Роль этики в деловых отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является этики в деловых отношениях, объектом коммуникации менеджмента.
Целью работы является рассмотрение этнических проблем в деловых отношениях. Для этого реализуются следующие задачи:
- Представить основные концепции этики деловых отношений.
- Определить специфику этики деловых отношениях.
- Обосновать основные проблемы этики деловых отношений.
- Определить значение этичного поведения в деловых отношениях.

Содержание

Введение 3
1.ЭТИКА
1.1. Определение этики 5
1.2. Различии морали и этики 6
1.3. Виды этики 7
1.4.Основные концепции этики 9
2. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Определение этики деловых отношений 12
2.2 Основные принципы этики деловых отношений 13
2.3 Основные проблемы становления этики
деловых отношений в России 15
2.4. Макро- и Микроэтика делового общения 16
2.5. Принципы деловых отношений в России 17
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Роль менеджеров в организации 18
3.2. Корпоративная этика и принятие решений 19
3.3. Проблема служебных разоблачений 22
3.4. Проблемы работающих женщин 23
3.5. Этика выгодных связей 25
3.6. Решение этических проблем 27
4. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
4.1. Макроперспектива 28
4.2. Последствия неэтичного поведения в макроперспективе 29
4.3. Микроперспектива: этика и доверие 32
Заключение 35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 80.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ФИЛОЛОГИИ, МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Курсовая  работа

Тема: Роль этики в деловых отношениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

2 курса, 207 группы,

Очная форма обучения.

Научный руководитель:

Содержание

Введение                                                                                                                          3

1.ЭТИКА

   1.1. Определение этики                                                                                             5

   1.2. Различии морали и этики                                                                                   6

   1.3. Виды этики                                                                                                             7

   1.4.Основные концепции этики                                                                                9

2. СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

   2.1. Определение этики деловых  отношений                                                     12

   2.2  Основные принципы  этики деловых отношений                                       13

   2.3  Основные проблемы  становления этики 

            деловых отношений в России                                                                          15

   2.4. Макро- и Микроэтика делового общения                                                     16                                               

   2.5.  Принципы деловых  отношений в России                                                     17

3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

   3.1. Роль менеджеров в организации                                                                     18

   3.2. Корпоративная этика  и принятие решений                                                    19

   3.3. Проблема служебных разоблачений                                                               22

   3.4. Проблемы работающих  женщин                                                                      23

   3.5. Этика выгодных связей                                                                                       25

  3.6. Решение этических проблем                                                                              27

4. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧНОГО  ПОВЕДЕНИЯ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

   4.1. Макроперспектива                                                                                                28

   4.2. Последствия неэтичного  поведения в макроперспективе                         29

   4.3. Микроперспектива: этика и доверие                                                               32

Заключение                                                                                                                       35

Список литературы                                                                                                         39

 

Введение

Выбранная мною тема актуальна тем, что этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели уделяют все большее  внимание вопросам этики деловых  и личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль»  включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики  деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет  ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

При написании данной курсовой работы, мною были использованы следующие источники: учебник Гусейнова А.А., Гардарики «Этика». Своеобразие нового учебника заключается в его не доктринальном характере. Он систематизирует этические знания в их объективном общезначимом содержании. Преимущественный акцент сделан не на сопоставлении и внутренних спорах различных направлений, а на самих моральных понятиях, проблемах, идеях, коллизиях. При этом авторы опирались на историю европейской этики, нравственной культуры, современные дискуссии по вопросам морали. Предназначен для студентов всех гуманитарных специальностей, аспирантов. Может быть интересен также для представителей других наук, которые желают получить обобщенное представление о современном состоянии этики, также мною была использованы лекции по этике общения Широковой И.Г. книга создана на основе конспектов лекций студентов вузов г. Москвы. В книге материал изложен предельно сжато, нуждается в систематизировании и конкретизации. Знания, приобретенные в процессе изучения этой книге очень малы. Внимание сосредоточено на кратких понятиях, и признаках этике общения; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возникающие при чтении вопросы очень сложно, что затрудняет процесс восприятия прочитанного материала.  Мною использовалась и другая литература..

Предметом исследования является этики в деловых отношениях, объектом коммуникации менеджмента.

Целью работы является рассмотрение этнических проблем в деловых отношениях. Для этого реализуются следующие задачи:

- Представить основные концепции  этики деловых отношений.

- Определить специфику этики деловых отношениях.

- Обосновать основные проблемы  этики деловых отношений.

- Определить значение этичного  поведения в деловых отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этика

    1. Определение этики

Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятельность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Деловые люди должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах дела нужно поступать морально, тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения. По определению Де Джорджа Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения». Нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки людей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков. Этику можно определить, по словам Де Джорджа, как «систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы

– установить правила, которые должны управлять поведением людей,

– выработать ценности, которых стоит придерживаться,

– а также чтобы воспитать  такие черты характера людей, какие им полезно в

себе развить» (разбивка на пункты авторская).

Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом.

    1. Отличие морали от этики

Мораль – это убеждения о  добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Этика – это система универсальных  и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности. Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы.

1.3.  Виды этики

Когда человек воспринимает этику сквозь призму божественного откровения, например через посредство Библии или религиозных учений, речь идет о теологической или религиозной этике. Этика, использующая аргументы, базирующиеся на рациональных принципах в их приложении к нерелигиозному опыту людей, – это философская этика, которая пытается установить, каких правил и ценностей должно придерживаться. По этой цели ее можно отличить от антропологии, психологии и социологии, которые обычно изображают то, как люди себя ведут, но они обычно не предписывают, как они должны себя вести. Этика занимается человеческим поведением, которое здесь означает человеческую деятельность, осуществляемую сознательно и в большей степени добровольно. Она не занимается автоматической реакцией людей на внешние влияния или, например, действиями во сне или под гипнозом. Некоторые формы поведения могут быть общепринятыми, но оставаться нравственно порочными. Точно так же, как что-либо может быть предписано законом, но все же быть нравственно порочным. Общая этика (в отличие от специальной) содержит три элемента, три стадии исследования этики: описательная этика, нормативная этика и метаэтика. Описательная этика охватывает изучение и описание нравственности народа, культуры или общества. Сопоставляет и различает разные моральные системы, кодексы, виды практической деятельности, принципы и ценности. Дает базисный материал, который нормативная этика призвана объяснять, и дает также критерий осмысленной морали народа или общества, с которым нормативная теория должна более или менее считаться. Нормативная этика строится на всех тех положениях, какие выдвигает описательная этика, и пытается представить и обосновать гармоничную систему нравственности. Обычно нормативная этика стремится выявить, развить, обосновать базисный моральный принцип (или принципы) или базисные моральные ценности нравственной системы, действующей в определенном обществе и еще шире и идеальнее – в человеческом обществе в целом. Задача нормативной этики тройственная: 1) связать в единое целое различные нормы, правила и ценности нравственной системы общества. Она стремится придать им возможно большую последовательность и гармоничность и даже выстроить иерархию нравственных норм; 2) пытается выявить основополагающие принципы, из которых можно вывести специфические нормы морали; 3) используя множество методов, стремится обосновать базисный принцип нравственности. Метаэтика (аналитическая этика) – изучение нормативной этики: 1) метаэтика имеет дело со значением моральных терминов; 2) исследует логику нравственного мышления. Овладение теорией этики дает в руки необходимые рычаги для разумного ведения личного и общественного анализа нравственных проблем. Специальная этика применяет принципы общей этики 1) для решения конкретных проблем и 2) для исследования принципов морали в специализированных сферах человеческой деятельности. Первое направление специальной этики называется казуистикой. Казуистика – это искусство разрешения трудных нравственных проблем, случаев или дилемм путем вдумчивого применения моральных принципов. Может выродиться в технику наблюдения за тем, насколько близко человек способен подойти к грани, отделяющей нравственный поступок от безнравственного поступка. Второе направление специальной этики охватывает применение принципов общей этики в специализированных сферах. Сюда входят деловая этика, этика деловых отношений, медицинская этика, техническая этика, профессиональная этика, этика людей свободных профессий и т.д.

1.4.  Основные концепции этики

Этический релятивизм. Человек отвергает  универсальную характеристику нравственности, так как нам свойственно ошибаться в нравственных суждениях. В плюралистическом обществе нормы конвенциональной морали нечеткие. Люди с такой позицией отказываются судить других, они также отказываются оценивать и собственные действия. Не умея обосновать правильность или неправильность действий, они часто занимают такую позицию: «не существует объективной морали» или «мораль – дело чисто субъективное». Такая позиция смешивает субъективную вину и осуждение с объективной виной и осуждением; из нее следует, что все, что любой человек считает нравственным, тем самым и является таковым. Описательный релятивизм. Является фактом то, что некое действие считается моральным в одном обществе в одну историческую эпоху и аморальным в другую историческую эпоху или в другом обществе. Является также фактом то, что люди внутри одного общества в данную историческую эпоху расходятся в своих нравственных позициях. Поэтому мы не в состоянии делать никаких иных заключений относительно культуры или общества, кроме того вывода, что отличия действительно существуют. Культурный релятивизм является описательным, его следует отличать от нормативного этического релятивизма. Нормативный этический релятивизм. Нормативный этический релятивизм утверждает, что, когда любые две культуры или любые два народа придерживаются разных нравственных взглядов на какое-либо действие, обе или оба могут быть правы. Высказывание подразумевает, что ни одно из указанных двух противоположных нравственных суждений не является правильным и не является неправильным, поскольку моральные принципы не являются правильными или неправильными – они просто представляют собой констатацию мнений или ощущений. Моральный абсолютизм. Поборник морального абсолютизма считает, что существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и для всех стран. Крайние абсолютисты настаивают на том, что все нравственные нормы повсюду и во все времена одинаковы. Другие полагают, что большинство общих принципов морали абсолютны, но что, будучи применены в разных обстоятельствах, некоторые нормы морали более низкого уровня могут претерпевать изменения. Моральный плюрализм. Плюрализм – терпимость к наличию других мнений.

• Допускается очень широкая  гамма нравственных действий;

• Идея плюралистической морали –  единая для всех в мире,

обеспечивающая рамки, в пределах которых можно действовать. Выделяются 4 уровня нравственного плюрализма:

1. Радикальный моральный плюрализм характеризует то состояние общества, при котором люди придерживаются взаимно непримиримых взглядов на мораль, на то, что означает добро и зло, какие поступки правильны, а какие нет. На базисном уровне должно быть согласие по некоторым вопросам: жизнь надо прожить и др. Иначе люди будут не способны образовать общество. 2. Плюрализм моральных принципов характеризует состояние, когда люди придерживаются разных взглядов на мораль. Он совместим с общественным согласием относительно нравственности многих основных видов практической деятельности. Однако согласие не обязательно предполагает согласие по нравственным принципам, которыми люди пользуются для оценки практических действий.

Информация о работе Роль этики в деловых отношениях