Совершенствования системы стратегического управления в ООО ПФ «Гелиос»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и разработка предложений по совершенствованию системы стратегического управления в ООО ПФ «Гелиос».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать роль стратегического управления в современной экономике;
изучить теоретические основы формирования конкурентных стратегий в рыночной экономике;
проанализировать реальное состояние осуществления стратегического и текущего планирования в деятельности конкретного предприятия – ООО ПФ «Гелиос»;
разработать конкурентную стратегию для данного предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

primer_diploma_po_strategii.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Движущей силой развития рыночной экономики является конкуренция  товаропроизводителей, выступающая  как форма соперничества, форма  экономической борьбы товаропроизводителей на определенных рынках. Конкурентная борьба создает ситуацию неравнозначного положения  организации к потребителям и к рыночной среде. Конкуренция подает ценовой сигнал и создает организационные предпосылки для формирования конкурентных преимуществ в условиях ситуации риска и неопределенности.

Колебания предложения, вызываемые конкуренцией, отражаются на конъюнктуре рынка и заставляют организации реализовывать стратегии, позволяющие создавать конкурентные преимущества. 

В настоящее время  конкуренция переходит от производственной ориентации (массовое производство по низким ценам и масса усилий по реализации товара), к ориентации на потребителя (производство и реализация основываются на понимании и удовлетворении потребностей и вкусов покупателей). Ориентация на потребителя однозначно требует удовлетворения потребности покупателя.

 Концепция маркетинга, предполагающая, что основной целью  компании  является получение  прибыли для фирмы, ее сотрудников  и акционеров посредством производства  удовлетворяющих запросы покупателей  товаров и услуг, есть естественное  развитие ориентации на потребителя. Данная концепция делает очевидным тот факт, что конкурентная рыночная среда,   становится все жестче, а конкурентоспособность выступает как основная движущая сила концепции маркетинга.

Учитывая динамику рынка  и расцвет Internet, организации должны осуществлять постоянный мониторинг планов действий всех потенциальных конкурентов. Наибольшего успеха добиваются фирмы, которые разрабатывают  стратегические управленческие решения.

Принятие решений в  условиях рынка может быть охарактеризовано как процедура формирования стратегии, направленной на борьбу с конкурентами. Выбор оптимальной стратегии – сложная и многогранная задача, стоящая перед аппаратом управления организации.

Конкурентные стратегии  предприятия должны соответствовать  его рыночным позициям и способствовать поддержанию равновесия в ориентации на максимальное удовлетворение потребительского спроса. В кризисных условиях анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии позволяют принять осознанное решение о том, какой бизнес в настоящий момент приносит доход, и поэтому имеет право на существование.

Именно поэтому от правильного выбора стратегии зависит  и жизнестойкость, и прочность  успеха предприятия. Реализация этой задачи позволит ему занять сильную конкурентную позицию и в полном объеме реализовать имеющиеся конкурентные преимущества.

На основе этого можно  сделать вывод о том, что выбранная  тема дипломной работы актуальна  и имеет практическую значимость для эффективной деятельности современных  предприятий в условиях развития рыночных отношений. 

Целью работы является анализ и разработка предложений  по совершенствованию системы стратегического  управления в ООО ПФ «Гелиос».

Для достижения данной цели необходимо решение следующих  задач:

  • исследовать роль стратегического управления в современной экономике;
  • изучить теоретические основы формирования конкурентных стратегий в рыночной экономике;
  • проанализировать реальное состояние осуществления стратегического и текущего планирования в деятельности конкретного предприятия – ООО ПФ «Гелиос»;
  • разработать конкурентную стратегию для данного предприятия.

Объектом написания  данной дипломной работы выбрано  ООО Производственная фабрика  «Гелиос», а предметом – цели, содержание и основные направления стратегического управления современными предприятиями в условиях развития рыночных отношений.

При написании данной работы в целях сбора необходимой  информации использовались, главным  образом, такие методы, как: системный  анализ, графический метод, наблюдение, опрос, метод сравнения, расчет аналитических  показателей, метод цепных подстановок, метод абсолютных и относительных разниц и др.

Методологической  основой представленной работы являются исследования российских и зарубежных авторов, законодательные акты, внутренние документы и материалы ООО  ПФ «Гелиос».

Среди теоретически важных могут быть отмечены исследования и научные публикации по проблемам стратегического и текущего планирования деятельности предприятий таких авторов, как Р.Л. Акофф, К. Боумен, Д. Дей,   Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, А. Томпсон-мл., А.Дж. Стрикленд III,                   О.С. Виханский, О.Т. Волкогонов, А.Т. Зуб, Б.Т. Кузнецов, Ю.Н. Лапыгин, И.В. Липсиц, А.И. Панов, А.Н. Петров и др.

Структурно дипломная  работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении определены актуальность, цель, задачи, методы и  краткая структура исследования.

В первом разделе выявлены сущность и основные направления  стратегического управления в современных  условиях, во втором –  проводится анализ деятельности ООО ПФ «Гелиос и предлагаются возможные стратегические пути его дальнейшего развития на рынке              г. Одинцово. В то же время лучше сделать три раздела: теоретический, аналитический и прикладной.

В заключении сделаны  основные выводы по проведенному автором дипломному исследованию.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Система стратегического управления и её основные понятия

 

Действия организаций  и их руководителей не могут сводиться  к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Современным инструментом управления развитием организации  в условиях нарастающих изменений  во внешней среде и связанной  с этим неопределенности является методология  стратегического управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Стратегическое управление является областью деятельности высшего  руководства предприятия, главная  обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития организации, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что дает организации конкурентные преимущества.

Анализ специальной  литературы убеждает в том, что в  настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления.

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы  и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно  меняющихся условиях внешней среды.

Существует целый ряд  определений стратегического управления, в которых делается упор на различные  его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности границ понятия.

Дефиниция (то есть установление содержания понятия) стратегического управления должна включать следующие аспекты1:

- стратегическое управление  – это вид, сфера деятельности  по управлению, состоящий в реализации  выбранных перспективных целей  через осуществление изменений  в организации;

- стратегическое управление – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;

- стратегическое управление  – это область научных знаний, изучающая приемы  и инструменты,  методологию принятия стратегических  решений и способы практической реализации этих знаний.

И. Ансофф в работе «Стратегическое  управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность  по стратегическому управлению связана  с постановкой целей и задач  организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям»2.

В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под  стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать  в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей»3.

Стратегический менеджмент имеет свои закономерности, которые следует учитывать при разработке стратегии развития компании.

Выделим основные принципы стратегического менеджмента4:

  1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организации полон противоречий, и для их разрешения должны разрабатываться эффективные способы в различных областях деятельности организации. Решения должны быть непротиворечивы.
  2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности, направленный на укрепление существующих конкурентных преимуществ, выявление и усиление новых.
  3. Обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, управляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотносительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функционирования и развития организации.
  4. Индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, экономическим потенциалом, культурой и другими чертами.
  5. Каждая стратегия состоит из двух частей: спланированной организацией и случайной, появившейся под воздействием внешней среды.
  6. Четкое организационное разделение задач стратегического управления и задач оперативного управления. Нельзя смешивать задачи текущего управления, эффективность решения которых определяется прибылью и позициями организации в данный момент времени, и задачи стратегические, нацеленные на выживание и процветание в долгосрочной перспективе.

Выделенные принципы являются достаточно общими, и их перечисление можно продолжить, но даже такой общий анализ позволяет проиллюстрировать сложность процесса стратегического менеджмента.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1 (с. 11).

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и  внутренней среды предприятия.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут  ее ждать, если она не сумеет вовремя  отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.


Рис. 1. Структура стратегического  управления

 

Анализ внутренней среды  вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.

Определение миссии и  целей предприятия, рассматриваемое  как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии, которая в концентрированной форме выражает смысл существования предприятия, его предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления под процессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует организация и к чему она стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа  и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами предприятие будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии – это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Информация о работе Совершенствования системы стратегического управления в ООО ПФ «Гелиос»