Совершенствование ценовой политики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является совершенствование процесса управления ценовой политикой на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
Определить понятия ценовой политики и ценообразования, их суть и основные цели.
Рассмотреть основные факторы, оказывающие влияние на ценовую политику организации.
Рассмотреть процесс управления ценовой политикой на примере ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
Разработать рекомендации по усовершенствованию ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы ценовой политики предприятия………..….5
1.1.Понятие ценовой политики предприятия…………………………...…………5
1.2.Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия………………….…7
1.3. Стратегии, тактика и методы ценообразования на предприятии……………9
Глава 2. Анализ хозяйственной и экономической деятельности предприятия ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………………………….14
2.1.Общая характеристика ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»……………...14
2.2.Организационная структура ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………..16
2.3.Анализ экономической деятельности ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….18
2.4.Анализ действующей ценовой политики на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….19
Глава 3. Совершенствование ценовой политики на предприятии ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» ……………………………………….…22
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

совершенствование ценовой политики.docx

— 133.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы ценовой политики предприятия………..….5

1.1.Понятие  ценовой политики предприятия…………………………...…………5

1.2.Факторы, влияющие на ценовую политику предприятия………………….…7

1.3. Стратегии, тактика  и методы ценообразования на  предприятии……………9

Глава 2. Анализ хозяйственной и экономической деятельности предприятия ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………………………….14

2.1.Общая характеристика ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»……………...14

2.2.Организационная структура ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»………..16

2.3.Анализ  экономической деятельности ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….18

2.4.Анализ действующей ценовой политики на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»…………………………………………………………………….19

Глава 3. Совершенствование ценовой политики на предприятии ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» ……………………………………….…22

Заключение………………………………………………………………………...26

Список  литературы……………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Темой данной курсовой работы является совершенствование ценовой  политики предприятия, которая является наиболее актуальной и немаловажной для предприятия, целью которого является достижение прибыли.

За  последние десятилетия широкое  развитие получили неценовые факторы  конкуренции, но при этом значение ценовой  политики, методов формирования цен  при продвижении товаров навнутренний и мировой рынки осталось на высоком  уровне.

Значимость  цены для предприятия состоит, прежде всего, в обеспечении прибыли  от реализации продукции, поэтому ценовая  политика должна быть хорошо обоснована и продумана.

Практика  свидетельствует, что ценовая политика не всегда бывает достаточно проработана, а поэтому содержит ошибки.

В курсовой работе рассматриваются  вопросы повышения эффективности  ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат». Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, сложностью управления ценовой политикой в условиях современного высоко конкурентного рынка, а так же стремлением руководства ОАО «Сафоновский хлебокомбинат» создать эффективный механизм ценообразования, способствующий достижению целей предприятия.

Объектом  исследования курсовой работы является предприятие ОАО «Сафоновский хлебокомбинат». Предмет исследования – управление ценовой политикой предприятия.

Применяемые методы для написания работы – анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Главной целью курсовой работы является совершенствование процесса управления ценовой политикой на ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  исследовательских задач:

  • Определить понятия ценовой политики и ценообразования, их суть и основные цели.
  • Рассмотреть основные факторы, оказывающие влияние на ценовую политику организации.
  • Рассмотреть процесс управления ценовой политикой на примере ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».
  • Разработать рекомендации по усовершенствованию ценовой политики ОАО «Сафоновский хлебокомбинат».

При написании работы источниками  информации послужили учредительные  документы ОАО «Сафоновский хлебокомбинат»: бизнес-план, документы внутреннего учета и отчетности предприятия, а также труды различных авторов по проблемам формирования ценовой политики предприятия, периодические издания, справочная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы ценовой политики предприятия

 

    1. Понятие  ценовой политики предприятия

В условиях рыночной экономики  значение цены огромно. Цены служат средством  установления определенных отношений  между компанией и покупателями. Они определяют рентабельность и  прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в  борьбе с конкурентами.  Цена - есть денежное выражение стоимости товаров. В цене отражаются общественно - необходимые  затраты труда на его производство.1

Ценообразование – процесс  формирования цен на товары и услуги, определение их уровней и соотношений, средство достижения целей фирмы.2

Под политикой цен в  работе понимаются общие принципы, которые компания использует в процессе установления цен на свои товары или услуги. Сущность политики цен предприятия заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цен, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации.

Ценовая политика фирмы представляет собой важный элемент общей стратегии  фирмы, является частью общей маркетинговой  политики предприятия и сочетает в себе как стратегические, так  и тактические решения.

Стратегические  аспекты ценовой политики содержат мероприятия по установлению и изменению  цен, направленные на регулирование  деятельности всей производственной и  товаропроизводящей сети компании и на поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соответствии с целями и задачами общей стратегии фирмы. В области ценообразования к стратегическим решениям можно отнести следующее:

1. Назначение  цены исходя из соотношения  «цена-качество»;

2. Определение  цены по отношению к конкурентам;

3. Разработка  цены для разных стадий жизненного  цикла продукта;

4. Назначение  более низких цен на сопутствующие  продукты за счет более высоких  цен на основные продукты.

Тактические аспекты ценовой политики включают в себя мероприятия краткосрочного и разового характера, которые направлены на устранение несоответствий в деятельности компании и непредвиденных изменений  цен на рынке, поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями фирмы.

К числу  тактических ценовых решений  относится:

1. Изменение  цены в зависимости от изменения  рыночной конъюнктуры;

2. Учет  при определении цены текущих  затрат на продвижение продукта  и другие элементы комплекса  маркетинга;

3. Ответная  ценовая реакция на текущее  изменение цен, осуществленное  конкурентами;

4. Перевод  базовых цен в цены продажи.

Используя стратегические и тактические решения, организации ведут активную и  пассивную ценовую политику.

При активной политике цен предприятие, изменяя уровень цен, пытается использовать все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен конкурентов. С помощью цен предприятие может завоевать ту или иную долю рынка у конкурентов и получить большую прибыль.

При пассивной политике цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается реакции  конкурентов на свое изменение цен, поэтому не планирует увеличивать  свою долю рынка в ближайший период.

Цели, которые предприятие может поставить  при разработке политики цен, различны. К ним можно отнести: максимизацию выручки, получение заказов, средней нормы прибыли, сверхприбыли путем «снятия сливок» с рынка; компенсацию всех затрат, понесенных предприятием по данному товару; проникновение на рынок, вытеснение конкурентов; сохранение или увеличение своей доли рынка, освоение новых сегментов рынка, продвижение на рынок всех товаров, связанных между собой; обеспечение выживаемости фирмы на конкретном этапе и др. В реализации вышеперечисленных целей принимают участие различные инструменты, но все же важная роль принадлежит цене.

1.2. Факторы влияния на ценовую политику предприятия

На  политику цен предприятия влияет множество различных факторов, как  внутренних, так и внешних. Важнейшими из них являются: тип рынка товара, эластичность спроса, затраты и прочие факторы.

1. Тип рынка товара. В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:

  • свободная конкуренция;
  • монополия (монопсония);
  • олигополия (олигопсония);
  • монополистическая конкуренция.

В условиях монополии цена устанавливается самим монополистом. С другой стороны обязательно нужно принимать во внимание реакцию покупателей на уровень цен.

В условиях олигополии роль политики цен значительна, так как  предприятия обладают высокой степенью контроля над рынком (объемами производства, ценами).

  1. Эластичность спроса. На политику цен предприятия влияет реакция спроса на его товар при изменении цены данного товара, цен на другие товары, доход. Прямая эластичность спроса по цене выступает мерой чувствительности спроса покупателей на данный товар от изменения его цены. Знание эластичности спроса по цене важно для выявления воздействия изменения цен на выручку и прибыль продавца. Выручка будет повышаться при росте цен при неэластичном спросе, и снижаться при эластичном спросе, и наоборот. При единичной эластичности спроса выручка от изменения цены остается неизменной.

На ценовую политику предприятия  оказывает влияние перекрестная эластичность, которая показывает относительное  изменение спроса на один товар при  изменении цены на другой товар.

Эластичность спроса по доходу также оказывает влияние на политику цен предприятия. Эластичность спроса по доходу положительна для нормального  товара и отрицательна для неполноценного товара.

3. Затраты. На ценовую политику предприятия оказывают влияние уровень затрат, доля переменных и постоянных затрат в общих затратах, характер изменения общих затрат на единицу продукции в связи с увеличением объема выпуска продукции. Затраты с течением времени изменяются под воздействием различных факторов. К ним относятся, прежде всего:

    • изменение рыночных цен на факторы производства;
    • изменение степени загрузки мощности предприятия;
    • изменение объема заказов и производительности;
    • изменение величины производственной программы;
    • изменение организации и технологии производства.

В отличие от функции спроса функцию затрат определить не так  сложно, так как необходимая информация имеет внутрипроизводственное происхождение. Учет затрат отражается в затратном  подходе к ценообразованию.

4. Прочие факторы. К прочим факторам, оказывающим влияние на политику цен предприятия можно отнести:

    • размер предприятия, количество подразделений, выпускающих продукцию и характер связи между ними;
    • характер выпускаемой продукции (продукция производственно-технического назначения или потребительского спроса, конечный или комплектующий продукт);
    • финансовые средства предприятия;
    • каналы распределения продукции (количество уровней).

Значительное влияние  на цены и ценовую политику в целом  оказывает инфляция: уменьшает покупательную  способность денег, причиняет ущерб  людям, имеющим фиксированный доход, ухудшает конкурентоспособность товаров в международной торговле.

Налоги также являются фактором, воздействующим на политику цен. Чем выше налоги, тем выше затраты  и цены, тем ниже объем продаж и прибыль предприятия.3

Установление цен в  значительной степени опирается  на рыночную информацию, которая тщательно изучается и анализируется. Недостаток информации, как и ее чрезмерность, затрудняют принятие решений об установлении цен.

Таким образом, процесс формирования цен находится под влиянием большого числа факторов, зависящих как  от свойств внешней среды, так  и от характеристик самого предприятия  и выпускаемой им продукции.

    1. Стратегии, тактика и методы ценообразования на предприятии

Стратегия ценообразования – это набор  практических факторов и методов, с  помощью которых происходит установление рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.

Формирования  стратегий конкурентного ценообразования  означает установление цены товара, учитывая ощущаемую покупателями ценность данного  товара, соответственно фирма может  принять одно из трех решений:

  • установить цену выше экономической ценности товара;
  • установить цену ниже экономической ценности товара;
  • установить цену на уровне экономической ценности товара.

Информация о работе Совершенствование ценовой политики на предприятии