Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель работы заключается в анализе и оценке делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом предприятия и разработке рекомендаций по её совершенствованию.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автором были определены следующие задачи:
раскрыть сущность теоретических основ делопроизводственного обеспечения в системе управления персоналом организации;
дать краткую характеристику деятельности изучаемой организации;
провести анализ системы делопроизводственного обеспечения деятельности предприятия;
разработать рекомендации по совершенствованию делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом и оценить их эффективность.
Введение ……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом …………………….5
1.1 Роль и сущность делопроизводственного обеспечения в системе управления персоналом ……………………………...5
1.2 Унифицированные системы документации подсистемы управления персоналом ……………………………………….8
1.3 Основные требования к организации кадровых служб и оценка эффективности кадрового делопроизводства …..11
2 Анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ООО «ВИТА» …………………………14
2.1 Общие сведения о предприятии ……………... 14
2.2 Краткий анализ системы управления и хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………….15
2.3 Анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом ………………………………………...18
3 Совершенствование делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ООО «ВИТА» …..………24
3.1 Рекомендации по совершенствованию делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом организации ……………24
3.2 Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций ……………….26
Заключение …………………………………………………………………………30
Список литературы ………………………………………….31
Приложение…………………………………………………………………………32
В системе организационно-
Каждое подразделение службы управления персоналом разрабатывает, оформляет и исполняет ту документацию, которая соответствует его функциональному назначению.
Так, отдел кадров в обязательном порядке ведет следующие кадровые документы: личные дела работников организации, включающие личный листок, анкету, автобиографию, копии документов об образовании, рекомендации и т.п.; личные карточки; трудовые книжки, пенсионные дела, трудовые договоры и т.д.
Порядок работы с этими документами регламентирован, как правило, отраслевыми и ведомственными нормативно-методическими материалами.
В подразделениях управления персоналом составляется и исполняется ряд документов в соответствии с вышеприведенной классификацией. К относятся: проекты приказов по кадровым вопросам (о приеме на работу и увольнении, переводе, перемещении, о награждении и т.д.), план (отчет) по подготовке и повышению квалификации персонала, справки о состоянии трудовой дисциплины, данные по текучести кадров, график отпусков, предложения по формированию резерва кадров на выдвижение, план по численности работников с распределением по подразделениям и категориям, штатное расписание, табели учета рабочего времени работников, заявки на требуемое количество специалистов и рабочих, трудовые договоры (контракты), графики прохождения аттестации сотрудников, направления для трудоустройства специалистов и рабочих и т. д [4].
Большая часть документации носит внутренний для организации характер. Порядок работы с ней регулируется внутренними правилами и положениями.
Шинкоренко О.Н. выделил основные вопросы проверки системы управления персоналом при проведении сертификации на соответствие требованиям стандартов серии ISO 9000:2000 [11]. Среди основных вопросов проверки есть и раздел, который помогает выявить наличие документов, определяющих основные направления деятельности по управлению персоналом. Перечень таких документов приведен в приложении А.
1.3 Основные требования
к организации кадровых служб
и оценка эффективности
Усложнение современного производства, перестройка управления экономикой вызвали значительное увеличение количества информации в сфере кадрового менеджмента. Объем служебных документов ежегодно увеличивается. Внедрение машинной обработки документов в ряде кадровых служб крупных предприятий и объединений не сократило численности персонала, а наоборот, привело к увеличению количества работников, связанных с делопроизводством. Но поскольку простое увеличение численности управленческого персонала не дает положительного эффекта, нужны значительные усилия для решения организационных задач делопроизводства кадровых служб.
От правильной организации и наиболее полной автоматизации процессов обработки документов зависит эффективность всего процесса управления персоналом. Большую часть времени занимает документационное обслуживание: предварительное рассмотрение, учет, хранение, контроль за исполнением документов, различных поручений и т. д.
По мнению Г. Щекина, организация делопроизводства кадровых служб, которые занимают важное место в системе делопроизводственного обеспечения управления персоналом, предусматривает решение ряда вопросов:
во-первых, четкого организационного построения работы отделов кадров и выбора наиболее рациональной формы организации работы с документами;
во-вторых, правильного
разграничения функций между
отдельными исполнителями и подразделениям
в-третьих, правильного нормирования труда работников кадровых служб;
в-четвертых, постоянного повышения квалификации и культуры работы персонала кадровых служб.
в-пятых, рациональной организации рабочих мест и обеспечения благоприятных условий труда [12, C. 235-236].
Рабочие места сотрудников кадровой службы должны оснащаться в соответствии с должностными категориями и инструкциями. При планировке и оборудовании рабочих мест сотрудников отдела кадров специалисты рекомендуют учитывать следующие требования:
А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-заде и Т.А. Родкина выделили ряд показателей, с помощью которых можно оценивать эффективность деятельности подразделений управления персоналом по делопроизводственному обеспечению [5]:
1 Уровень организации делопроизводства, который находится по формуле 1:
Код = (К1 + К2 + К3) / 3, |
(1.1) |
где Код – уровень организации делопроизводства;
К1 – уровень оперативности работы с документами и другими источниками информации;
К2 – уровень оперативности размножения документов;
К3 – уровень оперативности работы с письмами.
2. Коэффициент уровня разработанности Положений (инструкций и т.д.) в системе управления персоналом, который определяется по формуле:
КУР = N1/N2. (1.2)
где N1 – количество Положений. которые разработаны;
N2 – необходимое количество Положений (инструкций).
3. Степень унификации документов
КУНИФ = (ДУНИФ/Д)×100%, (1.3)
где Д – количество документов в системе управления персоналом;
ДУНИФ – количество унифицированных документов в системе управления персоналом.
Проведенное исследование
теоретических основ
Важным для достижения поставленной цели курсовой работы явилось то, что в теоретическом разделе были установлены унифицированные системы документации, которые внедрены и ведутся в подсистеме управления персоналом; установлено основное подразделение ответственное за кадровое делопроизводство (отдел кадров); определены требования к организации делопроизводственных подразделений в системе управления персоналом и установлены показатели эффективности делопроизводства.
Все это дает
основу для решения
2 Анализ делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом в ОАО «Виктория»
2.1 Общие сведения о предприятии
Биробиджанская чулочно-
Предприятие расположено в черте города по адресу: Пионерская, д. 62.
Что касается производственной специфики ОАО «Виктория», то основными видами деятельности общества является: производство чулочно-носочных и трикотажных изделий, оптовая торговля, розничная торговля, сбор вторичных ресурсов, в том числе цветных и черных металлов и их реализация, организация складского и терминального хозяйств, организация общественного питания и иные виды деятельности, не запрещенные федеральным законом.
Целью деятельности общества является получение прибыли.
Со второго полугодия 2003 года для повышения эффективности производственной деятельности начался процесс создания зависимых организаций, которые по договорам подряда на территории предприятия ОАО «Виктория» оказывают ему услуги по аутсорсингу (бухгалтерского, по организации питания, ремонтного, транспортного, производственного характера).
В результате чего на сегодняшний день предприятие ОАО «Виктория» разделено на шесть дочерних организаций, использующих упрощенную систему налогообложения: ЗАО «Виктория-Текс» (производство чулочно-носочных изделий); ЗАО «Гамма» (кеттельно-стачечная обработка изделий); ЗАО «Мастер» (изготовление трикотажных изделий); ЗАО «Успех» (вязание и отделка трикотажного полотна); ЗАО «Вика» (администрация фабрики); ООО «Виктория-Плюс» (организация сбыта и ведения розничной торговли).
Каждое дочернее предприятие имеет свою организационную структуру. Общая структура ОАО «Виктория» представлена в Приложении Б.
Для реализации продукции в г. Хабаровске, Владивостоке и Благовещенске созданы торговые представительства ОАО «Виктория» и продолжаются работы по расширению сети на территории Дальнего Востока.
При работе в одну смену предприятие способно выпускать в год около 15 млн. пар чулочно-носочных изделий и около 3 млн. штук трикотажных изделий.
2.2. Краткий анализ системы управления и хозяйственной деятельности предприятия
Органами управления ОАО «Виктория» являются:
К компетенции генерального директора общества относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совета директоров.
Генеральному директору подчиняются два заместителя, которые курируют деятельность предприятия по направлениям: по техническим и по коммерческим вопросам.
Кроме этого непосредственно генеральному директору подчиняются главный юрисконсульт, корпоративный секретарь, начальник отдела кадров и начальник штаба гражданской обороны.
Информационной базой
анализа хозяйственной деятельн
В 2008 г. в ОАО «Виктория» работало 507 человек. Из них по категориям: руководители – 21 человек (4,2%); специалисты – 55 человек (10,8%); рабочие – 431 человека (85%).
Проанализируем далее основные технико-экономические и финансовые показатели ОАО «Виктория» и на его основе составим таблицу 2.1.
С 2006 по 2008 года себестоимость
выпускаемой продукции предприя
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические и финансовые показатели ОАО «Виктория»
Показатели |
2006, значен. |
2007 |
2008 | ||
значен. |
отн. откл., % |
значен. |
отн. откл.,%. | ||
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
133271 |
157244 |
18,0 |
171576 |
28,7 |
2. Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, |
122424 |
141621 |
15,7 |
159952 |
30,7 |
3. Чистая прибыль после уплаты налога, тыс. руб. |
4579 |
3868 |
-15,5 |
16571 |
261,9 |
4. Средняя стоимость основных средств, тыс. руб. |
36301 |
41519 |
14,4 |
35182 |
-3,1 |
5. Производительность труда, тыс. руб. / чел. |
282,4 |
319,0 |
13,0 |
338,4 |
19,9 |
6. Численность персонала, чел. |
472 |
493 |
4,4 |
507 |
7,4 |
7. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
6,1 |
7,5 |
23,0 |
9,2 |
50,8 |