Совершенствование мотивационной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ мотивационной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ и современных тенденций развития мотивационной политики организации;
- характеристика объекта исследования;
- анализ мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат";
- разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат".

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения мотивации персонала
Генезис мотивационных теорий
Понятие мотивационно-стимулирующего воздействия
Проектирование мотивационной политики организации
Методы мотивации персонала
Анализ мотивационной политики ОАО «Жировой комбинат»
Общая характеристика деятельности ОАО «Жировой комбинат»
Анализ структуры персонала
Анализ управления мотивационной политикой
Оптимизация системы управления мотивацией персонала
Выводы по результатам исследования
Рекомендации по совершенствованию сложившейся системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом3.doc

— 5.57 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 4 – Состав и структура персонала по возрасту каждой категории работающих в 2008 году

Категории работающих

до 30 лет

30-39 лет

40-49 лет

50-59 лет

60 лет и старше

Пенсионеры 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Руководители

7

5,6

10

8,1

33

26,6

60

48,4

14

11,3

29

23,4

Специалисты

13

8,3

20

12,8

60

38,5

59

37,8

4

2,6

26

16,7

Служащие 

6

24,0

3

12,0

12

48,0

4

16,0

-

-

4

16,0

Рабочие

216

22,2

152

15,6

297

30,5

275

28,3

35

3,6

123

12,6

ИТОГО

242

18,9

185

14,5

402

31,4

398

31,1

53

4,1

182

14,2


 

Проанализировав данные таблиц 3 и 4, мы видим, что наиболее многочисленны категории 40-49 лет и 50-59 лет. К тому же пенсионеры составляют 14,2%  от числа работающих.

возрастная категория работников до 30 лет составляет всего 18,9%, руководителей и специалистов в этой категории 13,9%, а возрастная категория   50-59 лет составляет 31,1%,  и как мы видим, большая часть руководителей и специалистов находится тоже в этой категории 86,2%, к тому же 40,1% уже пенсионеры.

Средний возраст руководителей  – 52 года, специалистов –  45 лет, служащих и рабочих – 41 год. Средний возраст  по предприятию –  43 года.

Для будущего развития предприятия  необходимо преобладание молодых кадров, особое внимание необходимо обратить на руководящий состав, т.к. он является не перспективным. и хотя мы видим, что численность возрастной категории до 30 лет в 2008 году увеличилась на 7,2% по сравнению с 2006 годом и на 4,6%  по сравнению с 2007 годом, это увеличение в основном произошло в категории рабочих. 

Структуру персонала предприятия по возрасту в 2008 году представим графически (рис. 13)

    

Рисунок  13 – Структура персонала по возрасту в 2008 год

 

Далее проанализируем состав и структуру персонала по полу. Данные для анализа приведены в таблице 5:

Таблица 5 – Состав и структура персонала по полу

Категории работающих

2006г.

2007г.

2008г.

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Руководители

45

39,8

68

60,2

47

38,5

75

61,5

51

41,1

73

58,9

Специалисты

114

78,6

31

20,4

119

80,1

28

18,9

144

92,3

12

7,7

Служащие 

16

72,7

6

27,3

12

57,0

9

43,0

20

80,0

5

20,0

Рабочие

427

51,1

408

48,9

412

49,2

425

50,8

469

48,2

506

52,0

ИТОГО

602

54,0

513

46,0

590

52,4

537

47,6

684

53,4

596

46,6


 

Как мы  видим, из данных таблицы 5 на предприятии женщин работает немного больше, чем мужчин и это соотношение стабильное. Количество мужчин преобладает в категориях руководителей и рабочих. преобладающее большинство женщин в категориях специалистов и служащих, удельный вес женщин в этих категориях увеличивается с каждым годом.  В категории специалистов в 2008 году он составил 92,3%, что на 13,7% больше чем в 2006 году и 12,2% больше чем в 2007 году, в категории  служащих в 2008 году он составил 80,0%, что на 7,3% больше чем в 2006 году и на 23,0% больше чем в 2007 году. причиной этого может быть, низкая заработная плата в этих категориях и поэтому мужчины ищут более высокооплачиваемую работу.

Но как мы видим  и в категории руководителей количество женщин увеличивается с каждым годом, в 2008 году – 41,1%, что на  1,3% больше чем в 2006 году и на 2,6% больше чем в 2007 году. Что касается категории рабочих, то здесь мы видим, что удельный вес женщин уменьшается, в 2008 году – 48,2%, что на 2,9% меньше чем в 2006 году и на 1,0% меньше чем в 2007 году.

Структуру персонала предприятия по полу в 2008 году представим графически (рис. 15)

Наряду с количественным обеспечением предприятия трудовыми  ресурсами изучается и качественный состав  работающих, который характеризуется общеобразовательным и профессионально-квалификационным уровнем. проанализируем состав и структуру персонала по уровню образования. Данные по уровню образования приведены в таблице 6.

 

Рисунок 15 – Динамика структуры по полу в 2006-2008гг.

 

Таблица 6 – Состав и структура персонала по уровню образования

Категории работающих

2006г.

2007г.

2008г.

высшее

среднее и ср. спец.

высшее

среднее и ср. спец.

высшее

среднее и ср. спец.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Руководители

53

46,9

60

53,1

63

51,6

59

48,4

61

49,2

58

46,8

Специалисты

53

36,3

93

63,7

54

36,5

94

63,5

64

40,8

93

59,2

Служащие 

-

-

22

100,0

1

4,8

20

95,2

1

4,0

20

80,0

Рабочие

16

1,9

838

98,1

16

1,9

843

98,1

28

2,8

640

64,4

ИТОГО

122

10,7

1013

89,3

134

11,7

1016

88,3

154

11,8

811

62,4


В ходе анализа квалификации управленческого персонала проверяют  соответствие уровня образования каждого  работника занимаемой должности, изучают  вопросы, связанные с подбором кадров, их подготовкой и повышением квалификации.

Как мы видим из данных таблицы 6 уровень образования не высокий, более 50% руководителей и специалистов не имеют высшего образования, 4% руководителей не имеют даже среднего или средне специального образования, 16% служащих также не имеют даже среднего образования, среди рабочих – 25,8% не имеют образования.

Анализ профессионального и  квалификационного уровня рабочих  производится путем сопоставления наличной численности по специальностям и разрядам с необходимой численностью для выполнения каждого вида работ по участкам, бригадам и предприятию в целом. При этом выявляется излишек или недостаток рабочих по каждой профессии. [22]

Для оценки соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых  работ по участку, цеху, предприятию сравнивают средние тарифные разряды работ и рабочих, рассчитанные по средневзвешенной арифметической:

                Тр = ∑ (Тр * Чрi) / ∑Чр ,                                             (1)

где Тр – тарифный разряд;

      Чpi – численность рабочих i-го разряда;

       Чp – общая численность (количество) рабочих;

 

                       Тр = ∑ (Тр * Vрi) / ∑V ,                            (2)

 

где Vрi – объём работ i-го вида;

      V - общий объем работ.

Данные по квалификационному составу рабочих приведены в таблице 7:

Таблица 7 – Квалификационный состав рабочих

Разряд рабочих

2006 год

2007 год

2008 год

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

1

2

3

4

5

6

7

1

3

0,4

5

0,5

3

0,3

2

222

26,6

245

29,3

250

25,7

3

253

30,3

253

30,2

348

35,8

4

212

25,4

203

24,3

232

23,8

5

93

11,

86

10,3

95

9,8

6

51

16,1

44

5,3

45

4,6

7

1

0,1

1

0,1

1

-

Итого

835

100,0

837

100,0

973

100,0


 

Как мы видим, из данных таблицы 7 наибольший удельный вес составляют рабочие третьего, затем второго и четвертого разрядов. В 2008 году произошло снижение на 3,6% рабочих второго разряда и увеличение  на 5,6%  рабочих третьего разряда, это отчасти может быть вызвано тем, что в 2007 году было набрано много молодежи и, в течение года они повысили свой разряд. Также произошло снижение рабочих четвертого, пятого, шестого разряда, это может быть вызвано выходом на пенсию.

Средний тарифный разряд рабочих в 2008 году – 3,3, средний тарифный разряд работ – 3,5.

Так как фактический средний тарифный разряд рабочих ниже среднего тарифного разряда работ, то это может привести к снижению качества выпускаемой продукции, и поэтому необходимо в плане подготовки и переподготовки рабочих предусмотреть повышение квалификации необходимых рабочих. Однако если средний тарифный разряд рабочих выше среднего тарифного разряда работ, то рабочим необходимо производить доплату за использование их на менее квалифицированных работах. Таким образом, данное соотношение можно признать оптимальным и не причиняющим вред качеству выпускаемой продукции.

Квалификационный уровень работающих зависит во многом от возраста, стажа  работы, образования и т. д. Поэтому  в процессе анализа изучают изменения  в составе рабочих по возрасту, стажу работы, образованию. Поскольку они происходят в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.

2.3.Анализ управления мотивацией персонала

В управлении персоналом ОАО "Жировой  комбинат"   применяются следующие  группы методов:

  • Административно- организационные  методы управления:
    1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
    1. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении  текущей деятельностью предприятия. 
  • Экономические методы управления:
    1. Материальная мотивация труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
  • Социально-психологические методы управления:
    1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания,  ведения корпоративной рекламы,  широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной  рабочей одеждой и т.п.
    2. Мотивация  труда работников посредством  гарантированного предоставления   социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.

Информация о работе Совершенствование мотивационной политики организации