Современные подходы к исследованию систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления - научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный 5
1.1. Диалектический подход к исследованию, основные положения 5
1.2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология 7
1.3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования 9
Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления 13
2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование 13
2.2. Рефлексивный подход к исследованию 14
2.3. Системный подход к исследованию, его сущность 21
2.4. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода 27
Заключение 30
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовмк 1.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

В реализации ситуационного  подхода важно представление  исследователя о рассматриваемой  проблеме или задаче и соответствующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.

1. Если сравнительно  часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ; Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Когда возникают  ситуации, отличающиеся от типовых  и не имеющие стандартных готовых  исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение  от типовой ситуации, вызванной  информационной неопределенностью  имеющейся информации, можно использовать  специально разрабатываемые советующие  компьютерные программы с нечеткой логикой; выполнение таких "советов" позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

- при полном  отклонении от типовой ситуации  и отсутствии информации для  принятия исследовательских выводов  следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

При использовании  ситуационного подхода объектами  исследования могут быть методы и  стиль управления, ОСУ, стратегия развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и СУ в целом.

Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления

2.1. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование

Тесно взаимосвязанным  с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой  СУ или ее составляющих элементов  только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Именно поэтому  все то, что отражает поведение и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении  в изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в "черном ящике" меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2002..

Функциональный  подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при  исследовании сиссловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник. -- М.: ДЕКА, 2001.

В этих случаях  следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается в оперативном  изучении сложившейся ситуации и  проведении исследовательских работ  на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с  аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее  и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в конкретных условиях и обстоятельствах.

В реализации ситуационного  подхода важно представление  исследователя о рассматриваемой  проблеме или задаче и соответствующих решениях.

В ситуационном подходе, также как и в системном, должен использоваться процессный подход.

Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.

1. Если сравнительно  часто повторяются типовые ситуации, требующие проведения однотипных исследовательских работ и этапов изучения СУ, когда заранее вырабатываются стандартные исследовательские процедуры, выводы и решения. Это позволяет не тратить много временных, трудовых и материальных ресурсов на разработку методик и проведение исследования, достаточно лишь идентифицировать реальную исследовательско-управленческую ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по принятию решения. В настоящее время это можно оперативно сделать с помощью специально разрабатываемых советующих компьютерных программ; Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Когда возникают  ситуации, отличающиеся от типовых  и не имеющие стандартных готовых  исследовательских процедур разрешения. Для данного варианта возможно следующее:

- при отклонение  от типовой ситуации, вызванной  информационной неопределенностью  имеющейся информации, можно использовать  специально разрабатываемые советующие  компьютерные программы с нечеткой  логикой; выполнение таких "советов" позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;

- при полном  отклонении от типовой ситуации  и отсутствии информации для  принятия исследовательских выводов  следует использовать методы ситуационного анализа (например, факторного, балансового), что не исключает применение аналитических компьютерных программ.

При использовании  ситуационного подхода объектами  исследования могут быть методы и  стиль управления, ОСУ, стратегия  развития организации, внутренняя и внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и СУ в целом.

Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В настоящее время он предполагает использование экономических и логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет связи информатикой, интеллектуальными советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими науками. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. -- М.: Финансы и статистика, 2003.

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система управления

2.1. Функциональный  подход к исследованию, сущность и использование

Тесно взаимосвязанным  с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой  СУ или ее составляющих элементов  только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Именно поэтому  все то, что отражает поведение  и отношения таким образом представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.

При изменении  в изучаемой системе каких-либо параметров в связи с происходящим процессом в "черном ящике" меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2002..

Функциональный  подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при  исследовании систем управления процессного  подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

2.2. Рефлексивный  подход к исследованию

Термины и определения в области рефлексивности.

В государственном  образовательном стандарте для  специальности "Менеджмент организации" записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.

Для понимания  сущности рефлексивного подхода  к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием "рефлексивный". Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. -- М.: Финансы и статистика, 2002.

Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая  ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.

В работе Д. Юма "Трактат о человеческой природе" рефлексия характеризуется как  вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном  чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.

Следует сказать, что исходя из этих определений рефлексия у человека может проявляться в реальных условиях и при наличии знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных проблем и задач. В логике отношение называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком же отношении к самому себе.

Таким образом, соблюдается правило тождества  и одновременности явлений, например:

если а = в,

то в = а (симметрия),

Информация о работе Современные подходы к исследованию систем управления