелевые задачи.

Для принятия и реализации управленческих решений  в ТКУП “Универмаг Беларусь” создана  линейно-функциональная структура  управления, состав которой следующий:

- административно-управленческий  персонал;

- специалисты  и служащие;

- торгово-оперативный  персонал;

- вспомогательный  персонал.

Организационная структура предприятия разработана  с учетом численного и квалифицированного состава работников, а также характера  выполняемых работ. В положениях о структурных подразделениях закреплены основные функции, задачи, права и  ответственность и другие.

При такой  структуре управления всю полноту  власти берёт на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при  разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры  является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации. Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.

Информация о работе Роль коммуникаций в управлении персоналом (на примере ТКУП “Универмаг Беларусь”)