Системы управления торговым предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение системы управления на основе показателей анализа и оценки эффективности системы управления торговым предприятием, на примере фирмы ООО «Зодчие».
К задачам курсовой работы относятся: Изучение теоретических основ системы управления торговым предприятием;
Анализ и оценка эффективности существующей системы управления на предприятии ООО «Зодчие»;
Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления ООО «Зодчие».

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Теоретические основы системы управления торговым предприятием...6
Торговая организация как объект управления………….............…6
Система управления организацией (торговым предприятием)....12
Методы исследования системы управления организацией (торговым предприятием)………………………………………………...….….17
Анализ и оценка эффективности существующей системы управления на примере ООО «Зодчие»………..………………………………………….…27
Организационно-экономическая характеристика ООО «Зодчие»……………………………………………………………………….…27
Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Зодчие»………………………………………………………………….……....38
Анализ и оценка эффективности существующей системы управления……………………………………….……………………………....45
Рекомендации по повышению эффективности системы управления ООО «Зодчие»………………………………………………………………..….49
Программный подход к совершенствованию системы управления…………………………………………………………………....….49
Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием и его социальная эффективность…………..…….52
Оценка рисков предложенных мероприятий…………………….59
Заключение……………………………………………………….……….……..63
Библиографический список…………………………………………….………65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа менеджмент (1).docx

— 373.27 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………….…………..3

  1. Теоретические основы системы управления торговым предприятием...6
    1. Торговая организация как объект управления………….............…6
    2. Система управления организацией (торговым предприятием)....12
    3. Методы исследования системы управления организацией (торговым предприятием)………………………………………………...….….17
  2. Анализ и оценка эффективности существующей системы управления на примере ООО «Зодчие»………..………………………………………….…27
    1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Зодчие»……………………………………………………………………….…27
    2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Зодчие»………………………………………………………………….……....38
    3. Анализ и оценка эффективности существующей системы управления……………………………………….……………………………....45
  3. Рекомендации по повышению эффективности системы управления ООО «Зодчие»………………………………………………………………..….49
    1. Программный подход к совершенствованию системы управления…………………………………………………………………....….49
    2. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления предприятием и его социальная эффективность…………..…….52
    3. Оценка рисков предложенных мероприятий…………………….59

Заключение……………………………………………………….……….……..63

Библиографический список…………………………………………….………65

Приложения

 

 

 

 

Введение

    С переходом  к рыночной экономике  происходят  принципиальные изменения  в  системе управления предприятиями.  Они вызваны, прежде всего,  уменьшением  удельного веса  и роли государственной  формы  собственности с присущими   ей управленческими связями преимущественно   «по вертикали» и административно-командными  методами управления. Соответственно  возрастает роль коммерческих  структур, взаимосвязи между которыми  строятся главным образом «по  горизонтали», на договорных основах.  Следствием таких  изменений  становятся новые подходы   к организации и качеству управления  предприятиями, а также к управленческим  кадрам.

    Глобализация  экономики - важный фактор перемен,  ожидаемых  в управлении предприятием. Ее главным  элементом будут  люди, способные  решать проблемы  сочетания интересов  собственной  страны и других государств, партнерства  между бизнесом и  государственными  органами разных стран, конкуренции  и сотрудничества в  глобальном  масштабе, этики и социальной  ответственности бизнеса, интеграции  культур народов, усиления роли  человека как самого ценного  из всех ресурсов, которыми располагает  общество.

    В настоящее  время актуальным является рассмотрение  вопросов совершенствования эффективности системы управления предприятием и методологических подходов к его оценке. Путь к повышению конкурентоспособности продукции лежит через совершенствование работы предприятия, в связи с этим необходимо рассмотреть основные пути улучшения работы предприятия, основанные на использовании мирового опыта.

    Важное  значение в механизме управления занимает эффективность действующей организационной структуры управления. При анализе и проектировании организаций следует рассматривать отношения их элементов, структуру, а также механизм взаимодействия этих элементов в рамках определенных целей и заданной структуры организации. Организационная структура и организационный механизм во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Наконец, эффективное управление современным  предприятием невозможно без использования  тех возможностей, которые предоставляют,  сегодня, руководителю современные  информационные технологии и интегрированные  системы  управления основными процессами деятельности современного предприятия.

Вполне обоснованно фундаментом  эффективного менеджмента и успешного  развития бизнеса многие менеджеры  считают организационную структуру  фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная  структура сложилась стихийно, а  система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались  чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что  приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных  форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей  организаций; постоянный набор органов  вместо изменения их состава и  комбинации в разных условиях.

Объектом исследования выступает  торговое предприятие ООО «Зодчие».

Целью данной курсовой работы является изучение системы управления на основе показателей анализа и оценки эффективности системы управления торговым предприятием, на примере фирмы ООО «Зодчие».

К задачам курсовой работы относятся:

  • Изучение теоретических основ системы управления торговым предприятием;
  • Анализ и оценка эффективности существующей системы управления на предприятии ООО «Зодчие»;
  • Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления ООО «Зодчие».

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  библиографического списка. Общий объем  работы – 64 стр. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Библиографический список включает 11 источников.  

  1. Теоретические основы системы управления торговым предприятием.
    1. Организация (торговое предприятие) как объект управления

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно  координируют для достижения целей.

ОРГАНИЗАЦИЯ — (франц. organisation от лат. organizo — придаю стройный вид) —

1) строение, устройство системы; 

2) составляющая процесса  управления, суть которой — координация  действий отдельных элементов  системы, достижение взаимного  соответствия функционирования  ее частей;

3) форма объединения людей  для их совместной деятельности  в рамках определенной структуры;  система, призванная выполнять  заданные функции, решать определенный  круг задач, например, предприятие,  компания, школа, институт, банк, правительственное  учреждение;

4) совокупность лиц, выступающих  в качестве единого субъекта  деятельности определенного вида, выполняющих определенную общую  функцию, обладающих вытекающими  из этого правами и несущих  ответственность. [1]

В данной работе для анализа  будет использована деятельность предприятия  розничной торговли. Для полного  представления рассмотрим понятие  и основные функции предприятий  торговли.

Розничные торговые предприятия - это сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющая реализацию товаров и оказывающая в связи с этим услуги конечным покупателям (потребителям).

Задачами розничного торгового  предприятия являются:

- изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательную способность;

- определение ассортиментной политики;

- формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;

- обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Функции предприятий розничной  торговли можно условно разделить  на две группы.

Первая группа включает функции, выполняемые розничными организациями  по отношению к поставщикам (предприятиям оптовой торговли). Среди этих функций  можно выделить следующие:

- предоставление информации о рынке (о структуре и динамике спроса, потребностях потребителей и т.д.);

- обеспечение оптовикам сбыта их товара;

- осуществление закупок товаров в объемах, удобных для оптовика;

- осуществление мер по стимулированию сбыта и рекламе товаров;

- принятие риска в связи с возможным хищением, порчей или устареванием товара;

- маркировка товара;

- транспортировка товара;

- финансирование (в частности, покупка на условиях предоплаты).

Вторая группа включает функции  по отношению к покупателям - частным  лицам и домохозяйствам:

- демонстрацию товара, предоставление информации, помощь в выборе товара, консультирование по эксплуатации;

- разбивку крупных и средних партий товара на единичные экземпляры;

- формирование товарного ассортимента;

- складирование, хранение, упаковку товара;

- доставку крупногабаритных товаров;

- кредитование (продажу в кредит);

- создание комфортных условий для осуществления покупки и оказание дополнительных услуг.

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий  субъект с правом юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды товаров.

К основным особенностям торгового  предприятия как объекта управления можно отнести следующие:

1) экономическая структура,  в которой основными элементами выступают ресурсы и технологии;

2) характер и содержание  труда в торговле;

3) торговые предприятия  в большей степени формируют  малый бизнес;

4) торговый бизнес находится  в условиях неопределенности, что связано с рисками;

5) торговые предприятия  входят в группу предприятий,  которые не имеют нужного инновационного потенциала. [2]

Целесообразно рассматривать  три основные модели торгового предприятия как объекта управления:

1) взаимодействие внешней и внутренней среды: с позиций системного подхода организацию, возможно, рассмотреть как открытую систему, характерные черты которой обусловлены взаимодействием ее элементов (внутренняя среда) и неразрывно связаны с внешним окружением прямого и косвенного воздействия (рис. 1).

Рис. 1 Факторы и переменные внешней и внутренней среды торговой организации

2) матричные модели функций  управления (табл. 1), в которых на пересечении полей формируются управленческие решения (УР);

Матрица функционального  управления для предприятий торговли

Таблица 1

Функции управления

Экономическая структура фирмы

Основные фонды

Оборотные средства

Трудовые ресурсы

Финансовые ресурсы

Закупка товаров

Реализация

Планирование

УР

УР

УР

УР

УР

УР

Организация

УР

УР

УР

УР

УР

УР

Мотивация

УР

УР

УР

УР

УР

УР

Контроль

УР

УР

УР

УР

УР

УР


 

3) модель «7С» (рис. 2)., предложенная в 1982 году Томом Питерсом и Робертом Уотерманом в книге «В поисках совершенства».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы дают следующую  расшифровку схемы 7-С.

  • Структура. Организационная схема, описание работ и т. п.; линии субординации: кто кому подчинен, как распределяются и интегрируются задачи.
  • Системы. Формальные и неформальные процедуры и потоки в организации; как распределяется повседневная работа. Все эти обслуживающие системы поставляют производственным. Система учета, контроля, качества, оценки результатов и т. д.; символика поведения.
  • Стиль. Координата внимания; ощутимые проявления того, что руководители считают важным, особенно в сфере невербальных коммуникаций; как руководители расходуют свое время, какие результаты они вознаграждают, какие средства избирают в кризисных ситуациях.
  • Состав. Люди в организациях, их демографические характеристики, опыт, образование и подготовка; соответствие рабочих мест умениям тех людей, которые их заполняют.
  • Совместные ценности. Чего стоит компания, провозглашает и применяет на практике хорошее и плохое; чем гордится или хотела бы гордиться компания; совместные (разделяемые персоналом) ценности стоят выше, чем поставленные цели, но могут и включать их. Хорошим индикатором служит поведение компании в трудные периоды.
  • Стратегия. Строго говоря, это план распределения ресурсов и достижение успеха в конкуренции. Организация как динамическая система предполагает иметь такую систему менеджмента (механизм управления, структура организации, процесс управления), которая формирует обновленные умения и навыки. Это аналогично понятиям «новые способности», «особая компетенция» или «доказанное преимущество конкуренции». В основе этих процессов будет стратегическое мышление к деятельности, управление изменениями.

Информация о работе Системы управления торговым предприятием