Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Подходя к изучению менеджмента как стрежневого звена организации, а именно определяющего сущность организации как субъекта хозяйствования, следует отметить, что характерные черты которыми обладает организация несомненно заслуга или безудержное порицание аппарата управления, а именно, стрежневого звена организационной структуры. Менеджмент часто называют искусством, ведь это проявление радикальных идей управленческого персонала, направленных на продвижение организации. История видела не мало случаев когда стоящая на “коленях” организация последним верным ходом видела её продажу, но при смене руководства становилась на “ноги”, и стремительными шагами достигала успеха на рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Методы управления, их классификация…………………………………….
Понятие методов управления, их классификация…………………………5
Административные методы ………………………………………………….…8
Экономические методы …………………………………………………..10
Социально-психологические методы …………………………………..12
Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия...
Коллектив как объект социально-психологического воздействия……….
Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

УО “Белорусская государственная сельскохозяйственная академия”

 

 

Курсовой проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Методы управления, их классификация…………………………………….
    1. Понятие методов управления, их классификация…………………………5
    2. Административные методы ………………………………………………….…8
    3. Экономические методы …………………………………………………..10
    4. Социально-психологические методы …………………………………..12
  2. Организационно-экономическая и финансовая характеристика предприятия...
  3. Коллектив  как объект социально-психологического воздействия……….
  4. Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подходя к изучению менеджмента как стрежневого звена организации, а именно определяющего  сущность организации как субъекта хозяйствования, следует отметить, что характерные черты которыми обладает организация несомненно заслуга или безудержное порицание аппарата управления, а именно, стрежневого звена организационной структуры. Менеджмент часто называют искусством, ведь это проявление радикальных идей управленческого персонала, направленных на продвижение организации. История видела не мало случаев когда стоящая на “коленях” организация последним верным ходом видела её продажу, но при смене руководства становилась на “ноги”, и стремительными шагами достигала успеха на рынке. Это и есть – сущность менеджмента, когда одна идея управления побеждает другую. Стремление достигнуть рационального, продуктивного управления,  является важным вопросом в настоящем периоде рыночных экономических отношений. Беларуси менеджмент в госсекторе экономики носит служебный характер, и предрасположен к плановости. Это создает особую специфику управленческой деятельности, при которой управленческий аппарат организации ведет сугубо направленную деятельность. Сложность чего заключается в проведении всего хозяйствующего процесса в определенных условностях порой несопоставимых с реальными возможностями. По этому аппарат управления организаций требует исключительно радикальные подходы для ведения хозяйствующей деятельности организации, как во внутренней так и во внешней среде.

Рассматривая один из основных факторов управления, такой как способность управленческого аппарата понимать социально-психологические взаимосвязи и уметь пользоваться теориями социально-психологических основ управления в процессе формирования социально-психологического климата в коллективе, следует отметить, что данная область изучения внутреннего сегмента производственной деятельности организации является актуальным вопросом при ведении большого бизнеса, в условиях нынешней конкуренции, для достижения устойчивых позиций. Ведь хороший менеджер это в первую очередь хороший психолог, способный видеть нюансы в трудовом коллективе, налаживать контакты между рабочим персоналом, стимулировать сознание, вести морально и духовно рабочий состав. Что в совокупности определит социально-психологический климат в трудовом коллективе.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение социально-психологических основ управления первичными трудовыми коллективами на предприятии АПК.

В соответствии с этим задачами, стоящими перед нами в  процессе выполнения работы, следующее:

Рассмотреть понятие  методов управления, их классификацию. Определить сущность экономических, административных и социально-психологических методов управления, их взаимосвязи;

Определить организационно-экономическую  и финансовую характеристику на примере конкретного предприятия;

Изучить коллектив как объект социально-психологического воздействия. Определить понятие коллектива, виды коллективов;

Провести совершенствование  управления первичными трудовыми коллективами на основе социально-психологических методов управления;

Объектом исследования будет выступать первичные трудовые коллективы на примере конкретного предприятия АПК.

Предметом исследования являются социально-психологические  феномены формирования личности, и  трудовых коллективов, с последующим  влиянием на производственный процесс организации.

Методология достижения цели включает анализ, описание теорий направленных на продуктивность психологического аспекта персонала, синтез идеалистических подходов менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы управления, их классификация

Понятие методов  управления, их классификация

Подходя конструктивно  к рассмотрению методов управления, следует выявить само понятие “метод”.

Понятие “метод” происходит от греческого слова methodos и буквально означающее “путь исследования”, способ достижения какой-либо цели, решения задач, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности.  

Управленческая деятельность как  таковая не может существовать без  особой методологии характеризующейся рациональностью и систематизацией, при отсутствии этих характерных черт механизм управления даст сбои, которые неумолимо отразятся на хозяйствующем субъекте в неблагоприятных для него условиях.

Следует заметить, что методы управления являются составной частью механизма управления.

Механизм - это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы - это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).

На (рис.1.1) представлена концептуальная схема механизма управления предприятия.

Рис. 1.1 “Механизм управления”

Данная схема (рис.1.1), описывает локальную концепцию механизма управления предприятия, а именно, связь элементов образующих логическую цепочку между головным элементом “Субъект управления” и заключительным элементом “Объект управления” который непосредственно аккумулируется промежуточными элементами логической цепочки.

Субъектом управления является неизменный термин, встречающийся в научной литературе под разными трактовками, но не изменяя при этом основную суть и назначение, а именно то, что под субъектом управления следует понимать личность или группу людей, которые наделены возможностями принимать решения и управлять объектами, процессами или отношениями путем воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.

Объектом управления считается отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. Но в настоящее время имеет место практиковаться партисипативный менеджмент, то есть, такое управление делами организации, при котором в разработке и принятии важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами. 

Вторым элементом схемы выступает “Экономические интересы субъекта управления”, это те интересы, которые преследует субъект, а именно, представляющие собой те результаты, которые обоснованы в целях и задачах организации на перспективу развития.

Преследуя экономические  интересы, для их достижения, субъект управления вправе применять полномочия и использовать методы управления.

Третьим элементом под названием “Методы управления”, представлены традиционно общепринятые классы методов управления: экономические, социально-психологические, административные.

Рычагами воздействия  в экономическом методе является заинтересованность, в социально-психологическом - внушение, в административном - принуждение.

Далее четвертым элементом схемы выступает “Функции управления”. Способами реализации функций управления (планирование, организация, маркетинг, мотивация, анализ контроль) являются непосредственно методы управления. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Далее непосредственно  целевая задача объекта управления под элементом “Экономически интерес объекта управления”, которая должна быть удовлетворена, и обоснована в соответствии с функциями выполняемыми объектами.

 

После проведения концептуальной схемы механизма управления, выявив логическое значение и алгоритмичность использования методов управления, видно какое положение занимает данный элемент, для дальнейшего детального изучения сущности методов управления как таковых.

 

Общее понятие методов  управления в разных источниках описано  не одинаково и почти в каждом трактуется о совокупности приемов и способов достижения цели. В учебнике А.Л.Гапоненко данное понятие четко изложено в четырех словах, методы управления – это способы реализации функций менеджмента. Методы управления выбираются и используются в зависимости от приоритетов функций управления и от выбора его инструментов. Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных инструментов управления.[1, c. 48-49]

Множественность методов  управления и разные подходы к  их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.[2, c. 94]

В учебнике А.Л.Гапоненко  достаточно детально представлена классификация методов управления по определенным критериям. Для более четкой наглядности классификация методов относительно определенных критериев представлена табличным способом, (см. табл.1).[1, c. 49]

 

По масштабам применения

Общие (Относимые ко все  системе)

Особенные (Обращенные к  отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и её субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.)

По отраслям и сферам применения

Государственное управление

Бизнес

Торговля

Промышленность

Экология

По роли на различных  этапах жизнедеятельности организации

Исследования организации

Стабилизирующие

Развивающие

Ликвидации

Банкротства

По степени опосредованности воздействия

Прямые

Косвенные

По уровню обобщения  управленческих знаний

Теории

Практики

По управленческим функциям

Анализа

Планирования

Мотивации

Контроля

По конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить


 

Таблица 1. “Классификация методов управления по различным критериям”

 

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы у правления в зависимости  от их содержания, направленности и организованной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов  управления всегда одна и та же –  на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Информация о работе Совершенствование управления первичными трудовыми коллективами на основе социально психологических методов управления