Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в тщательном и всестороннем изучении состояния и развития менеджмента в АПК.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение состояния управления на предприятии;
- выявление особенностей менеджмента в АПК;
- выявление профессиональных качеств менеджера;
- анализ производственно-экономической деятельности предприятия;
- изучение особенностей управления организацией, исходя из организационно-правовой формы;
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент - это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами. [9,с.5]
Особое место менеджмента в экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии, необходимые ресурсы и взаимоотношения с внешней средой, а также конкурентоспособность бизнеса. Знание основ менеджмента, методов управления предприятием, принятия решений - залог эффективной работы.
В современной теории управления ключевая роль отводится менеджеру, его социальной ответственности перед обществом. Первостепенная задача менеджера - высокий уровень организации работы, создание творческого климата в коллективе. Важнейшей его функцией становится разработка и реализация эффективной стратегии развития предприятия. Необходима совершенно новая концепция развития, приспособленная к сложившимся хозяйственным условиям. Руководители призваны стать инициаторами технологических и организационных перемен.
Важнейший фактор успеха - подготовка руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, обладающих чувством ответственности за результаты деятельности предприятия. Перед высшей школой стоит задача - научить будущих специалистов современным методам управления. [9,с.5]
Актуальность рассматриваемой работы заключается в том, что без менеджмента не будет существовать и развиваться предприятий. Ведь менеджмент координирует руководителей на правильное принятие управленческих решений и достижение поставленных целей предприятия.
Цель данной курсовой работы состоит в тщательном и всестороннем изучении состояния и развития менеджмента в АПК.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение состояния управления на предприятии;
- выявление особенностей
- выявление профессиональных качеств менеджера;
- анализ производственно-экономической деятельности предприятия;
- изучение особенностей управления организацией, исходя из организационно-правовой формы;
- анализ принятия и реализации управленческих решений на предприятии;
- выявление путей совершенствования существующих систем управления;
- изучение методов и форм
принятия управленческих
- анализ работы менеджера на предприятии.
При исследовании применялись следующие методы: «мозговая атака», статистический, графический, расчётно-конструктивный, метод обычного наблюдения.
Исходные материалы: годовые отчёты, данные оперативного и бухгалтерского учета, периодическая статистическая отчетность, статистические справочники, всевозможные научные издания и другие литературные источники, штатное расписание работников.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Современное состояние менеджмента или управления на предприятии
Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.
Один из крупных теоретиков менеджмента Г. Кунц уподобил ее «джунглям», в которых «множество подходов является обескураживающим и губительным». Продолжая эту метафору, специалисты указывают, что в настоящее время существует «тропа из джунглей» - концепция, позволяющая дать надежную основу для дальнейшего развития теории управления, для синтеза в ней существующих сегодня результатов. Это - ситуационный подход.
Согласно ему, как уже отмечалось, любая организация есть открытая система, взаимодействующая со «средой», а все, что происходит внутри нее, и все, что составляет содержание эффективного управления, невозможно охарактеризовать без ключевого понятия современного менеджмента - понятия адаптации. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции «стратегического менеджмента» и «управления персоналом», понятие «организационной культуры». Последняя вообще рассматривается как своеобразный «теоретический прорыв» в управленческой мысли, произошедший в 80-е гг.
Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организаций. Организационная культура как очень мощное средство управления (особенно широко используемое в Японии) по силе ее воздействия на поведение людей ставится сегодня на один уровень с такими, традиционно считающимися главными, факторами управления, как структура организации и мотивация.
Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.
Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента - за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря - это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.
Третья тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие:
1. Отказ от управленческого
2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.
3. Ситуационный подход к
4. Признание социальной
Принципы управления:
- лояльность к работающим;
- ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;
- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
- атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих (организационная культура);
- обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;
- своевременная реакция на изменения в окружающей среде;
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
- непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;
- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к людям;
- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;
- перспективное и целостное видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;
- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Итак, в данной главе были рассмотрены некоторые основные этапы и особенности развития теории управления, взглядов на природу и содержание управленческой деятельности.[17]
1.2. Особенности менеджмента в АПК
Сельскохозяйственное предприятие как бизнес состоит из двух взаимосвязанных аспектов: первый - это техническая сторона производства (технологии земледелия, растениеводства, обработки почвы), второй включает в себя функции и службы, обеспечивающие поддержку производственного процесса.
В условиях рыночной экономики роль менеджера сельскохозяйственного предприятия отличается от той, которую играл руководитель предприятия в системе с централизованной экономикой. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реализация, контроль и принятие решений.
Менеджмент сельского хозяйства (управление с/х предприятием как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.
Проблема планирования, стоящая перед менеджером, заключается в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным направлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организации) наилучшим образом.
Руководитель с/х предприятия должен обладать следующими качествами:
- способностью организовать
- знанием основных технических и технологических вопросов производства и маркетинга продукции предприятия;
- умением общаться со всеми,
занятыми в процессе
- способностью стимулировать
- способностью принимать решения.
Таким образом, менеджмент сельского хозяйства - это больше, чем просто планирование. Едва ли руководитель достигнет желаемой цели, составляя планы и жестко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.
Планирование требует от менеджера оценки будущих событий - составления прогноза. Однако в реальной жизни руководитель с/х предприятия действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.
Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:
- технические - погодные условия, болезни растений, изменение технологии;
- ценовые изменения спроса и предложения на рынке;
- организационные - политика официальных учреждений и банков;
- человеческие - поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.
Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуаций. Непременное условие этого - наличие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории:
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития менеджмента в предприятиях АПК