Современные подходы к исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовмк 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 2

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5

1.1. Диалектический  подход к исследованию, основные  положения 5

1.2. Процессный  подход к исследованию, сущность  и технология 7

1.3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность  и случаи использования 9

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13

2.1. Функциональный  подход к исследованию, сущность  и использование 13

2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14

2.3. Системный  подход к исследованию, его сущность 21

2.4. Интегративно-конвергенциальный  характер системного подхода  27

Заключение 30

Список литературы 33

Введение

Исследование  систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Методология, позволяет  определить цели. Она также находит  свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов и методов исследования.

По содержанию различают методологии:

- агностицизма, предполагающего невозможность  познания реальной действительности;

- дуализма, построенного  на предположении наличия в  явлении двух сущностей;

- материализма, в основе которого находится  материалистическое понимание всех  явлений;

- позитивизма,  исходные положения которого  сводятся, в основном, только к  изучению объекта с точки зрения  его полезности и оценке этой  полезности;

- теологизма, в основе которого вера в Бога (т.е. в высшее существо), абсолютную идею и т.п.;

- экзистенциализма, основывающегося на априорном  преувеличении фактических данных.

Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию, обусловливающего установление определенного вида зависимостей, связей и отношений в изучаемом объекте. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:

- механистический,  основанный на изучении в объекте  только причинно-следственных связей;

- метафизический, в котором приоритет отдается  связям движения в виде превращения  одного из них в другое с  последующим возвращением к исходному;

- биологический,  в котором приоритет отдается  функциональным связям биологического  характера (т.е. таким, как в живых организмах);

- диалектический, основанный на законах диалектики (закона единства и борьбы противоположностей  и др.

Цель курсовой работы рассмотреть основные подходы  к исследованию систем управления.

Исходя из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании работы следующие:

1. Диалектический  подход к исследованию, основные  положения; 

2. Процессный  подход к исследованию, сущность  и технология;

3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность  и случаи использования;

4. Функциональный  подход к исследованию, сущность  и использование; 

5. Рефлексивный  подход к исследованию;

6. Системный  подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер  системного подхода. 

При написании  работы автор использовал литературы отечественных авторов таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе  мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный

1.1. Диалектический  подход к исследованию, основные  положения

Выбор методологического  подхода к исследованию оказывает  самое существенное влияние на процесс  его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит  направленность всех исследовательских работ. Большая часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.  

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз на более высоком уровне и все это осуществляется по спирали. Глущенко В.В., Глушенко И.И. Исследование систем управления: Социоло-гические и экономические исследования, прогнозные и плановые иссле-дования, экспериментальные исследования. -- Московская область: Крылья, 2002. 

Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:

- непрерывного  движения и развития всех явлений;

- научности,  требующий использования всего  нового и прогрессивного и  обеспечивающий предвидение явлений,  возможность использования результатов исследований;

- взаимодействия, предполагающего использование  разнообразных связей, многовариантности,  и целостности отображения и  исследования явлений;

- объективности  и достоверности;

- противоречивости;

- преемственности;

- относительности;

- исторической  определенности.

Диалектический  подход к исследованию определяет практика, которая является:

1) основным методологическим  инструментом исследования;

2) движущей силой  исследования, так как определяет  то, что может быть для нее  актуальным;

3) важнейшим  потребителем результатов исследования;  

4) основным критерием  истинности результатов исследования. Существенную значимость при  использовании диалектического  подхода приобретают исторический  и логический методы познания  истины. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб-ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 

Диалектический  подход к исследованию в связи  с его положениями о постоянстве  происходящих изменений, необходимости  замены всего устаревающего новым  является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов и методов диалектического подхода к исследованию в сочетании с методологическим инструментарием других подходов является в современный период его практической формулой. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб-ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

1.2. Процессный  подход к исследованию, сущность  и технология

Процессный подход (процесс - последовательная смена состояний  в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к  управлению в целом. Он рассматривает  управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).

Часто выход  одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб-ное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Рис.1. Основные составляющие процесса исследования

Технологически  процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.

Рис.2. Виды процессного  подхода к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный

Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:

- непрерывности  взаимосвязанного проведения исследовательских  работ;

- получении синергетического  исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном  улучшении процессов, основанных  на объективных результатах исследования.

1.3. Ситуационный  подход к исследованию, сущность  и случаи использования

В настоящее  время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.

В этих случаях  следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном  изучении сложившейся ситуации и  проведении исследовательских работ  на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с  аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее  и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления