Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:45, курсовая работа
В процессе производственной практики были получены сведения об организационной структуре предприятия ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт», осуществляемых центром услугах.
Ознакомились с документацией, разработанной по системе менеджмента качества на предприятии: руководством по качеству, стандартами предприятия, положениями о подразделениях, должностными инструкциями, рабочими инструкциями.
Проанализировав действующую систему качества предприятия, пришли к выводу, что система качества соответствует требованиям СТ РК ИСО 9001-2001, это подтверждено сертификатами.
В связи с прекращением действия СТ РК ИСО 9001-2001 и внедрением СТ РК ИСО 9001-2008 система менеджмента качества нуждается в доработке. Для этого был проведен сравнительный анализ требований СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ИСО 9001-2008. Данный анализ показал основные отличия элементного и процессного подхода.
Руководствуясь соответствующей литературой, была проведена работа по описанию двух процессов (анализ со стороны руководства, внутренние проверки) в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2008.
Введение
3
1
Роль и значение качества продукции
4
2
Краткая характеристика ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»
10
2.1
Система менеджмента качества
11
3
Анализ функционирования системы менеджмента качества по элементам ответственность руководства и внутренние проверки
12
4
Обоснование и выбор направления улучшений
14
4.1
Преимущества МС ИСО 9001:2008
14
5
Описание процессов системы менеджмента качества
16
5.1
Ответственность руководства
18
5.2
Внутренние проверки
21
6
Критерии и методы оценки качества функционирования процессов
25
Заключение
26
Список использованной литературы
28
Формирование годового плана внутренних аудитов осуществляется с учетом предложений Совета директоров, генерального директора, руководителей подразделений и внутренних аудиторов на основе принципа систематических аудитов подразделений.
При планировании учитываются:
1) статус и важность проверяемых областей, процессов и видов деятельности;
2) результаты предыдущих проверок;
3) изменение организационной структуры, политики и задач в области качества;
4) внедрение новых технологических процессов;
5) освоение новых видов продукции и т.д.
Все процессы системы менеджмента качества и подразделения должны быть проверены в течение года не менее одного раза.
План аудита разрабатывает отдел сертификации и контроля, утверждает генеральный директор в срок до первого января планируемого года проверок.
Изменения в годовой план аудита вносятся начальником отдела сертификации и контроля, с учетом предложений от высшего руководства, руководителей проверяемых подразделений.
Начальник отдела сертификации и контроля назначает руководителя проверки из числа специалистов включенных в реестр аудиторов предприятия.
Составляются группы проверки. В группы проверки включаются специалисты из реестра аудиторов. В группы проверки могут включаться специалисты предприятия в зависимости от специфики проверяемого объекта, представитель заказчика. Не допускается участие лиц, работающих в проверяемом подразделении.
Распределение процессов и элементов проверки среди членов группы, определение состава рабочих документов по проверке и анализ результатов предыдущей проверки. Разработка вопросника и программы проверки.
Совещание проводится при участии руководителя проверяемого подразделения и заместителя, а при необходимости и специалистов этого подразделения, руководителя ОСК, аудиторов, проверяющих данное подразделение. Присутствие на вводном совещании заместителя генерального директора по качеству особенно полезно при проведении первых аудитов, т.к. свидетельствует об их внимании к этой работе и способствует укреплению статуса аудитора.
Цель предварительного совещания: представление группы проверки, изложение методов, задач и целей проверки, установление связи между группой проверки и проверяемым подразделением, уточнение деталей программы, даты итогового совещания.
Руководитель проверяемого подразделения обязан обеспечить:
1) группы проверки необходимыми ресурсами и назначить сопровож-дающего;
2) объективность и независимость процесса проверки, конфиденциаль-ность результатов.
Проведение проверки включает:
1) опросы, экспертиза документов, сбор доказательств и наблюдения на проверяемом участке;
2) документальное оформление каждым проверяющим своих наблюдений по форме;
3) предварительный анализ полученных результатов и принятие решения о включении их в отчет.
Изложение выявленных несоответствий в порядке их значимости. Оформление протокола, который хранится вместе с отчетом.
Итоговый отчет оформляется, не позднее одного месяца после проведения итогового совещания. Отчет идентифицируется и регистрируется в ОСК. Подлинник отчета хранится в ОСК в течение пяти лет, в проверяемом подразделении копия отчета хранится до очередной проверки.
Копия отчета направляются в проверяемое подразделение, представителю руководства по СМК и заинтересованные подразделения (при необходимости) разрешения проверяемого подразделения.
Руководители
проверяемых подразделений
Таблица 5.2 – Индикаторы процесса внутренней проверки
Процесс | Цели в области качества | Индикаторы процесса | |
В физическом выражении | В денежном выражении | ||
Внутренние проверки | Внутренние проверки
призваны обеспечить подтверждение того,
что СМК:
|
|
Экономический эффект от корректирующих и предупреждающих мероприятий. |
Аудиторы
могут разработать рекомендации по
совершенствованию деятельности проверяемого
подразделения, которые после согласования
с руководителем подразделения включаются
в план корректирующих и предупреждающих
мероприятий.
Одним из принципиально важных (и в месте с тем слабо изученных) вопросов менеджмента процессов является разработка методов и подходов измерения процессов. Требования и рекомендации по измерению процессов содержатся в международных стандартах ИСО серии 9000:2000 и в различных моделях премий по качеству.
Несмотря
на наличие специальной и
Для
целей измерения процессов
1) качества – производительность, мощность, степень качества, уровень соответствия или несоответствия требованиям и т.д.;
2) количества – тонны, метры, объемы, условные единицы, перечень предоставляемых услуг и т.д.;
3) затрат – затраты ресурсов, затраты на управление, бюджет процесса, себестоимость, цена;
4) времени – скорость ответа на запрос, длительность цикла, время и точность поставки в срок и т.д.
Далее определяют четыре типа показателей измерения качества и эффективности (по перечисленным выше показателям), которые могут выражаться в относительных единицах, баллах или процентах. Таким образом, получается структура оценочных показателей любого процесса, которая образует матрицу из 16 элементов.
Процессный подход, как инструмент создания и совершенствования систем менеджмента качества на основе СТ РК ИСО 9001-2008 обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение процессного подхода обеспечивает предприятию ряд возможностей и преимуществ. Оно позволяет:
1) развертывать цели по всем процессам вплоть до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных целей;
2) взаимно увязывать и согласовывать все процессы;
3) строго обосновывать и выделять необходимые ресурсы;
4) четко обосновывать структуры процессов, обеспечивая их адекват-ность целям предприятия;
5) реализовывать новое качество управления предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования;
6) получить сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2008.
Применимость
процессного подхода для
Сами процессы менеджмента (применительно не только к качеству, но и к любой другой области) могут являться объектом применения процессного подхода.
Хотя процессный подход подлежит применению всеми предприятиями, внедряющими СТ РК ИСО 9001-2008, принять его во внимание и внедрять рекомендуется, в первую очередь, тем предприятиям, которые работают на внешний рынок, где законы конкурентной борьбы требуют наивысшей эффективности процессов предприятия и безукоризненного менеджмента качества.
Чтобы разобраться со своими процессами предприятию, даже небольшому, требуется немало времени, и чем крупнее предприятие, чем сложнее его структура, тем этот процесс будет длительное. Поэтому, чем раньше начать эту работу и чем рациональнее выстроить стратегию ее проведения, тем больше шансов, что к моменту сертификации она даст ощутимые результаты.
Применительно к производственным процессам разработка в рамках системы менеджмента качества их организационной составляющей во многих случаях должна быть поддержана также и совершенствованием технической (технологической) составляющей процессов. Такая увязка необходима потому, что обеспечить приемлемый уровень качества производимой продукции и эффективности производства. Многим предприятиям это удается только с колоссальными издержками, связанными с внутрипроизводственным браком, а удержаться в данной ситуации в рамках окупаемости – только за счет низкой стоимости рабочей силы.
Стандарт СТ РК ИСО 9001-2008 предоставляет предприятиям значительную свободу в выделении процессов системы менеджмента качества, а также в разработке их спецификаций, позволяющих, фактически, задавать качество процессов. Это обстоятельство порождает значительное разнообразие возможных моделей построения систем менеджмента качества, различающихся масштабами и глубиной охвата различных сторон деятельности предприятия, а также влиянием на эффективность бизнеса. Из этого следует, что внедрение стандарта СТ РК ИСО 9001-2008 предоставляет предприятиям, которые не удовлетворены своим местом в бизнесе, уникальную возможность в рамках работ по созданию либо модификации имеющейся систем менеджмента качества одновременно экономичным образом ставить и решать задачи совершенствования управления и бизнеса.
В
процессе выполнения курсовой работы
была освоена система знаний об истории
развития системы управления качеством,
о техническом и функциональном качестве
изделий, об этапах жизненного цикла изделия
и необходимости их поддержки, о необходимости
внедрения МС ИСО семейства 9000 в производство;
об общих принципах и подходах построения
СМК и модели СМК; о принципах и подходах
построения СМК (восемь принципов по ИСО
9000:2000), о процессном и системном подходах
в построении СМК; о документации СМК;
о политике и цели предприятий в области
качества; о роли высшего руководства
в СМК; о постоянном улучшении СМК; о тотальном
менеджменте качества (TQM); об обеспечении
качества; о методах управления качеством,
о сертификации и аудите СМК; о технологических
системах организационного проектирования
и управлении процессами предприятия;
об информационном обеспечении СМК.
Список
использованной литературы
1 Спицнадель В.Н. Системы качества. Учебное пособие. С-П. ИД «Бизнесс-Пресса». 2000. – 336 с.
2
Подлипаев Л.Д. Технология
3
Подлипаев Л.Д и др. Высокие
технологии. Организация внедрения
СМК на предприятии. Т.1.М.
4 Подлипаев Л.Д и др. Высокие технологии. Организация внедрения СМК на предприятии. Т.2.М. Гелиос АРВ. 2003. – 376 с.
5 Мазур Н.Н., Шапиро В.А. Управление качеством. Учебник. «Омега-Л», 2005. – 400 с.
6 Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе? Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. М.: РИА «Стандарты и качество». 2003, – 272 с.
Информация о работе Совершенствование системы менеджмента качества ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»